Действующая (причина) (efficiente, cause -)

В соответствии с Аристотелю, один из четырех видов обстоятельств, он же – единственный, вправду усвоенный современностью. Действующая обстоятельство – это обстоятельство, не являющаяся ни целевой, ни формальной (см. соответствующие термины) и не сводимая к несложной материи, воздействие которой установлено (в этом случае Аристотель говорит о материальной причине). Это указывает, что такая обстоятельство приводит к самим фактом собственного действия; как утверждает Аристотель, это «ближайший движитель», иными словами, то, что приводит в перемещение и заставляет изменяться первичную материю. К примеру, скульптор имеется действующая обстоятельство статуи, так же как непогода, туристы и загрязнение воздуха сущность действующие обстоятельства ее неизбежного разрушения.

Время от времени говорят, что действующая обстоятельство имеется то, что предшествует следствию (в противоположность целевой обстоятельстве, которая следует за ним). Но она не имела возможности бы произвести никакого действия, если бы не имела с ним ни одной точки соприкосновения во времени, конкретно либо при помощи того либо иного последствия. К примеру, мои покойные родители являются действующей обстоятельством моего нынешнего существования лишь вследствие того что они были действующей обстоятельством моего зачатия. Доказательством тому помогает тот факт, что отныне я могу существовать без них, как и они имели возможность бы существовать без меня. Нельзя сказать, что прошлое действует на настоящее либо помогает его обстоятельством; в действительности настоящее продолжает прошлое, влияя на себя же. В соответствии с традиции, это эту преемственность и действие и именуют действующей обстоятельством.

Декаданс (Decadence)

противоположность и Начало конца прогрессу. Декаданс – это медленная и кажущаяся необратимой эволюция к нехорошему либо к ничто. В большинстве случаев декаданс формирует около себя воздух тоски и пессимизма, которую искусный живописец способен представить в очень изысканном виде. Декаденты с радостью выступают в роли эстетов, ставя мастерство выше настоящей действительности (Малларме (92): «Мир создан для написания красивой книги»), выше жизни (Вилье де Лиль-Адан (93): «Жить? Пускай за нас живут слуги»), выше истины (Ницше: «Мастерство полезнее истины»), выше всего. Но действительность мстит за себя, и декаданс неизбежно вырождается в скуку либо нелепость. А варвары на подходе…

Деликатность (Delicatesse)

тонкости и Смесь мягкости, показанная по отношению к второму человеку из боязни ранить его. Следовательно, деликатность – это добродетель, вместе с тем и особенный дар. Противоположностью деликатности есть грубость. не сильный место деликатности содержится в том, что она лишает нас способности показать твердость в том месте, где это нужно. Тогда деликатность преобразовывается в малодушие.

Демагог (Demagogue)

Человек, пробующий вести за собой народ, в один момент следуя за народом. Как отмечает Лакан (94), демагог подобен истерику – он ищет хозяина, которым имел возможность бы помыкать. В простом арсенале средств демагога – лесть, обман, легковесные обещания, апелляция к самым низменным либо самым неотёсанным эмоциям, а также к страху, ненависти и зависти. Он подпитывает чужие страсти, сам питаясь ими. Противоположностью демагога имел возможность бы быть госдеятель, обращающийся к разуму и воле и призывающий к действию. Действительно, тут поднимается второй вопрос: в случае если госдеятель всецело откажется от демагогии, сумеет ли он пробиться к власти?

Демиург (Demiurge)

«Если бы мысль о Всевышнем-творце содержала рациональное зерно, – сообщил мне в один раз Марсель Конш, – древние греки до нее додумались бы…» Вправду, древнегреческие всевышние не выступали в роли творцов мира: или вследствие того что мир вечен (как, к примеру, вычислял Аристотель); или вследствие того что его существование имеется итог случайной (Эпикур) либо божественной (Платон) организации предсуществовавшей материи. Вот здесь-то в игру и вступает демиург – по Платону («Тимей»), всевышний, не создающий чувственный мир из ничего, но упорядочивающий «вместилище» (пространство и материю) в соответствии с моделью, заданной вечным порядком Идей. Данный всевышний – что-то наподобие ремесленника (этимологически demiourgos значит мастер, трудящийся на благо народа); он не формирует ни материю, ни Идеи, но по мере вероятного придает материи совершенство Идей. Со времен Платона суть этого слова не изменился. Демиург – это скорее всевышний-распорядитель, чем всевышний-творец; скорее посредник, чем трансцендентная сущность; скорее умелец, чем воплощенное совершенство. направляться ли из этого, что в идее для того чтобы всевышнего больше рационального, чем в идее Всевышнего-творца? Я в этом не уверен. Кроме того если бы древние греки додумались до всех вероятных рациональных идей, что само по себе было бы поразительным, из этого отнюдь не нужно, что все их идеи в обязательном порядке были рациональными. Случается, что и безрассудство выражается по-гречески…

Народовластие (Democratie)

Политический строй, при котором полнота власти в собственности народу. Это не означает, что народ руководит страной либо хотя бы принимает его законы. Это значит, что никто не имеет возможности руководить страной либо законодательствовать без согласия народа и кроме контроля с его стороны. Народовластие противостоит монархии (власти одного человека), аристократии (власти нескольких человек), наконец, анархии либо ультралиберализму (отсутствию власти).

Не нужно путать народовластие с уважением личных либо коллективных свобод. Принимая в первой половине 90-ых годов XVIII века декрет о введении «террора впредь до установления мира», французский Конвент действовал строго в рамках народовластия. В случае если обладателем всей полноты власти есть народ, он может устанавливать границу тех либо иных свобод; кроме того, он должен в той либо другой мере это делать. Если бы это было не так, выражение «либеральная народовластие» не имело бы никакого смысла. Но в том-то и дело, что не все демократии либеральны.

Совершенно верно так же не нужно смешивать народовластие с республикой, которая есть скорее чистой и безотносительной формой народовластия – единой и неделимой, светской и эгалитарной, национальной и универсалистской. «Народовластие, – остроумно увидел Режи Дебрей (95), – это то, что остается от республики, в то время, когда угаснут огни Просвещения». Возможно сообщить и без того: народовластие – это метод действия, в то время как республика – это идеал. Из чего направляться, что народовластие, кроме того несовершенная, имеется нужное условие существования всякой республики.

Демон (Demon)

Небольшой бес либо (у древних греков) низшее божество. Демонов неисчислимое множество: имя им легион. В отличие от них сатана пытается к принципиальной уникальности и претендует на роль князя мира этого.

Демон Лапласа (Demon De Laplace)

Это выражение отсылает нас к известному фрагменту из «Философского эссе о возможностях» Пьер-Симона Лапласа (96): «Мы должны разглядывать настоящее состояние универсума как следствие его предшествующего и обстоятельство последующего состояния. Ум, что сейчас сумеет познать все силы природы и обоюдное положение всех составляющих ее существ, при условии, что ему хватит размаха для анализа взятых данных, сможет вывести единую формулу, обрисовывающую перемещение как самых больших тел вселенной, так и небольшого ее атома: для него не останется никакой неопределенности и его глазам предстанет как прошлое, так и будущее».

Демон Лапласа – это и имеется тот самый мнимый ум, которому достаточно одного взора, дабы стереть отличие между прошлым и будущим, соответственно, самую идею возможности и, как следствие, свободы воли. Если бы таковой ум был вероятен, это означало бы, что детерминизм равнозначен предопределенности. Это необычное олицетворение того, что Эпикур критически именовал «судьбой физиков». В большинстве случаев принято думать, что его опровержением, подобно тому, как у эпикурейцев эту роль выполнял clinamen (другими словами учение о спонтанном отклонении атома от прямой линии. – Прим. пер. ), помогает индетерминизм квантовой физики и хаотичность процессов. Будущее содержится в настоящем не больше, чем само настоящее находилось в прошлом. В мире существует новизна, непредвиденность, хаос, соответственно, будущее открыто. Кроме того нескончаемому уму не под силу преобразовать будущее в прошлое. Это происходит вследствие того что разделяющее их настоящее являет собой что-то значительное, правильнее говоря, оно являет собой все сущее.

Но данный подход не дает нам решения проблемы свободы. Тот факт, что прошлое и будущее сущность различные вещи (первое быть может, второе нужно), ничего не может сказать о настоящем. , пока я не совершил того либо иного поступка, я могу функционировать в противном случае, но стоит мне совершить поступок, я уже не в состоянии сделать так, дабы его не было. Вольно будущее воздействие, но не прошлое. А как быть с настоящим действием? Разве его может не быть, если оно имеется, и разве оно возможно вторым, если оно как раз такое и никакое иное? И тут умирает демон Лапласа – не имеет возможности все на свете быть извечно предписанным. Но вопроса о свободе воли это так и не решает.

Демон Сократа (Demon De Socrate)

Это – хороший демон, собственного рода ангел-хранитель. Действительно, может он мало – лишь сказать, и наряду с этим лишь в отрицательной форме. Он ни при каких обстоятельствах не показывает, что следует сделать, но только чего делать не нужно, чего всеми силами направляться избегать (см., к примеру, Платон, «Апология Сократа», 31d и 40а – с ). Тот, кто не верит ни в демонов, ни в ангелов, с полным основанием заметит в демоне Сократа образ совести. Совесть и в действительности по большей части говорит нам «нет», противоборствуя отечественным эгоистическим жаждам. Что касается утвердительных заявлений, то этим обязан больше заниматься ум, чем мораль.

Демон Шанжё (Demon De Changeux)

Мое собственное изобретение, предложенное в «Философском воспитании» по аналогии с демоном Лапласа. Что же это за демон? Представим себе, что через десять тысяч лет на свет покажется сверходаренный нейробиолог, сумевший так глубоко пробраться в мозг любого из современников, что просматривает в нем как в открытой книге. Допустим, что благодаря немыслимому формированию медицинской техники он сможет приобретать снимки людских мыслей. Итак, отечественный гений занимается изучением мозга двух различных индивидуумов. Просматривая мозг г-на Икс, он определит, что тот уверен, словно бы десять тысяч лет назад существовал таковой кошмар, как массовое уничтожение фашистами иудеев. А вот из чтения мыслей г-на Игрек направляться, что ничего аналогичного ни при каких обстоятельствах не было и это все не более чем миф чёрных столетий. Кто же из двоих прав? Этого отечественный нейробиолог определить не имеет возможности, как бы ни вчитывался в мозг собственных больных. Дабы составить вывод по этому вопросу, ему было нужно бы кинуть занятия нейробиологией и посвятить себя совсем второму, к примеру изучению истории. Так в чем же с позиций нейробиологии состоит различие между подлинной и фальшивой идеей? На мой взор, для того чтобы различия нет, и как раз по данной причине нейробиология не может заменить мышление. Нейробиологическое изучение подлинной идеи может поведать нам об данной идее все, не считая одного – подлинна она либо фальшива. Изучение идеи (как объекта) не избавляет от необходимости ее осмысления (как идеи).

Продолжая собственные изучения, отечественный нейробиолог может кроме этого найти в мозгу Игрека и Икса определенное количество сокровищ, кое-какие из них будут неспециализированными для обоих персонажей, но другие – прямо противоположными. Но он не сможет, оставаясь в рамках нейробиологии, делать выводы о значении этих сокровищ. Игрек, Наверное, человек более радостный, чем Икс? Ну и что? Икс создаёт чувство человека, более приверженного совершенствам справедливости, долга и сострадания? Но разве это обосновывает, что прав второй, а не первый? Одним словом, демон Шанжё способен определить о отечественных сокровищах все, кроме сокровище этих сокровищ. Познание сокровища (как объекта) не избавляет от необходимости ее оценки (как ценности).

Все сообщённое нисколько не отрицает заслуг нейробиологии как науки, но подчеркивает ограниченность нейробиологизма как идеологии.

Демонстрация (Demonstration)

Убедительное подтверждение. Это предполагает, что разум может употребляться в качестве доказательства, что само по себе недоказуемо, но подспудно содержится в любом доказательстве. «Возможно, и существуют настоящие доказательства, – говорит Паскаль, – но я в этом не уверен». Вправду, доказать это нереально. Следовательно, любая демонстрация страдает неполнотой (Монтень: «Ни один аргумент не имеет веса без другого аргумента, и без того нам приходится пятиться до бесконечности»). Вместе с тем кроме того неполное подтверждение лучше, чем беспочвенное убеждение.

Дендизм (Dandysme)

Эстетика, претендующая на звание этики и стремящаяся заменить ее собой. Денди – это человек, грезящий перевоплотить собственную жизнь в произведение искусства. Это ему не удается, и он пробует отыскать утешение в насмешливости и кокетстве. Элегантность представляется ему в полной мере достаточной, дабы вычислять себя добродетельным, а следование моде – настоящей мудростью. Денди – виртуоз внешней видимости. Тело, одежда, обращение – все это для него инструменты, которыми он пользуется, дабы обратить на себя внимание и придать себе веса. Бодлер (97) назвал дендизм «собственного рода культом самого себя». В этом светло видна ограниченность дендизма. Возможно ли вообразить себе более ничтожное божество, чем ты сам? Единственное спасение денди от насмешки – чувство юмора. В случае если же он принимает себя действительно, то перестает быть денди и преобразовывается в сноба.

Деонтология (Deontologie)

Род опытной этики; совокупность обязательств, накладываемых той либо другой профессией (от to deon – что следует сделать). Деонтология носит одновременно и условный, и личный темперамент: это не столько этика в строгом смысле слова, сколько некоторый кодекс. К примеру, в медицинскую деонтологию не входит честность (человек должен быть честным не вследствие того что он доктор); но входит обязанность оказать больному помощь, хранить врачебную тайну и т. д.

Депрессия (Depression)

Потеря энергии, жажды либо эйфории, собственного рода крушение cоnatus ’a. Отличается от горя обстоятельствами происхождения, каковые по большей части носят психотерапевтический либо болезненный темперамент. Депрессия – это патологическая внутренняя скорбь. С несчастьями мы боремся, депрессию направляться лечить. Из этого, само собой разумеется, не нужно, что в это же время и вторым нет множества переходных взаимодействия и состояний (депрессия делает человека несчастным, горе погружает в депрессию). Исходя из этого время от времени в полной мере разумно порекомендовать человеку, переживающему горе, прием антидепрессантов – не вследствие того что его страдание носит патологический темперамент, но как раз чтобы оно не перешло в заболевание. От доктора в таких случаях требуется простое человеческое соучастие, не смотря на то, что оно, очевидно, не заменяет необходимости верно поставить диагноз.

С медицинской точки зрения клиническая картина депрессии довольно часто сопровождается тревожностью, психомоторной заторможенностью и снижением самооценки. В серьёзной форме она способна так отравить человеку жизнь, что смерть начинает ему казаться желанной. Основной опасностью депрессии остается суицид, потому, что депрессия есть основной обстоятельством суицида. Тем больше оснований относиться к ней как к заболеванию и пробовать ее лечить. В числе достижений последнего времени направляться упомянуть очень успешное использование антидепрессантов и чуть менее успешное – психотерапевтических способов. Да, возможно, имеется люди, злоупотребляющие антидепрессантами. Но, по свидетельству психиатров, наровне с ними существует и много случаев запущенной депрессии. Так, в одной лишь Франции каждый год предпринимается более ста тысяч попыток суицида, из которых каждая десятая заканчивается смертью самоубийцы. Не все эти люди решили свести счеты с судьбой благодаря депрессии, как не любая депрессия в обязательном порядке ведет к суициду. Но масштаб приведенной цифры обязан помогать нам напоминанием того, что кроме того в таковой перекормленной лекарствами стране, как Франция, депрессия воображает более значительную проблему, чем злоупотребление психотропными препаратами.

Насилие (Despotisme)

Бесконечная власть одного человека. Насилие возможно просвещенным а также законным (этим он отличается от тирании), но наряду с этим постоянно остаётся несправедливым. Если бы жестокий правитель подчинялся закону, его власть потеряла бы безграничность. Этим насилие отличается от монархии, при которой, как отмечает Монтескье, «руководит один человек, но при помощи установления неизменных законов»; в то время как при насилии «все вне правил и всяких законов движется волей и произволом одного лица» («О духе законов», книга II, глава 1).

Жестокий правитель ставит себя выше законов (Руссо) или не признает никаких иных законов, не считая собственных собственных (Кант). Насилие – это полная авторитарная монархия. Его основополагающим принципом помогает не честь, как при конституционной монархии, и не добродетель, как при республике, а ужас (в том месте же, III, 9). Но это же определяет и предел насилия: он остается в силе только , пока его опасаются.

Детерминизм (Determinisme)

Учение, в соответствии с которому все на свете выяснено, т. е. подчинено нужным и достаточным условиям, каковые со своей стороны являются строго определенными. В этом смысле детерминизм представляется всего лишь обобщением принципа каузальности. Существует цепочка обстоятельств, либо множество таких цепочек, либо их совокупность, и они охватывают все подряд, включая себя. На эти цепочки возможно влиять, их возможно изменять, возможно ими руководить, но выйти за их пределы запрещено. Это собственного рода лабиринт обстоятельств либо, скорее, следствий. Кант совсем справедливо увидел, что из этого лабиринта выпадают одновременно и случайность, и неизбежность («Критика чистого разума», Аналитика основоположений). Множественность обстоятельств все растолковывает, но ничего не навязывает.

Детерминизм – то же самое, что случай (как множественность каузальных серий), дешёвый познанию. Не нужно смешивать детерминизм с учением о предопределении, утверждающим существование единственной постоянной цепи обстоятельств, из-за которого будущее полностью «вписано» в настоящее, как само настоящее имеется нужный итог прошлого. Верить в предопределение значит придавать времени действенность, которой оно не имеет. Не нужно кроме этого смешивать детерминизм с идеей вероятного предвидения: тот либо другой феномен возможно всецело детерминированным, оставаясь наряду с этим совсем непредсказуемым (таков принцип, на котором основаны хаотические системы и азартные игры). То, какая погода будет через полгода, не записано нигде; нельзя сказать, что эта погода уже детерминирована. Но в то время, когда эти полгода пройдут, она будет детерминирована. Исходя из этого детерминизм не равнозначен фатализму, потому, что не исключает ни случайности, ни действенной силы деятельности. Кроме того, детерминизм разрешает осмысливать и то и другое. Итог – зонтики и метеорология.

Детство (Enfance)

Самый ранний возраст; годы, отделяющие рождение от подросткового периода либо периода полового созревания. Возраст самой громадной хрупкости (ребенок фактически беспомощен против несчастья и зла) и самых громадных обещаний. Вот из-за чего так громадны отечественные обязанности по отношению к детям (обязанность защищать, уважать и воспитывать их), и вот из-за чего мы не имеем на них никаких прав. «Они не сильный божественной слабостью», – писал Ален. Детство, не талантливое ни наказывать, ни вознаграждать, владеет полной властью. Царственное дитя имеется карикатура на самого себя: если оно принимается править, оно теряет возможность царствовать.

Дети стремятся стать взрослыми. Отечественный долг – оказать помощь им в этом, а дабы его выполнить, мы сами должны расти. Это – единственный метод сохранить верность тому ребенку, каким мы были когда-то и каким остаемся неизменно. «Мы толкаем собственный детство вперед, – как сообщил тот же Ален, – потому что это – отечественное настоящее будущее».

Дефиниция (Definition)

Всякое высказывание, растолковывающее, что собой воображает та либо другая вещь (Аристотель), либо раскрывающее значение того либо иного слова. В первом случае речь заходит о настоящей дефиниции, во втором – о номинальной дефиниции. Но путь к первой лежит лишь через вторую.

Дать дефиницию (определение) значит установить содержание понятия (довольно часто для этого требуется указать его специфические отличия и ближайший род), тем самым сделав его ясным для понимания. Однако не нужно забывать, что понятия (концепты) не являются настоящей действительностью, соответственно, ни одна дефиниция не может заменить собой познание. «Всевышний, – говорит Спиноза, – ничего не познает абстрактно и не формулирует неспециализированных дефиниций». Исходя из этого составление дефиниций есть занятием, свидетельствующим о отечественной смиренности: пробуя выяснить окружающий нас мир, мы, не впадая в заблуждение, используем собственные способности к абстрактному мышлению и восприятию.

Дзен (Zen)

Разновидность буддизма, развившаяся в Японии на базе китайской совокупности медитации чань из направления «громадной колесницы» («великого пути»). Дзен-буддизм показывает путь к просветлению (сатори) при помощи сидячей беспредметной медитации (дза дзен), которая готовится и сопровождается определенным числом особых упражнений (коаны (98), стрельба из лука, мастерство аранжировки цветов, боевые искусства и т. д.). Цель медитации – достижение полной концентрации внимания, из-за которой появляется состояние внутренней пустоты и мира.

Люди, пережившие это состояние, утверждают, что испытали чувство полноты бытия. Под медитацией понимается спокойное и нейтральное самонаблюдение, приводящее к выводу, что никакой субстанции, талантливой являться предметом наблюдения, не существует, а все процессы, протекающие в человеке, непостоянны и безлюдны. Но действительность никуда от этого не девается, кроме того, она делается как бы еще более настоящей, потому, что «эго» больше не является барьером между ней и человеком. Дзен-буддизм возможно назвать попыткой высвободить себя от себя, дабы в следствии осталось лишь все сущее.

Type I hypersensitivity (IgE-mediated hypersensitivity) — causes, symptoms, pathology


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: