Действия пассажиров при аварии на водном транспорте

Большая часть больших катастроф и аварий на судах происходит под действием ураганов, штормов, туманов, льдов, и по вине людей — капитанов, лоцманов и членов экипажа.

Оставление судна при аварии либо кораблекрушении производится лишь по указанию капитана. Он отдает такое распоряжение в следующих случаях:

• имеются явные показатели наступающей смерти судна (страшный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);

• судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затоплению, а достаточных средств для противодействия воде экипаж не имеет;

• происходит смещение груза либо обледенение судна, которое в конечном счете приведет к его опрокидыванию, а экипаж не имеет средств борьбы со смещением груза либо обледенением;

• по судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализации и ликвидации;

• под действием ветра, волн либо течения судно дрейфует на рифы, где оно может быть разбито либо опрокинуто; наряду с этим судно не имеет хода либо лишено возможности управляться и не имеет возможности противодействовать силе природы и т.п.

На больших морских и речных судах все действия, которые связаны с самоспасением, сводятся к вероятно более стремительному выходу на шлюпочную палубу и четкому выполнению команд экипажа, организующего спасательные работы. При объявлении шлюпочной тревоги все коллективные средства спасения приводятся в рабочее положение, а экипаж готовится к оставлению судна (схема 62).

Всем участникам плавания нужно надеть имеющуюся в их распоряжении запасную одежду — хлопчатобумажное и шерстяное белье, свитера, малопромокаемую, лучше влагонепроницаемую верхнюю одежду, при наличии гидрокостюм и, само собой разумеется, спасательный жилет. Одежду лучше надевать многослойную. Два узких свитера предпочтительней одного. Шею нужно обмотать шарфом, в крайнем случае, полотенцем либо рукавом порванного свитера, оторванной штаниной, поскольку она посильнее остальных частей тела подвержена переохлаждению в воде. На голову направляться надеть одну либо две облегающие шерстяные шапочки, накинуть и затянуть капюшон, на руки — варежки либо перчатки. направляться стремиться обезопасисть места, очень подверженные потерям тепла, — грудь ниже подмышечных впадин, область паха, шею, голову. Обувь лучше надеть просторную, на два-три шерстяных носка, но так, дабы наряду с этим не стеснять перемещения пальцев ног.

Любой участник плавания обязан мочь обращаться с индивидуальным средством спасения. оптимальнее обучиться этому заблаговременно. Нужно не забывать, что неправильно надетый спасательный жилет может не только не оказать помощь, но кроме того ускорить смерть человека на воде.

Первыми, в соответствии с древнему морскому правилу, на коллективное средство спасения переходят дети, дамы, пострадавшие, ослабленные люди. Им нужно организовать страховку, для чего на спас-средство может спуститься один взрослый мужчина.

Капитан покидает судно последним, предварительно лично удостоверившись, что все члены экипажа, пассажиры, и предметы аварийного снаряжения находятся в спасательном средстве.

Перед посадкой в надувные средства спасения (плоты, лодки) необходимо хорошо обмотать тканью железные части обуви — подковы, пряжки, выступающие гвозди, каковые смогут повредить резиновую обшивку. При посадке в лодки и надувные плоты нужно избегать прыжков. В случае если без прыжка обойтись нереально, нужно стараться упасть на надувные элементы — бортовые баллоны, надувные балки, банки и стойки. Наряду с этим нужно соприкоснуться с обшивкой вероятно большей площадью тела, дабы уменьшить ударную нагрузку на надувную конструкцию. В случае если человек приземляется на ноги, он может пробить дно спасательной лодки либо плота.

Люди, появлявшиеся в спасательном средстве первыми, должны страховать его от повреждений — отталкиваться веслами либо руками от судна, отгонять воображающие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, и помогать своим товарищам.

Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасательных надувных плотах и шлюпках, переходом на борт подошедшего судна-спасателя, эвакуацией на борт вертолета-спасателя и прыжком в воду.

Особенности оставления судна прыжком в воду(схема 63). Перед оставлением судна члены экипажа должны напомнить пассажирам правила прыжка в воду и предстоящего поведения на воде. Для прыжка в воду выбираются такие места, дабы быть отнесенным от судна течением. В случае если имеется возможность, то лучше спускаться к воде по трапу. Спасательный жилет нужно оберегать от повреждений.

При прыжке в воду подбородок поджать к груди, но голову очень сильно вперед не наклонять, дабы не удариться о воду лицом, затылок напрячь. Одной рукой прижать одежду, второй — закрыть ноздри и рот. Прыгать ногами вниз, ступни прижать друг к другу, ноги легко согнуть и напрячь. Перед прыжком сделать глубочайший вдох. Появлявшись в воде, выныривать с открытыми глазами, избегая попасть под судно, шлюпку либо плот. Вернув дыхание, повернуться лицом к надвигающейся волне, после этого осмотреться, не угрожает ли вам опасность со стороны находящихся рядом судов.

При отсутствии спасательных средств,пребывав в воде, подавайте сигналы свистком либо поднятием руки. Двигайтесь как возможно меньше, дабы сохранить тепло. Теплопотеря в воде происходит в несколько раз стремительнее, чем на воздухе, исходя из этого перемещения кроме того в горячей воде должны быть сведены к тому, дабы лишь держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, дабы вода меньше омывала область паха (рис. 26). Данный метод увеличит расчетный срок выживания в холодной воде практически на 50 % (табл. 5). В случае если на вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, дабы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на пояснице.

Таблица 5

Действия при авариях на ЖД транспорте


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: