Чувственное познание выражается в формах

Чувство Восприятие Представление

Материал для группы2

Рациональное познание

Рациональное познание — процесс получения знаний о вправдусти при помощи осуществления разных мыслительных процедур.

Рациональному познанию, так же как и чувственному, характерны определенные формы, к числу которых относят:

• понятие;

• суждение;

• теорию.

Под понятием подразумевают идея, выделяющую из действительности некоторый класс предметов при помощи указания на их неспециализированные показатели. Так, понятие дает нам возможность зафиксировать знание об неспециализированных показателях какого-либо класса предметов.

Суждение — идея, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Суждения включают в себя понятия, а понятия раскрываются через суждения, Так, к примеру понятие «преступление» входит в суждение «существуют правонарушения, посягающие на безопасность личности».

Теория является системой взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающую совокупность закономерностей и законов в какой-либо предметной области. На протяжении рационального познания употребляются различные способы, другими словами методы познания. К числу важнейших способов рационального познания относятся:

• анализ;

• синтез;

• индукция;

• дедукция, обобщение;

• абстрагирование;

• определение и др.

Особенности рационального познания

Рациональное познание владеет рядом черт, принципиально отличающих его от чувственного познания.

Рациональное познание имеет обобщенный темперамент. Это проявляется в способности человека выявлять общее у разных предметов, в то время как на уровне чувственного познания отображаются показатели, специфичные для конкретного индивида.

Рациональное познание носит слишком общий темперамент (от лат. abstractio — отвлекаться от чего-либо), другими словами владеет способностью отвлекаться от частных, несущественных показателей предметов. Слишком общий темперамент рационального познания проявляется в способности человека в мыслях создавать абстрактные объекты.

Рациональное познание, в отличие от чувственного, деятельно и целенаправленно. В собственных мыслях мы можем произвести каждые преобразования предмета, поставить любой мысленный опыт, распознать отношения и свойства предметов между ними, каковые непознаваемы конкретно, посредством органов эмоций.

Рациональное познание конкретно связано с языком. Все мыслительные процессы осуществляются посредством языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания.

Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. Фактически в любом рассуждении человек опирается на эти органов эмоций. К тому же, познавая мир, человек не просто фиксирует реакции собственного организма на внешние действия. Его сознание деятельно вмешивается в процесс чувственного познания.

Вопросы к группе 2

1) Что такое «рациональное познание»?

2) Обрисуйте и объясните механизм рационального познания.

3) Какие конкретно особенности оно имеет?

4) Его сильные и не сильный стороны?

Итог — формирование понятия о данном предмете

Африка Фрукт Изогнутый Гроздь Вкусный

Напоследок еще раз выделю неразрывную сообщение отдельных форм чувственного и рационального познания, и этих двух видов познания между собой. Я уже отмечала, что такие формы чувственного познания, как представление и восприятие, содержат элементы, свойственные мышлению. Наблюдения за развитием детей первого года судьбы продемонстрировали, что осязание развивает другие органы эмоций, формирует умственные свойства. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, демонстрируют громадные умственные и физические возможности, чем их сверстники. Ученые нашли кроме этого, что, в то время, когда ребенок засовывает в рот какие-то предметы, он, применяя самые чувственные органы осязания — губы и язык, не просто хочет почувствовать их вкус. Пробуя при помощи осязания узнать форму либо твердость предмета, ребенок в один момент развивает другие органы эмоций, к примеру зрение.

III. Результат урока

1. В чем суть категории «бытие»?

2. Что и как изучает гносеология?

3. Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание

Выучите § 21, выполните задания.

ПОЗНАНИЕ и СОЗНАНИЕ

Ощущения — это эти органов эмоций об отдельны х особенностях отдельных предметов.

Восприятие — это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений.

Представление- это верховная форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне яркого контакта с ним.

Понятие — идея, выделяющая из действительности некоторый класс предметов при помощи указания на их неспециализированные показатели.

Суждение — идея, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.

Истина — адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех либо иных изюминок познающего субъекта.

Заблуждение — неадекватное отражение действительности.

Наблюдение- целенаправленное изучение отдельных явлений и предметов, на протяжении которого происходит получение знания о признаках и внешних свойствах изучаемого объекта.

Опыт — способ изучения явлений, что осуществляется в строго определенных условиях, причем последние смогут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на базе их сходства в ряде иных взаимоотношений.

Сознание — свойство человека оперировать образами социального сотрудничества, природных и культурных связей, отделенными от ярких контактов с людьми и актов деятельности, разглядывать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров собственного поведения.

Самосознание — определение человеком себя как личности, талантливой принимать независимые ответы, вступать в опредроблённые отношения с другими людьми и природой.

ПОЗНАНИЕ и СОЗНАНИЕ

Ощущения — это эти органов эмоций об отдельны х особенностях отдельных предметов.

Восприятие — это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений.

Представление- это верховная форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне яркого контакта с ним.

Понятие — идея, выделяющая из действительности некоторый класс предметов при помощи указания на их неспециализированные показатели.

Суждение — идея, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.

Истина — адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех либо иных изюминок познающего субъекта.

Заблуждение — неадекватное отражение действительности.

Наблюдение- целенаправленное изучение отдельных явлений и предметов, на протяжении которого происходит получение знания о признаках и внешних свойствах изучаемого объекта.

Опыт — способ изучения явлений, что осуществляется в строго определенных условиях, причем последние смогут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на базе их сходства в ряде иных взаимоотношений.

Сознание — свойство человека оперировать образами социального сотрудничества, природных и культурных связей, отделенными от ярких контактов с людьми и актов деятельности, разглядывать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров собственного поведения.

Самосознание — определение человеком себя как личности, талантливой принимать независимые ответы, вступать в опредроблённые отношения с другими людьми и природой.

ПОЗНАНИЕ и СОЗНАНИЕ

Ощущения — это эти органов эмоций об отдельны х особенностях отдельных предметов.

Восприятие — это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений.

Представление- это верховная форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне яркого контакта с ним.

Понятие — идея, выделяющая из действительности некоторый класс предметов при помощи указания на их неспециализированные показатели.

Суждение — идея, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.

Истина — адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех либо иных изюминок познающего субъекта.

Заблуждение — неадекватное отражение действительности.

Наблюдение- целенаправленное изучение отдельных явлений и предметов, на протяжении которого происходит получение знания о признаках и внешних свойствах изучаемого объекта.

Опыт — способ изучения явлений, что осуществляется в строго определенных условиях, причем последние смогут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на базе их сходства в ряде иных взаимоотношений.

Сознание — свойство человека оперировать образами социального сотрудничества, природных и культурных связей, отделенными от ярких контактов с людьми и актов деятельности, разглядывать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров собственного поведения.

Самосознание — определение человеком себя как личности, талантливой принимать независимые ответы, вступать в опредроблённые отношения с другими людьми и природой.

Обществознание. Общество и виды: познания и человек Формы. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: