Дефиниция и трактовка стиля

ИСТОРИЯ СТИЛЯ

Выяснить сущность музыкального стиля пробовали учёные и музыканты ещё в начале II века отечественной эры. Трактат «О музыке», написанный в 205 году, приписывают Плутарху. В связи с одноголосной природой древней музыки, создатель ограничился такими показателями, как ладовая и частично ритмическая сторона музыки. В Средние века выделяют стили церковной музыки. Неспешно складывались предпосылки к формированию предмета, что бы изучал проблему стиля. Таким предметом (наукой) стало музыкознание.

В конце XVI века, во время развития закономерностей и активного становления музыкальной композиции, понятие стиля стало особенно востребованным в музыке. Эта неприятность наровне с композицией, взяла отражение в теоретической литературе. В энциклопедическом труде А. Кирхера «Музыка вселенной» (1650) кроме личных стилей выдающихся композиторов (Палестрина, Фрескобальди, Монтеверди), характеризуются и особенности национальных стилей. Так, познание стиля в мастерстве совсем утверждается в эпоху ренесанса.

Со своей стороны, музыкознание, явилось реакцией на расцвет композиторской деятельности, и стало попыткой теоретически обосновать все процессы, происходящие в творческой среде первых опытных композиторов. В последовательности других вопросов, каковые привлекли интерес теоретиков, вопрос стиля был, пожалуй, наиболее острым. Первыми теоретиками, в самом полном смысле этого слова, являлись самые образованные в то время представители церкви. И конечно, что первостепенной задачей теоретиков стало определение качеств церковной музыки (на данный момент более известной как духовная).

Итак, музыкознание, известное кроме этого как музыковедение, показалось в эпоху ренесанса, под влиянием религиозных трактатов, в то время, когда церковь в первый раз пробовала дать оценку музыкальной деятельности, протекающей как в пределах церкви, так и вне её.

В восемнадцатом веке понятие стиля в музыке не только делается общераспространённым, но уже имеет то множество значений, каковые сопутствуют ему в будущем, вплоть до наших дней. Определение стиля появляется в музыкально-терминологических словарях того времени. К примеру, германские авторы музыкальных трактатов используют термин в значении национального колорита.

В десятнадцатом веке улучшается интерес к понятию стиля. Это связано, в первую очередь, с возрастанием роли творческой личности в мастерстве и замечательным национальным перемещением. в течении эры романтизма понятие стиля откристаллизовалось в собственных главных значениях и активно использовалось. При определении стиля постоянно учитывался национальный фактор, где творческая индивидуальность автора получает принципиальное значение.

Во столетия и второй половине в Австрии и Германии сформировались две противоположных тенденции в оценке музыкально-стилевых явлений. Первая тенденция заключалась в анализе конкретно музыкальных процессов, раздельно от любых посторонних влияний. Вторая тенденция разглядывала музыку в синтезе с философией, религией, поэзией, театром, изобразительным мастерством и т.п. На данный период приходится большинство работ о стиле в Российской Федерации. Композитор Николай Римский-Корсаков внес предложение следующие определения: личный стиль, стиль группы композиторов.

ТРАКТОВКА и Дефиниция СТИЛЯ

Ниже будут рассмотрены разные характеристики музыковедения как науки, и принципы и методы, в соответствии с которым изучается другие аспекты и вопрос стиля музыкального мастерства. Но перед этим разглядим конкретно вопрос стиля.

В музыке существуют пара фундаментальных понятий: жанр, стиль, формаисодержание. Они неизменно взаимосвязаны, хоть и в разной степени. При анализе произведения постоянно смотрят, как композитор пишет, для чего пишет, и что он пишет?

Исходя из этого, возможно заключить, что стиль – это совокупность ясных средств, которая помогает для выражения определённого содержания.

В случае если выразиться упрощённо, музыкальный стиль – это метод излагать собственный разум, волю, эмоции – т. е. собственную личность. Это метод воплощать собственные мысли при помощи музыкальных ясных средств. Стиль – это манера высказывать собственные мысли.

Стиль выражения имеет место не только в музыке, но и в литературе, поэзии. К примеру, одинаковая идея о любви Божией может выражаться на различном уровне, и совсем различными средствами, в детском стишке, дешёвой беседе, либо сложной проповеди.

Стилемназывается сумма всех приёмов и элементов, использованных в музыке, её «итоговый» вид. Это совокупность линия, схожесть ясных художественных средств, каковые определяют единство какого-нибудь направления в творчестве. К примеру, это возможно национальный стиль, что отличают особенные элементы данного народа. В архитектуре стили характеризуются формой конструкций и определённым типом орнамента.

Следовательно, понятие стиля используется не только в мастерстве, но и в повседневной судьбе, а также в науках, её изучающих, к примеру, в социологии либо психологии. Различают стиль деятельности, как совокупность навыков и приёмов, способов работы, поведения. К примеру, в рамках рабочего стиля возможно выделить, более узко, стиль управления.

В понятие музыкального стиля включается гармонический, мелодический, полифонический и ритмический материал, методы его применения, и форма, прочие факторы и инструментовка, определяющие темперамент музыкального произведения, чувство, которое оно создаёт на слушателя.

Стили в большинстве случаев классифицируются по композиторам и по эрам. К примеру, мы можем сказать о «стиле Баха», имея в виду гармонический, мелодический, полифонический, ритмический и другой материал, что характерен для большинства произведений Баха; в сравнении с данной нормой яснее выступают изюминке, к примеру, «стиля Бетховена». Помимо этого, Бах был одним из наибольших композиторов XVIII века и во многих отношениях воспроизводил нормы, характерные вторым авторам той эры, исходя из этого мы можем сказать о «стиле XVIII века», подразумевая «стиль большинства композиторов этого времени, среди них и Баха».

Стиль творчества довольно часто определяется по характерным чертам письма. Мы можем сказать, что для музыкального романтизма типично обильное использование хроматизированной аккордики; для музыкального импрессионизма типично использование экзотических гармонии и звукорядов, ослабленной функционально если сравнивать с хорошей.

Так, понятие стиля подразумевает общность (похожесть) стилевых показателей в музыкальных произведениях определённой эры либо определённого композитора. В музыкальном стиле эры эта общность стилевых показателей в обязательном порядке коренится в социально-исторических условиях, в мировоззрении живописцев, в их творческом способе, в неспециализированных закономерностях исторического процесса.

В творчестве композиторов XIX и ХХ столетий средства и приёмы, идущие от более ранних эр, сочетаются с принципиально новыми приёмами и средствами. Для музыки ХХ века типично использование политональности, атональности, и других неклассических типов тональной организации. Создана додекафония (12-тоновая техника), на базе которой строятся новые звуковые структуры. Появляется электронная музыка.

Как видим, понятие стиля может трактоваться в пара разных плоскостях. Выделим главные их них.

Итак,стиль музыкальный– это:

— термин в искусствоведении, характеризующий совокупность ясных средств, которая помогает воплощению идейно-образного содержания.

— музыкально-эстетическая и музыкально-историческая категория. Понятие стиля в музыке отражает формы и взаимосвязь содержания, и по данной причине есть сложным и многозначным. При абсолютной зависимости от содержания стиль однако относится к области формы. Последняя подразумевает всю совокупность музыкально-ясных средств, включая элементы музыкального языка, композиционные приёмы и принципы формообразования.

Понятие стиля прошло долгую эволюцию, продемонстрировавшую как многозначность, так и некую расплывчатость понимания термина. В современном музыкознании оно всё ещё является предметом дискуссий. Это разъясняется разнообразием вкладываемых в него смыслов. Стиль относят:

— к личным изюминкам композиторского письма (в этом значении он приближается к понятию творческого почерка, манеры);

— к изюминкам произведений, входящих в какую-либо жанровую группу (стиль жанра);

— к неспециализированным изюминкам письма группы композиторов, объединенных неспециализированной платформой (стиль школы, направления);

— к изюминкам творчества композиторов одной страны (национальный стиль);

— к изюминкам развития музыкального мастерства в определённый исторический период (стиль эры).

Все эти нюансы понятия «стиль» в полной мере закономерны, но в каждом из них существуют те либо иные ограничения. Они появляются из-за многообразия стилевых индивидуального характера и признаков их претворения отдельными композиторами. Исходя из этого во многих случаях вернее сказать не об определённом стиле, а отмечать стилистические тенденции в музыке какой-либо эры либо в творчестве какого-либо композитора; отмечать стилистические связи либо стилевые черты и т.д. Выражение «произведение написано в таком-то стиле» есть скорее обиходным, чем научным.

направляться иметь в виду, что довольно часто слово «стиль» заменяет другие понятия, к примеру, понятие способа либо направления (романтический стиль), жанра (оперный стиль), музыкального склада (гомофонный стиль). В разных случаях нужно учитывать как взаимодействия понятий и возможность сближения стиля и способа, жанра и стиля и т.п., так и их различие, где полное отождествление будет ошибочным.

В эпоху ренесанса, в рамках новой музыковедческой науки, в музыкальной практике появилось кроме этого понятие стиль жанра. Тогда в первый раз формировались личные стилистические изюминки мотета, мессы, мадригала и других опытных жанров, выраженные применением в них разных композиционно-технических приёмов, средств музыкального языка. Применение термина стиль жанра самый правомерно по отношению к тем жанрам, каковые (по условиям бытования и своего возникновения) не несут на себе броского отпечатка личности композитора. Либо в которых неспециализированные особенности – отчётливо выраженные – очевидно преобладают над лично-авторскими.

КАТЕГОРИИ СТИЛЯ. Иерархические уровни совокупностей стиля.

Различают пара категорий стиля:

— Стиль исторический (эпохальный), самая крупная категория стиля. Складывается в течении определённого отрезка времени – от 30-50 лет до целого столетия. Формируется под действием исторических событий (мирное либо военное время), социальных и экономических факторов. Кроме этого учитывается влияние религиозной и философской мысли.

В музыке выделяют такие исторические стили как восстановление, барокко, классицизм, модернизм и романтизм и другие. В каждом стиле отражены положение человека и общества. К примеру, в эру барокко музыка начинается в основном в рамках церковного богослужения; классицизм прославлял благородство и разум человека; романтизм высказывал разочарование в обществе и человеке, и как противопоставление – уход в сферу сказочного; модернизм – хаос современного бытия.

— Стиль национальный, что высказывает элементы, свойственные данному народу, качества его менталитета.

— Стиль композиторской школы (несколько композиторов, проповедников, исполнительский стиль какого-либо региона, области либо объединения). Чтобы оформился стиль композиторской школы, нужна неспециализированная мысль и цель. Кроме неспециализированной задачи, возможно выделить и неспециализированный подход, общность композиционных и исполнительских средств.

— Стиль композитора (личный стиль одного автора), отличается комплектом определённых интонаций, попевок, мотивов, свойственных данному автору. Это композиторская «привычка» строить мелодию. Кроме этого это гармонический язык, у некоторых композиторов сложный и развитый, у других – несложный и безыскусный (комплекс характерных гармонических оборотов в большинстве случаев разрешает выяснять стиль композитора); манера трудиться с ритмами (определённые ритмоформулы, свойственные практически всем произведений).

Музыковеды, разглядывающие стиль одного композитора, часто прибегают к фразе «стилевая константа», подразумевая комплекс постоянных, стабильных элементов, переходящих из одного произведения в второе, – при том, что главная часть материала в каждом последующем произведении обновляется.

Так или иначе, в базе любой категории стиля (будь то личный композиторский стиль либо стиль целой эры) находится идея. Утрированно возможно выразить это следующим образом: стиль равняется мысли композитора, и одновременно с этим есть методом высказывать эту идея. Стиль – это манера мыслить.

Перед тем как двигаться дальше, затрагивая частные случаи, проанализируем более детально каждую из вышеперечисленных категорий стиля.

* * *

Стиль исторический (эпохальный). Существует достаточно большое количество стилей. В случае если разглядывать лишь исторический стиль (начиная со времени И. С. Баха – XVIII век, в то время, когда сформировалась тонально-гармоническая совокупность), то уже возможно выделить более пяти пластов. Ранее всего стали выделить стили эр.

Первые стили отличались долгим временным отрезком: Восстановление заняло три века, Барокко – один век, Романтизм – один век (включая импрессионизм, как завершение данной эры). После этого, в ХХ веке параллельно существуют тенденции и стилевые направления – экспрессионизм, символизм и др. К середине столетия эти стилевые направления вылились в техники (минимализм, пуантилизм, алеаторика). У большинства композиторов они личны, и одновременно с этим, отмечается их причудливое переплетение.

Характерно, что любой последующий стиль занимал всё меньший отрезок времени – т.е., по мере приближения к нашему времени стили всё стремительнее сменяли друг друга. В соответствии с наблюдениям современных музыковедов, в рамках одной только эстрадной культуры новые (либо относительно новые, производные) стили сменяют друг друга каждые 2-3 года.

Это демонстрирует тот факт, что идея современного человека быстро изменяется, не находя ничего стабильного, хорошего полноценного внимания. Его интерес перескакивает с одной идеи на другую, каковые иногда достаточно далеки друг от друга. направляться кроме этого учесть, что с момента появления интернета из отдалённых частей света в европейское общество хлынули восточные религии, языческие культы (большой вред нанесли африканские), самоусовершенствования и оккультные идеи самопознания.

Итак, как правило определённому историческому отрезку соответствует стиль в мастерстве, выраженный комплектом определённых показателей, композиционных техник и способов. Разглядывая в музыке историко-эпохальный стиль, возможно выделить Классицизм либо Романтизм. Но имеется эры, где сложно выделить неспециализированный стиль – более свойственны Барокко и ХХ век.

К примеру, у Баха (представителя Барокко) сохранились последствия прошлого – мадригал, мотет, месса, пассионы – жанры, каковые сформировались в эпоху ренесанса, а также более ранние. К примеру, месса показалась ещё в Средневековье, но была ещё одноголосной, сходной с григорианским хоралом. Потом, во время Восстановления месса облеклась в многоголосие, полифонизировалась. И наконец, у Баха предстала в совершенном собственном виде.

Но у того же Баха имеется и инструментальные концерты, сюиты – тут представлен совсем второй стиль, расцветший во время Классицизма. Бах синтезировал в собственном творчестве всё, что было до него, и в его время. Он предвосхитил стили будущего (клавесинные Голдберговские вариации – «лаборатория стилей»): гармонию и мелодизм Италии, виртуозность французских клавесинистов, глубину и полифонию немцев. В церковных жанрах он отразил успехи оперы – номера сольных арий; в сюитах (цикл из народных танцев различных государств) перетрансформировал содержание танцевальной жиги в добропорядочную музыку; вобрал все успехи фольклора (на то время мало отличимого от вторых видов музыки).

В случае если охватить эру Барокко шире, то тут сосуществуют рядом религиозная музыка (месса) и светская музыка (опера, которая показалась ровно в 1600 году).

В ХХ веке картина ещё более разнообразная. В начале века ещё существуют остаточные явления позднего романтизма, но уже показался веризм, импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм. Исходя из этого нельзя говорить «стиль ХХ века», т.к. в его рамках сосуществовало большое количество стилей. Показалась кроме того игра слов «эпоха стилей» и «стиль эпохи» (как ХХ век). В том случае, в то время, когда стили скоро сменяли друг друга, не сформировавшись, говорят «стилистические тенденции».

В творчестве авангардных композиторов довольно часто общепринятые композиционные приёмы сменяются неестественными техниками, изобретёнными конкретно для данного произведения. Сейчас модно именовать произведение «личным проектом», в ходе создания которого композитор не прибегает к новым техникам; вся новизна пребывает в том, как он выберет и соединит ветхие техники.

Стиль национальный. Нация (nation) – народ, что образует историческое единство, связан в языковом и мыслительном отношениях. Это народ, образованный в страну, глубокоуважаемый вторыми странами. Народ владеет своим менталитетом, традицией, стилем – это только одна часть традиции, но самая важная. Национальный стиль перекликается с эпохальным и личным стилями. Принципиально важно, что в нём проявляется менталитет народа, его мироощущение. душа и Национальный дух (манера речи, темперамент нации и другое) постоянно отражается в музыке, причём не только музыкальными средствами, свойственными фольклору.

Музыковеды выделяют четыре уровня национального:

1. Фольклор сам по себе, как область музыки, духовное наследие

2. Духовная религиозная музыка, кроме этого отражающая идея народа

3. Область муниципальный бытовой музыки (романсы, танцы и т.п.)

4. Опытная, композиторская музыка, созданная по мотивам фольклорного творчества. В этом случае как раз композитор, выявляя и претворяя своеобразные черты национального в музыке, делает это очевидным для общества, выводит национальное на интернациональный уровень.

В отвлечённых произведениях подобного рода очевидно ощущается применение национальных элементов (лады, мелизмы, мелодические попевки, ритмические формулы и т.д.). Но формы и жанры этих произведений довольно часто хорошие, вненациональные, заимствованные у других композиторов. Ещё одна черта – применение полного оркестра (изобретённого неспециализированными европейскими упрочнениями, и не применяемого в фольклоре).

Музыковедением рекомендуется в некоторых случаях применять фразу «национальный элемент», а не «национальный стиль». При анализе произведения направляться чётко различать приёмы претворения фольклора:

— имитация;

— цитата;

— изменение;

— ассимиляций (неспециализированное подражание национальному стилю).

направляться подчернуть, что неофольклоризм (наследие ХХ века) уже не есть адаптация фольклора. Это совсем новое отношение к фольклору – его элементы очень сильно трансформируются в контексте современных техник; в случае если кроме того мелодия употребляется полностью, то её тяжело определить.

К примеру, мелодия возможно разбросана в музыкальный ткани, подобно отдельным точкам (пуантилизм), либо вплетена в контекст минималистического сопровождения. Сложнее всего поддаётся анализу народная мелодия, либо народные мотивы, каковые представлены сложными полифоническими техниками.

Стиль композиторской школы – отмечен наличием неспециализированных линия, каковые объединяют группу личностей, трудящихся в определённый промежуток времени и в одном регионе, в неспециализированных исторических условиях (конкретный пример – венская хорошая школа). Выделим кое-какие из условий:

1. Неспециализированное мировоззрение, концепция.

2. Неспециализированный круг художественных образов.

3. Неспециализированный круг ясных средств, нужных для воплощения этих идей.

В советский период неспециализированная мысль диктовалась извне для всех государств, т.е. композиторы не мыслили едино, и термин «композиторская школа» тут возможно использовать только условно.

С понятием «композиторская школа» связан термин «композиторское направление» – перемещение, куда направлены интересы многих композиторов, не учитывая национальных и региональных факторов. К примеру, хорошая школа развивалась в Вене, но эхо классицизма прошло по многим государствам Европы (в Российской Федерации её представители Бортнянский и Березовский); после этого волна романизма, которая кроме этого накрыла Россию и всю Европу (а позднее и Штаты).

В ХХ столетии – это две волны авангарда, где неспециализированной чертой стала ломка традиций. Во второй половине века время от времени выделяют «новое направление» либо «третье направление», которое характеризуется произведениями в смешанном, облегчённом стиле. Тут сочетается три больших стиля – хороший, эстрада и джаз.

У некоторых композиторов (особенно советских) имеется стилевое притяжение – т.е. подражание какому-либо второму композитору, продолжение его идей, тяготение к нему «душой».

Напомним, что по аналогии со стилем композиторской школой, возможно выделить и стиль исполнительской школы (к примеру, стиль игры либо пения в данном объединении), стиль звукозаписывающей школы (технические показатели определённой студийной группы). Кроме этого это возможно стиль какой-либо школы проповедников, обусловленный, к примеру, составом преподавателей и определённым методом обучения на направлениях в данном регионе, либо тем, что представители молодого поколения подражают умелым братьям.

Дефиниция сознания. В.Васильев


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: