Что за чудо? вот так чудо: сверху блюдо, снизу блюдо. ходит чудо по дороге. голова торчит да ноги.

ВВЕДЕНИЕ

Вашему вниманию предлагается набор пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он складывается из десяти альбомов:

Автоматизация звука С в игровых упражнениях

Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

Автоматизация звуков не, Щ в игровых упражнениях

Автоматизация звука Л в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях

(Автоматизация звука Р в игровых упражнениях

Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена совокупность упражнений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в занимательную игру. В один момент с автоматизацией звуков у ребенка совершенствуется навык чтения, начинается небольшая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию содействует более стремительной автоматизации звуков в спонтанной речи, формированию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуках и

соответствующих буквах, формированию навыка слов и звукобуквенного анализа слогов. Одновременно с этим происходит развитие небольшой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это есть со своей стороны своевременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности этапа дефекта и речевого ребёнка коррекционной работы игры и задания смогут

употребляться логопедом комбинированно.

Автоматизация звуков 4, Щ проводится по классической в логопедии схеме. Сперва проводится комплекс упражнений

артикуляционной гимнастики. После этого предлагаются упражнения на автоматизацию звуков 4, Щ изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

Чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более увлекательным и действенным, предлагается последовательность запасных приёмов.

Одним из них есть применение в работе небольших объёмных (к примеру, от киндер-сюрпризов) либо плоских игрушек, заглавия которых содержат автоматизируемые звуки*. Данный приём кроме этого оказывает помощь активизировать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу в течении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, непременно, приводя к положительным эмоциям. Игровая обстановка создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению, содействует стремительному контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр:

1. Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, именует в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картины, перемещая по ним выбранную игрушку. Перемещение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. В случае если слово именуется ребенком неправильно, то следующий движение запрещено , пока слово не будет названо правильно.

2. Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при перемещении по лабиринту обязан не только назвать картины, но и показывать направление следующего хода. К примеру, чай — вправо, чайка — вправо, чайник — вниз…»%

3. Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сперва ребёнок именует все картины по порядку, а после этого, начиная с картины, отмеченной звёздочкой, — через одну.

4. Лабиринт напротив. Сперва ребёнок проговаривает все слова — заглавия картин лабиринта. После этого ставит игрушку на последнюю картину лабиринта и двигается в обратном направлении, именуя слова.

Эти игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 4—5, 20—21). В случае если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок обязан придумать слово с автоматизируемым звуком

в определенной позиции.

В будущем закрепление произношения звуков происходит в словосочетаниях, предложениях, стихотворных текстах и рассказах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребёнком вас в обязательном порядке порадуют.

* На обороте обложки представлены следующие плоские игрушки: Дюймовочка, черепаха, щенок, гонщик.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2, 4, предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3, 5, б выполняются 10—15 раз.

ЛОПАТОЧКА 2. ЧАШЕЧКА

Рот открыть. Положить широкий Открыть рот. Широкий расслабленный язык
расслабленный язык на нижнюю губу. поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю
Занести «лопатку» в рот, стараясь не часть языка, загнув кверху боковые края.
напрягать язык.

ЛОШАДКА 4. ГРИБОК

Присасывать язык к нёбу, растягивая Улыбнуться (зубы видны), немного открыть рот.
подъязычную связку. Щёлкать языком Присосать широкий язык всей плоскостью
медлительно и очень сильно. Нижняя челюсть к нёбу и открыть рот.
должна быть неподвижна!
5. ВКУСНОЕ 6. ПОЧИСТИМ
ВАРЕНЬЕ ЗУБКИ
Сперва делать с
закрытым ртом, после этого
— с открытым.
Рот немного открыть. Широким языком «Почистить» кончиком языка верхние
облизывать верхнюю губу, делая перемещения зубы с внутренней стороны (слева —
сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна! направо, сверху вниз). Нижняя челюсть
неподвижна!

V

Упражнение «Паровозик».Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по дорожке,произнося четко: Ч-Ч-Ч… (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка хорошо прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка немного поднята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

Упражнение «Песенки».Дюймовочка решила научить тебя верно произносить собственный любимыйзвук Ч. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай пристально и повторяй песенки вместе с Дюймовочкой. Попытайся не ошибаться. (Смотрите за отчётливым

произнесением звука Ч в рядах слогов. В случае если ребёнок допустил неточность, предложите ему повторить последовательность слогов ещё раз.)

Лабиринт 1

Перед тем как начать работу с лабиринтами, пристально прочтите введение!

Упражнение «Живое — неживое»*.Сперва назови слова, обозначающие живые предметы, а после этого —неживые предметы.

Упражнение «Чудесная палочка»*.Дотрагиваясь чудесной палочкой до картин, поменяй ихназвания по примеру. Пример: чайка — чайки. Какие конкретно слова остались прежними?

Упражнение «Предугадай».Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет ипроговори оба слова совместно. Пример: Выпивают… (чай).

Упражнение «Фотограф»*.Посредством чудесного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) какможно больше картин. Закрой альбом и назови эти картины.

* Тут и потом: игры, отмеченные звёздочкой, смогут проводиться с любым лабиринтом. Не считая предложенных упражнений возможно применять задания из лабиринтов со звуком Щ (с. 20, 21).

Список картин лабиринта: чай, чайка, чайник, , чулки, чеснок, чемодан, человек, черепаха.

Лабиринт 2

Упражнение «Эхо»*.Послушай слова.(Взрослый именует каждые 2—5картин.)Запомни их иповтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.

Упражнение «Чего не стало?»*Разгляди и запомни картины. Я закрою одну картину волшебнымэкраном, а ты взгляни и сообщи, чего не стало. (Упражнение повторяется пара раз.)

Упражнение «Хлопушки»*.Следуя по лабиринту, назови картины по слогам, определяя количествослогов хлопками. После этого я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

Упражнение «Составь предложение»*.Выбери любое слово-картину и составь с ним предложение.

Пример: В поликлинике девочку встретил доктор.

Список картин лабиринта: доктор, грач, мяч, ночь, луч, обруч, ключ, клинок, печь.

Упражнение «Четвёртый — лишний».Отыщи в каждой рамочке лишнюю картину и обведи её в кружок.

Растолкуй собственный выбор. Назови лишние картины, чётко произнося звук Ч.

Упражнение «Посчитай».К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, пчёл и кузнечиков.Пример: одна бабочка, две бабочки… Кого пришло больше? Кого — меньше? Посчитай насе-комых в обратном порядке. Пример: четыре бабочки, три бабочки…

Упражнение «У кого кто?»Закончи предложения по картинам. Назови детёнышей животных, четкопроговаривая звук Ч.

Упражнение «Новые слова».Чиполлино выяснил, что в случае если заменить в слове хотя бы одну букву, егосмысл изменится. Проверь, так ли это?

Замени в словах первый звук на звук Ч. Пример: худо —… (чудо). Какие конкретно словау тебя оказались?

ХУДО — … БАС

— …

ГАЙКА — …

ШАРЫ — …

ТАЙНИК — …

Замени в словах последний звук на звук

Ч. Пример: мел — … (клинок). Какиеслова у тебя оказались?

МЕЛ — …

НЕПРИЯТЕЛЬ …

ЗАМЫСЕЛ — … КУЛИК — … ГРАММ — …

Упражнение «Составь предложение».Составь предложения о Танечке и Ванечке по схемам с опоройна картины. Пример: Ванечка… часы. — Ванечке подарили часы.

Упражнение «Исправь предложение».Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них всеслова. Послушай предложения. Отыщи и исправь неточности черепашонка.

Почта принесла почтальона.

Задача решила ученика.

Овечки пасут чабана.

Черника собирала внучку в лесу.

Мы взяли на чемодан дачу с вещами.

Бабочка ловит девочку сачком.

Рыбка поймала Вовочку на удочку.

Упражнение «Пересказ с картинами». Повтори предложения, заменяя картины словами.

Перескажи рассказ сначала.

Упражнение «Поведай-ка». Послушай рассказ. Перескажи его по картинам.

Миша живёт в деревне у дедушки и бабушки. Утром он пасёт овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Мише оказывает помощь собачка Жучка.

Днем Миша берёт удочку и идет с Жучкой на речку. В том месте приятели рыбачат и играются в мяч.

Вечером Миша с дедушкой и бабушкой садятся около печки и выпивают чай.

Упражнение «Сложи картину».Отгадай загадки. Сложи из счётных палочек (спичек) картины пообразцу. Отыщи в памяти и повтори каждую тайную.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.

Л. Ульяницкая

Какие конкретно слова со звуком Ч ты запомнил из этого стихотворения?

Немыслимые приключения итальянцев в Российской Федерации (комедия, реж. Эльдар Рязанов, 1973 г.)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: