Что значит: слава и позор подобны страху?

Лао Цзы

Дао Дэ Цзин

(перевод А. Маслова)

КНИГА ПЕРВАЯ

Дао, которое возможно выражено словами,

не есть постоянное Дао.

Имя, которое возможно поименовано,

не есть постоянное имя.

Небытие зовётся началом Земли и Неба.

Бытие зовётся Матерью мириад созданий.

Исходя из этого, хотя узреть

его утончённо—неуловимую сущность,

получи постоянство небытия.

Хотя замечать его проявления,

пребывай в постоянстве бытия.

оба они произрастают совместно

и различаются только именем.

Будучи тождественными,

они зовутся сокровенным.

Сокровенное и ещё раз сокровенное —

врата ко множеству потаённого.

Только лишь в Поднебесной определили,

что прекрасное — красиво,

в тот же час показалось и уродство.

Когда все выяснили, что добро — это добро,

в тот же час показалось и зло.

Потому что отсутствие и наличие порождают друг друга;

Сложное и простое создают друг друга.

Долгое и маленькое поверяют друг друга.

Высокое и низкое тянутся друг к другу.

Голоса и звуки приходят в гармонию между собой.

До и по окончании следуют приятель за втором.

Исходя из этого мудрец действует недеянием

и учит молчанием.

Мириады созданий появляются из этого, а он не правит ими.

Он порождает их и не владеет ими:

действует, не имея воздаяния;

достигая совершенства, не вычисляет это успехом:

потому, что он ни при каких обстоятельствах не пытается к успеху,

тот ни при каких обстоятельствах не покидает его.

Не превозноси умных —

и люди не будут соперничать.

Не цени редкие вещи — и не будут воровать.

Не смотри на то, что возбуждает жажды,

и сердца людей не придут в смятение.

Исходя из этого, руководя людьми,

мудрец опустошает их сердца

и наполняет желудки:

ослабляет их волю, но усиливает их кости;

всегда стремится к тому,

дабы они были незатронуты знаниями

и свободны от жажд, а те, кто освящён мудростью.

не помышляли о действии.

Действуй недеянием

— и не Будет того, что не управлялось бы тобой.

Дао пустотно,

но применением не исчерпать его.

Глубочайшее! Оно подобно предку мириад существ.

Притупи лезвие, развяжи узлы,

пригаси блеск, уподобь его пылинке.

Отсутствующее!

Только кажущееся присутствующим тут.

Мне не постичь, чьим сыном оно есть,

но думается предком Владыки.

Земля и Небо не добры

и относятся к мириадам существ,

как к соломенным собачкам.

Умный человек не добр

и относится к людям,

как к соломенным собачкам

Не подобно ли пространство

между Землёй и Небом

[кузнечным] мехам?

Будучи пустотным, оно неисчерпаемо.

Чем больше оно движется,

тем больше ему прибавляется.

Произносящий очень много речей

не сравним со сберегающим это в себе.

Дух в равнине ни при каких обстоятельствах не умирает.

И зовётся это сокровенной самкой.

Врата сокровенной самки зовутся корнем Земли и Нева.

Чуть различимое, только кажущееся присутствующим тут,

оно неисчерпаемо в применении.

Небо извечно, Почва – долгосрочна.

Земля и Небо смогут быть извечны

и долгосрочны

потому что они не порождают сами себя.

Вот из-за чего они извечны и долгосрочны.

Исходя из этого мудрец, становясь сзади всех,

оказывается в первых рядах всех,

пренебрегает собой и потому сберегает себя.

Разве этим он не преследует личных целей?

Исходя из этого он и может достигнуть их.

Человек высшей Благости подобен воде.

потому что вода приносит пользу мириадам существ,

не соперничая с ними,

и находится в том месте,

которое все ненавидят.

Исходя из этого она близка Дао.

В жилище он ценит почву.

в сердце ценит глубину,

в альянсе ценит человечность,

в словах ценит честность,

в правлении ценит порядок,

в поступках ценит свойстве,

в делах ценит время.

Потому, что он не соперничает,

он и не допускает неточностей.

Лучше своевременно остановиться.

чем наполнить [сосуд] до краёв.

В случае если заточить лезвие до предела.

то продолжительно его не сохранить.

Покои смогут выть полны каменьев и золота,

но не найдётся того, кто устерёг бы их.

Похваляться знатностью и богатством —

значит накликать на себя беду.

добившись успеха — отступай.

В этом – Путь Нева.

Возможно ли, соединив плоть и душу,

объять Единое и не потерять это?

Возможно ли, регулируя ци и становясь податливым.

получить состояние новорождённого?

Возможно ли, отполировав сокровенное зеркало.

не оставить на нём пятен?

Возможно ли, любя народ и правя страной,

пребывать в недеянии?

Возможно ли, открывая и закрывая Небесные Врата,

сохранять состояние самки?

Возможно ли, постигнув четыре начала,

пребывать вне знания?

Давать жизнь и вскармливать?

Давать жизнь и не владеть этим?

Действуя, не потребовать воздаяния?

Взращивая, не править этим?

Это зовётся сокровенной Благостью.

Тридцать спиц соединяются в одной ступице.

Применение же повозки

обуславливается пустотой между ними.

Чтобы изготовить сосуд,

размешивают глину.

Применение же сосуда обуславливается

пустотой в нём.

Чтобы соорудить жилище,

прорубают двери и окна.

Применение же жилища обуславливается

пустотой в нём.

Исходя из этого ту пользу, которую приобретаем

благодаря наличию,

мы можем применять

только благодаря отсутствию.

Пять цветов слепят глаза человека.

Пять тонов музыки притупляют его слух.

Пять вкусовых ощущений ранят его рот.

Скачка на лошадях и охота

делают необузданным его сердце.

Редкие вещи влекут человека

к совершению зла.

Исходя из этого мудрец заботится о желудке,

а не о глазах; отказывается от одного, чтобы достигнуть другого.

позор и Слава подобны страху.

Ценить собственное тело —

то же самое, что ценить величайшие несчастья.

Что означает: позор и Слава подобны страху?

Кроме того при мельчайшей славе,

достигая её — страшатся,

утрачивая — страшатся также.

Это и значит: позор и Слава подобны страху.

Что означает: Ценить собственное тело — то же самое,

что ценить величайшие несчастья?

Обстоятельство, по которой я сталкиваюсь

с величайшими несчастьями,

заключена в том, что я имею тело.

Если бы я не имел тела,

откуда же взяться несчастьям?

Исходя из этого, тому, кто ценит Поднебесную

больше, чем себя,

возможно доверена Поднебесная.

Тот, кто обожает Поднебесную больше, чем себя,

встретит помощь Поднебесной.

Смотрим на него и не видим.

Кличем это обыкновенным.

Слушаем его и не слышим.

Кличем это редким.

Пробуем коснуться его и не достигаем.

Кличем это небольшим.

Эти три ипостаси нереально поделить,

потому что смешаны они и являют собой Единое.

Его верхняя часть не источает света.

Его нижняя часть не окутана мраком.

Чуть различимое, его запрещено кроме того поименовать.

Оно возвращается к тому,

что не имеет сущности.

Это зовётся формой, не имеющей форм:

образом, не имеющим сущности.

Это зовётся расплывчато—туманным.

Встретившись с ним, не встретимся с ним начала.

Следуя за ним, не встретимся с ним тыльной стороны.

Придерживайся пути древности,

чтобы осуществлять контроль дела сегодняшние.

Свойство познать изначальную древность

и зовётся принципом Дао.

С древности искушённый супруг видел

Мельчайше-утончённое,

проникал в сокровенное

и был непостижим в собственной глубине.

По причине того, что он непостижим,

возможно только обрисовать его.

Он робок, Словно бы переходит реку зимний период.

Он осмотрителен,

как будто бы опасается собственных соседей.

Он важен, как гость.

Он неоформленно-распылён. Словно бы тающий лёд.

Он неотёсан, подобно необработанному дереву;

пустотен, подобно равнине;

неясен, как будто бы загрязненная вода.

Кто способен при помощи спокойствия

мутное неспешно сделать прозрачным?

Кто способен при помощи продолжительного перемещения

неспешно породить к судьбе Безмятежное?

Сберегающий Дао и не стремящийся к избытку.

Только вследствие того что он не пытается к избытку,

он способен сокрыться, не воплощаясь снова.

Достигая предельной пустоты,

Я сохраняю полный покой.

Ужасная ИСТОРИЯ…


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: