Чувство вины и его последствия

Больше всего на свете Нина обожала пельмени. Но не всякие, а те, что лепила её мама. Мама была коренной сибирячкой, и пельмени её были легко по-тря-са-ющие. Сам процесс изготовления Нина также обожала — причём сходу за две вещи: за то, что нужно стаканом вырезать из огромной лепёшки тесто и класть на кругляшок десертной ложечкой фарш, и за то, что это было радостное, продолжительное и вкусное дело. Имама была радостная и румяная и мало испачканная мукой, и Нина и папа помогали и пачкались, и медлено откусывали тесто, и все смеялись и говорили ей: «Потерпи!» Пельмени делались продолжительно — целый сутки, и лишь по особенным случаям. Сейчас был именно таковой: сутки шахтёра. И папины приятели-шахтёры и их шахтёрские жёны

Вечером ко встрече гостей всё было готово: стол накрыт, тарелочки-чашечки выставлены, а известные пельмени пор-иия за порцией плюхались в громадную кастрюлю. Позже мама их вылавливала огромной ложкой, укладывала в огромное блюдо и закрыв крышкой, укутала — чтобы не остыли. Позже мама с папой ушли встречать гостей, а Нина осталась на кухне — поближе к пельменям. Она водила носом, унюхивая любимый запах, наблюдала в щёлочку (где же гости, а что если пельмени остынут?) и ожидала. Она сидела и терпеливо ожидала, а гости всё не шли, и прекрасно было слышно, как на улице, под окном, о чём-то радостно шептались папа и мама.

Нина развернула закрутку — просто так — и начала нюхать дальше. Позже она переместила крышку — чуть-чуть, позже немного подняла, посидела, поразмыслила и съела один пельмень. Она, само собой разумеется, знала, что имеется одной не-куль-тур-но… но… в общем, позже она съела второй, третий… позже (так как самое вкусное у пельменей — в серединке!) стала их раздевать. С опаской, как ловец жемчуга морскую раковину, вскрывала и, выудив начинку, продолжительно дула, позже проглатывала, а мучные створки с опаской отправляла назад — в миску. Позже к Ниночке подошёл кот — публичный, дворовый. Нина поразмыслила, что это гость, а гостей нужно угощать. Так они сидели и угощались, пока не кончились все целые пельмени. Нина весьма бережно прикрыла миску, в этот самый момент какраз возвратились родители с шумной ватагой гостей.

«Ни за что не уйду с кухни», — поразмыслила Нина и вжалась в табурет.

Было слышно, как, радостно шумя, гости рассаживаются за столом. Пришла мама, подхватила пельменное блюдо: «Ниночка, а ты что к нам не идёшь?» — задала вопрос она и ушла в зал. В том месте ещё громче загомонили, захлопали в ладоши: «О, пельмени! пельмени!» Радующаяся мама сняла крышку и… подхватив чью-то тарелку, положила в неё первую «кожуру».

Позже внезапно стало негромко… Позже к столу подозвали Нину…

Предстоящее она не забывала смутно. Говорят, что гости умирали со хохоту, а отец угрожал ей пальцем, а мама краснела и молчала, а Нина, взглянуть на неё, собралась зареветь, но почему-то не заревела.

В общем, она кивала головой и давала слово больше никогда-никогда. ..

И понимаете, что весьма интересно: слово собственное сдержала.

С того времени прошло практически что полвека. Но я до сих пор не прикасаюсь к пельменям: я их терпеть не могу.

Кто виноват? Родители? Пожалуй, никто не виноват. Легко произошла неточность, которую (по незнанию) не исправили вовремя, вот и остался след, как рубец. Не поразмыслили, не додумали — и спровоцировали ребёнка на небольшое хулиганство. Мелкие дети слабо себя осуществляют контроль, и «желаю» частенько перевешивает моральные нормы. Не нужно было оставлять полную тарелку на виду, под носом у детки. Как не нужно оставлять на виду деньги, спички, острые и бьющиеся предметы, другие соблазны и ценные безделушки, в особенности в то время, когда в гости к вашему ребёнку приходят приятели. И не вследствие того что они нехорошие, а вследствие того что они ещё мелкие.

«Слёзы выручают от папиной ругани. Слёзы ругают…»

(Умное наблюдение ребёнка, взявшего нагоняй)

Что делать ребёнку, что не удержался в рамках приличия (каковые вы ему поставили) и сейчас чувствует себя виноватым? Конечно же, попытаться избавиться от вины. Вина — разрушительная чувство, и дети, инстинктивно ощущая это, стараются избавиться от неё. И методы у них имеется

1 метод. Раскаяние. Слёзы, раскаяние оказывают помощь не всегда.

2 метод. Самонаказание. «Виноватость» так дис комфортна, что ребёнок ищет, как бы себя наказать и тем искупить вину. Он практически нарывается на неприятности. Может упасть, очень сильно удариться, подраться. Он вызывающе ведёт себя, делает всё наперекор. Он провоцирует своих родителей на то, чтобы его наказали. Как будто бы он сообщил себе: «А, я плохой? Раз вы так вычисляете, то и буду нехорошим. Вот накажете — тогда посмотрим».

Дети, ощущающие себя виноватыми, ведут себя хуже, чем в большинстве случаев.

3 метод. Переадресовка. В собственных неточностях ребёнок начи нает обвинять не себя, а другого. Совершает это совсем честно, по причине того, что сам в это верит!

«Я не имел возможности в саду уснуть. Мне мальчики мешали. Они болтали между собой и между мной!» — заявил Лёня, в то время, когда воспитательница пожаловалась на его хулиганское поведение на протяжении негромкого часа.

Вот из-за чего дети так довольно часто оправдываются и обосновывают «я не виноват, она сама…». И это не предлог их обвинять, это предлог задуматься их родителям.

В случае если на данный момент ребёнок довольно часто выясняется «в виноватых», то со временем «виноватость» укореняется. Он привыкает обвинять — себя, вторых людей либо события. Он теряет уверенность в себе и преобразовывается в безынициативного человека. Наряду с этим (снаружи) он может казаться буйным, деятельным и шумным, но, сталкиваясь с трудностями, не рискнёт, не шагнёт, а затаится либо отойдёт: «как бы чего не вышло….». Безынициативный человек мало чего получает в жизни, но привыкает все собственные силы направлять на поиски

Что делать, в случае если «пельмени все-таки похитили»:

  • Не стыдить, приводя к чувству вины.
  • Чётко и внятно сообщить ребёнку, что он сделал не так и чем вы обиженны.
  • Неизменно разрешите возможность исправить плохой поступок!
  • Продемонстрировать и посоветовать, как это возможно сделать.
  • Впредь не провоцировать ребёнка, не забывая о его возрастных изюминках (не нужно приглашать ватагу малышей в помещение с дорогим сервизом либо оставлять доступ к маминой косметике).
  • Проверить (проанализировать) собственные действия. А не через чур ли вы большое количество запрещаете? А не лишаете ли вы малыша инициативы?
  • не забывать, что дети не смогут сидеть на месте и скучать.

Дайте занятие, посоветуйте идею, организуйте… в общем, займите делом. (Кстати, основное дело детей дошкольного возраста — играться, так они осваивают мир и осваиваются в нём сами. Создайте условия и играйтесь с ними.)

ПРАКТИКУМ

Чувство вины. Какие конкретно последствия для человека?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: