Дальнейшее развитие науки социологии.

Возможно выделить две группы факторов, воздействующих на развитие:

внутринаучные факторы внешненаучные факторы

(переломы и кризисы в самом знании) 1. Великая Депрессия в Соединенных Штатах

2. Перемещение хиппи (60-е гг. XX в.)

3. Развал СССР

Внутринаучные факторы (1,2,3,4 – это примеры, это не этапы):

1. На момент старта социология стремилась развиваться по подобию и образу естественных наук, что было логичным следствием их подъёма, и распространения идеи прогресса. Господство позитивизма.

2. Антипозитивистская реакция финиша XIX века — кроме этого логичное следствие неудач позитивизма, что в то время завел социологическое знание в тупик: основываясь на установках позитивизма, тяжело было создать увлекательную теорию (всё упиралось в проблематичность проверки умелым путём), сам же позитивизм не считая естественно-научной редукции практически ничего не имел возможности предложить.

Баденская и Марбургская школы неокантианства (Генрих Риккерт, Вильгельм Виндельбанд, Германия) «внесли предложение» социологии не ориентироваться на естественные науки, потому, что предмет её изучения специфичен.

М. Вебер и его «осознающая социология»: объект рассмотрения – сам человек, социология обязана стремиться «осознать» социальное воздействие, его результаты и значение.

Э. Дюркгейм и его изучение «социальных фактов» – также вариант антипозитивистской реакции (в позитивизме изучение того, что нельзя увидеть, а возможно лишь умозрительно предположить наличие – немыслим)

3. 60-е гг. XX века, США. По окончании выхода работы Томаса Куна «Структура научных революций» (1962) перевернулось представление о том, что вычислять научным.

Кун: наука начинается скачками, причем каждое новое знание не есть следствием накопления прошлых знаний. Вследствие этого выделяется понятие парадигмы.

Парадигма – пример ответа исследовательской задачи. Когда накапливаются вопросы, каковые нереально решить посредством данной парадигмы, появляются радикально новые ответа, каковые складываются в новую парадигму.

Как это оказало влияние на социологию: появляются (а правильнее, актуализируются) концепции, с одной стороны, ставящие под вопрос возможность достигнуть объективности в научном знании, иначе, делающие упор на роли субъекта. Всё это благодаря вопросу об объективности научного знания, появившемуся с подачи Куна: необходимо ли стремиться к объективности, в случае если научная истина сейчас одна, а на следующий день – вторая?

Феноменологическая социология (Альфред Щюц, Австрия): внутренний мир людской восприятия окружающего мира образует конструкции первого порядка. Научные конструкции – это конструкции второго порядка, т.е. конструкции конструкций.

4. В 70-е гг. XX в. благодаря сложившейся в социологии обстановки мультипарадигмальности (одновременного сосуществования множества парадигм, любая из которых, но, имела собственные «проколы» в объяснении соц. действительности) происходит несколько попыток синтеза социологических теорий, разработки единой теории.

Пьер Бурдье, Энтони Гидденс, Юрген Хабермас

В социологии выделяют четыре (время от времени три, время от времени пять и более – до 12) парадигмы либо модели объяснения социальной реальности[2] (ВНИМАНИЕ НА СНОСКУ НИЖЕ)

системная (структурный функционализм Т.Парсонса)
интерпретативная (феноменологическая социология А.Щюца)
натурализм (бихевиоризм Дж.Хоманса)
структурализм (неомарксизм Г.Маркузе)

концепции и Авторы в рамках указаны как примеры, одни из.

Шевченко Л.Я. Социология. Исторические этапы развития социологии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: