Чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Эпиграфом к моему проекту помогают слова Джанни Родари

« Сказка для ребёнка- такое же важное и настоящее дело,

Как игра: она нужна ему для того , дабы определиться,

дабы изучить себя, измерить, оценить собственные возможности».

Сейчас любой из нас осознаёт, что будущее страны зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемым элементом жизни человека. С момента появления людей на Земле появляются и экономические отношения, потому, что человек отличается от всего остального живого мира тем, что может поменять мир в соответствии с своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям судьбы. В изменяющихся условиях современного общества судьбы постоянное экономическое образование нужно затевать как раз с дошкольного возраста,- в то время, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с родителями и воспитателями, путешествуя по этому новому необычному и увлекательному миру, он получает дешёвые ему знания и осознает, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Экономическое воспитание приближает дошкольников к настоящей судьбе, оказывает помощь ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Исходя из этого экономическое воспитание – серьёзное направление в дошкольной педагогике – на данный момент актуально и пользуется спросом особенно остро.

дошкольник и Экономика, на первый взгляд, кажутся понятиями полностью не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет собственной жизни попадает в экономическую среду, наполненную процессами и экономическими понятиями. Разные профессии, продажа и покупка товаров, реклама по телевизору, беседы своих родителей о бюджете семьи – это далеко не полный список того, с чем всегда сталкивается дошкольник. Современная судьба очень непредсказуема, но в также время весьма увлекательна, как раз исходя из этого сложные экономические процессы, так завлекают малышей.

В научных изучениях последних лет (Л.М. Клариной, А.Д. Шатовой, Е.А. Курак, Л.И. Галкиной и др.), посвященных экономическому воспитанию личности на этапе дошкольного детства, в первую очередь, акцентируется внимание на подборе дешёвых для ребенка знаний из области экономики. А.Д. Шатова считает, что «суть работы по экономическому воспитанию пребывает в том, дабы привить детям верное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».

Старший дошкольный возраст есть благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, поскольку как раз в это время дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно – невыгодно», «дорого — дешево», «честно – нечестно».

Сейчас показалось довольно много игр и художественных произведений с экономическим содержанием, направленных дошкольникам . Они направлены на ознакомление детей с экономическими понятиями, категориями, законами, с учётом психолого-физиологических изюминок дошкольников.

Наличие произведений с экономическим содержанием, с одной стороны, и отсутствием целенаправленного экономического воспитания с другой, послужило обстоятельством для углублённого изучения данной неприятности .без сомнений неприятность экономического воспитания детей актуальна , современна и достаточно сложна и её нужно затевать как возможно раньше и эта одна из обстоятельств того что подтолкнуло меня на работу над данной проблемой.

Пониманию многих экономических явлений, понятий, формированию познавательного интереса к экономике, созданию хорошей мотивации к ее изучению в значительной мере содействует сказка.

Сказка занимает особенное место в жизни ребенка. сказочные персонажи и Сюжеты сказок завлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.

Каждая сказка : народная, авторская — «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе громадный образовательный и воспитательный потенциал.

Сказка – это особенный литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности, исходя из этого я решила , что в начале необходимо ввести ребёнка в проблему экономического воспитания при помощи сказки. Нужно было выбрать прекрасно привычные детям сказки, достаточно актуальные в которых сюжет отражает экономическое содержание.

Забрав это направление для изучения, я поставила перед собой цель– изучить возможности сказки в обучении детей азам экономики и формировании экономических представлений, а внедрить в работу с детьми.

В соответствии с целью поставлены задачи:

1. Вырабатывать экономическое сознание детей при помощи сказки;

2.Побуждать здоровый интерес к экономическим понятиям;

3. Содействовать формированию экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями ( деньги, товар, бюджет, потребности, труд);

4. Дать представление о финансовых символах ( монета, купюра) России;

5.Раскрыть сущность понятия « домашний бюджет» ( зарплата, стипендия, пенсия);

6.Вырабатывать на дешёвом уровне связь понятий « труд-продукт-деньги»;

7. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных обстановках;

Правила построения проекта:

1. Возрастное соответствие — предлагаемые сказки учитывают возможности детей данного возраста.

2. Доступность предлагаемого материала.

3.постепенность и Системность его усвоения.

4.Преемственность- любой следующий этап базируется на уже организованных навыках и, со своей стороны, формирует «территорию ближайшего развития».

5.Наглядность -применение наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных разработок.

6.Коллективное сотрудничество.

7.Здоровьесберегающий принцип — обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

В качестве средств экономического воспитания употреблялись:

— сказочные персонажи,

— игровые формы,

— чтение сказок с предстоящим их дискуссией,

— создание проблемных проекта и ситуаций выхода из них,

Новизна проекта.

При помощи обычной сказки, переложив её на современный лад – формируется экономическое образование детей.

Для реализации поставленной цели и задач я наметила работу по двум направлениям:

— с детьми,

— с родителями.

Работу по экономическому воспитанию начала с изучения сказочных произведений различных видов: народные сказки, авторские , что разрешило отобрать серию сказок, самые ценных с позиций как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. И в народных , и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных обстановок, ответ которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

После этого создала перспективный замысел, что включает 6 блоков:

— потребности,

— деньги,

-труд,

— бюджет семьи,

— расход и доход,

— товар.

Сказки расположила в последовательности, разрешающей сперва организовать у детей представления о потребностях, после этого о труде, товаре, деньгах.

Для раскрытия этих экономических категорий выбрала следующие сказки:

— Раскрывающая потребности: К. И. Чуковского « Телефон», А.С. Пушкина «Сказка о рыбке и рыбаке».

— Для раскрытие труда, использую сказки: « Терем – Теремок», «бобовое зёрнышко и Петушок»

— Русская народная сказка «Каша из топора» — уточняет у детей представления о смекалке, осуждение жадности.

— Понятие «товар» раскрывается в сказке К. И. Чуковского « Федорино горе»

— Формирующая представление о рациональном выборе матриала британская сказка « Три поросёнка».

— Понятие «деньги» раскрывается в сказке К.И. Чуковского « Муха- Цокотуха».

— В сказке А. Толстого «Приключения Буратино» — формируется представление о методах повышения дохода и другие.

Опираясь на ведущий в педагогике дошкольного детства, принцип наглядности я старалась подбирать доступный для воспитания иллюстративный материал, атрибутику к сюжетно- ролевым, сюжетно-дидактическим играм , благодаря которым направляла детей на развитие экономического мышления, воспитания таких качеств личности как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и для ознакомления с экономическими понятиями («труд», «потребность», «товар», «деньги»

« бюджет»).

Организуя работу по данному направлению, опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности:

— игровую,

— продуктивную,

— театрализованную.

Знакомя детей со сказкой старалась привести к интересу к сказке, эмоциональное отношение к ее храбрецам, подвести к пониманию содержания сказочного произведения. Направить детей на «экономическое» содержание сказки, овладеть средствами сотрудничества со сказочными храбрецами, умением высказывать оценочные суждения о поступках храбрецов с «экономических» позиций.

К примеру, в то время, когда проводила игру- занятие « бережное отношение и Товар к нему по сказке К. И. Чуковского « Федорино горе». Эта сказка вынудила детей задуматься над вопросами:

1.Из-за чего все вещи убежали, ускакали от Федоры?

2.Обожали ли вещи собственную хозяйку?

3. В то время, когда они возвратиться?

4. Как именно Федора их вернула?

5. Как Федору отблагодарила за труд?

6. Кого именуют бережным, трудолюбивым?

Создала дидактические игры, такие как: « Кто, что делает?», « Кто трудиться, кто играется?», « Какие конкретно бывают доходы?» и другие, проблемные обстановки « Обязанности козлят», « Письмо ослику», « Тайная бельчат» и другие, каковые оказывают помощь закреплять экономические понятия, развивать экономическое мышление.

Большое количество с детьми разыгрывали экономических обстановок из сказок, каковые разрешают по- новому посмотреть на узнаваемые сюжеты- А. Толстого « Золотой ключик, либо Приключения Буратино», К.Чуковского « Муха- цокотуха» и другие.

Параллельно вела работу с родителями т.к. работа по экономическому воспитанию дошкольников нереально без участия своих родителей, понимания ими значимости неприятности. Так как семья – настоящая экономика, и в ней дети не обучаются жить, а живут. В первую очередь мы совершили анкетирование на тему: « Отношения своих родителей к экономическому воспитанию дошкольников» Результаты совершённого анкетирования продемонстрировали, что родители, по большей части, теоретически признают полезность и необходимость экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а фактически мало делают для приобщения к миру экономики. Это разрешило выяснить кое-какие направления совместной деятельности с родителями:

1. Информирование своих родителей через встречи в домашнем клубе « У очага», за круглым столом, за чашкой чая и второе.

2. Участие своих родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздничные дни, конкурсы);

С родителями проводились консультации « Нужна ли экономика дошкольникам?», беседы, давались советы о том, как направляться общаться с их ребёнком в плане экономического воспитания. Родители деятельно начали учавствовать в изготовлении дидактических игр, атрибутов к занятиям.

Тест на Самый Острый Слух в Мире


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: