Данные и их разновидности

Лекция: Компьютерные статистические совокупности.

1. Статистика.

2. Измерения в психологии.

3. программные средства и Методы статистического анализа в психотерапевтических изучениях.

Статистика.

В психологии под «статистикой» понимается использование количественных мер и способов для анализа и описания результатов психотерапевтических изучений.

Разглядим три основных раздела статистики:

1. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА, как направляться из заглавия, разрешает обрисовывать, подытоживать и воспроизводить в виде таблиц либо графиков эти того либо иного распределения, вычислять среднее для данного распределения и его размах и дисперсию.

2. Задача ИНДУКТИВНОЙ СТАТИСТИКИ — проверка того, возможно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, из которой забрана эта выборка. Иными словами, правила этого раздела статистики разрешают узнать, до какой степени возможно методом индукции обобщить на большее число объектов ту либо иную закономерность, найденную при изучении их ограниченной группы на протяжении какого-либо наблюдения либо опыта. Так, при помощи индуктивной статистики делают какие-то обобщения и выводы, исходя из данных, взятых при изучении выборки.

3. Наконец, измерение КОРРЕЛЯЦИИ разрешает определить, как связаны между собой две переменные, с тем дабы возможно было предвещать вероятные значения одной из них, в случае если мы знаем другую.

Существуют две разновидности статистических способов либо тестов, разрешающих делать обобщение либо вычислять степень корреляции.

Первая разновидность — это самый обширно используемые параметрические способы, в которых употребляются такие параметры, как среднее значение либо дисперсия данных.

Вторая разновидность — это непараметрические способы, оказывающие неоценимую услугу в том случае, в то время, когда исследователь имеет дело с малыми выборками либо с качественными данными; эти способы весьма несложны с позиций, как расчетов, так и применения.

Кое-какие главные понятия.
выборка и Популяция

Одна из задач статистики пребывает в том, дабы разбирать эти, полученные на части популяции, с целью сделать выводы относительно популяции в целом.

Популяцияв статистике не обязательно свидетельствует какую-либо группу людей либо естественное сообщество; данный термин относится ко всем существам либо предметам, образующим неспециализированную изучаемую совокупность, будь то атомы либо студенты, посещающие то либо иное кафе.

Выборка — это маленькое количество элементов, отобранных посредством научных способов так, дабы она была репрезентативной, т.е. отражала популяцию в целом.

(в отечественной литературе более распространены термины соответственно «генеральная и» выборочная «совокупность »)

их разновидности и Данные

Данные в статистике — это главные элементы, подлежащие анализу.

Разрешёнными могут быть какие-то количественные результаты, свойства, свойственные определенным участникам популяции, место в той либо другой последовательности — в общем каждая информация, которая возможно классифицирована либо разбита на категории с целью обработки.

Не нужно смешивать «эти» с теми «значениями», каковые эти сведенья смогут принимать. Чтобы постоянно различать их, Шатийон (Chatillon, 1977) рекомендует запомнить следующую фразу: «Эти довольно часто принимают одинаковые значения» (так, в случае если мы заберём, к примеру, шесть данных — 8, 13, 10, 8, 10 и 5, то они принимают только четыре различных значения — 5, 8, 10 и 13).

Построение распределения — это разделение первичных данных, взятых на выборке, на классы либо категории с целью взять обобщенную упорядоченную картину, разрешающую их разбирать.

Существуют три типа данных:

1. Количественные эти, приобретаемые при измерениях (к примеру, информацию о весе, размерах, температуре, времени, итогах тестирования и т. п.). Их возможно распределить по шкале с равными промежутками.

2. Порядковые эти, соответствующие местам этих элементов в последовательности, взятой при их размещении в возрастающем порядке (1-й, …, 7-й, …, 100-й, …; А, Б, В. …).

3. Качественные эти, воображающие собой какие-то свойства элементов выборки либо популяции. Их нельзя измерить, и единственной их количественной оценкой помогает частота встречаемости (число лиц с голубыми либо с зелеными глазами, курильщиков и не курильщиков, утомленных и отдохнувших, сильных и не сильный и т.п.).

Из всех этих типов данных лишь количественные эти возможно разбирать посредством способов, в базе которых лежат параметры (такие, к примеру, как средняя арифметическая). Но кроме того к количественным данным такие способы возможно применить только в том случае, если число этих данных достаточно, дабы проявилось обычное распределение. Итак, для применения параметрических способов в принципе нужны три условия: эти должны быть количественными, их число должно быть достаточным, а их распределение — обычным. В любой другой ситуации постоянно рекомендуется применять непараметрические способы.

Измерения в психологии.

Измерения в психологии — процедуры получения числовых черт для особенностей изучаемых в психологии явлений, напр. моторных и речевых реакций, ощущений, свойств, мотивов, поступков и установок личности, ее статуса в группе.

Различные виды измерения в теоретическом замысле формализуются посредством понятий шкалы и числового представления.

Числовое представление — это функция, гомоморфно отображающая эмпирическую совокупность с отношениями в числовую совокупность с отношениями.

Шкала — это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической совокупности.

Шкалы разделяют по типу в соответствии с тем, какие конкретно отношения они отражают, и, что эквивалентно, теми допустимыми (математическими) преобразованиями, каковые оставляют инвариантными соответствующие отношения.

Типология шкал сложна и бесконечна. Широко известна несложная типология, предложенная американским психологом-психофизиком С. Стивенсом (1946). шкала взаимоотношений, интервальная, порядковая и номинальная шкалы.

  • Номинальная шкала (либо шкала наименований) отображает только отношение эквивалентности, при помощи которого объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы, причем номер класса практически не имеет количественного содержания и возможно заменен заглавием, шифром и т.д.

Примером шкалы для того чтобы рода может служить нумерация игроков команд .

  • Порядковая (либо ранговая)шкала отображает не считая отношения эквивалентности еще и отношение порядка; допустимым для нее будет любое монотонное преобразование.

Примеры: балльные оценки успеваемости в школе, шкала твердости минералов (шкала Мосса).

  • Интервальная шкала кроме взаимоотношений, указанных для порядка и шкал наименований, отображает отношение расстояний (разностей) между парами объектов. Для нее допустимым есть хорошее линейное преобразование.

Фаренгейта и Шкалы Цельсия, благодаря которым измеряется физическая температура, являются примерами интернатных шкал. В психологии к таким шкала относят шкалы измерения разны субъективных феноменов, полученные способом парного сравнения.

  • Шкала взаимоотношений (пропорциональная шкала) допускает только умножение шкальных значений на константу (преобразование подобия). В физике этому типу шкалы удовлетворяют многие процедуры измерения, напр. массы в килограммах, длины в метрах, температуры в градусах Кельвина.

Из других типов отметим безотносительную шкалу, допускающую только тождественные преобразования и отображающую количество неделимых и однородных объектов, напр. количество горожан N, число зубов, количество краткосрочной памяти и т.д.

С вопросом о типе шкалы конкретно связана неприятность адекватности (корректности) способов математической обработки результатов измерения. В общем случае адекватными являются те статистики, каковые инвариантны довольно допустимых преобразований применяемой шкалы измерения.

Экспериментальная психология появилась благодаря не просто лабораторному опыту, а опыту, включающему измерения (интенсивности ощущений, времени реакций, количества памяти и т.д.). На первых порах психологи стремились к созданию шкал и процедур измерения, сопоставимых по типу с общепринятыми в естественных науках пропорциональными измерениями. Но настоящее расширение способов психотерапевтического измерения происходило в основном отнюдь не за счет способов высшей пробы, и это давало предлог для тревоги. Некое облегчение принесла нетрадиционная трактовка измерения «как приписывания чисел объектам либо событиям в соответствии с правилам» (С. Стивене). В конечном итоге оказалось, что в психологии несравнимо легче отыскать способы приписывания чисел, чем выяснить правила данной деятельности. Измерительные процедуры для психологических явлений не лучше известны, чем то, что ими измеряется. Как открыто увидел У. Торгерсон (1958), большая часть измерений в социальных и поведенческих науках основаны на интуициях и соглашениях экспериментаторов. Из признания этого факта ни за что не нужно необходимость отказа от существующих способов измерения (равно как и способов обработки данных), потому, что их сокровище определяется не только предполагаемой уровнем и точностью измерения (типом шкалы), какое количество свойством предвещать другие замечаемые факты, в т.ч. и сугубо практические. Однако это признание нужно чтобы не допускать наивных неточностей.

программные средства и Методы статистического анализа
в психотерапевтических изучениях.

Виды Баз Данных


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: