Дети нуждаются в правилах.

Детям не только нужен правила и порядок поведения, они желают и ожидают их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, формирует чувство безопасности.

Вам, должно быть, знакомо, как нервничает и выбивается из ритма судьбы грудной ребенок, увезенный из дома на пара часов «к себе домой», и как он успокаивается, попав к себе, в привычную обстановку.

Дети иногда готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые.

Вспоминаю одну милую сцену. Мама с полуторагодовалым малышом вышла гулять. Открыв дверь подъезда, она так и покинула ее нараспашку. Сделав пара шагов, кроха беспокойно посмотрел назад, вынул собственную ручонку из руки мамы, нетвердыми шагами отправился к двери и, приложив кое-какие упрочнения, закрыл ее. Порядок был восстановлен. Посмотрев на маму, я встретилась с ней смущенную ухмылку.

Все, само собой разумеется, сталкивались с другим примером хорошегоконсерватизма детей, их рвением повторять привычное: вы просматриваете дошкольнику книжку либо говорите сказку. В первую очередь удивляет, что эти книжка либо сказка ему не надоедают: он готов слушать их нескончаемое число раз, не смотря на то, что знает уже все наизусть. И попытайтесь что?нибудь поменять в тексте — сразу же последует протест: «Нет, ты тут пропустил», «Нет, он сообщил не так, а вот так …»

Дети интуитивно ощущают, что за родительскими «запрещено» прячется забота о них. Один ребёнок с печалью согласился, что родители его совсем не обожают, поскольку разрешают ему через чур очень многое, включая да и то, что запрещается вторым ребятам. «Им, по?моему, нет до меня дела», — безрадосно заключил мальчик.

Появляется вопрос: в случае если парни чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного определённых правил и порядка поведения, то из-за чего они норовят эти правила и порядок нарушать? Из-за чего на это всегда жалуются родители, воспитатели, учителя?

Возможно назвать большое количество обстоятельств, их значительно больше, чем думается на первый взгляд. В действительности дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения» (согласитесь, само это привычное для слуха слово уже показывает на силовые способы). Исходя из этого давайте сформулируем вопрос в противном случае: как отыскать пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?

Пологаю, что о таковой дисциплине грезит любой родитель. Это, непременно, самая тяжёлая и узкая задача воспитания. Так как от метода ее решения зависит, вырастет ребенок внутренне собранным и важным человеком либо нет.

Имеется пара правил, каковые оказывают помощь наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правила (ограничения, требования, запреты) в обязательном порядке должны быть в жизни каждого.

Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть через чур много, и они должны быть эластичными.

Оба правила, забранные совместно, предполагают особенное чувство меры, особенную мудрость родителя в ответе вопросов о «возможно», «направляться» и «запрещено».

Отыскать золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам оказывает помощь образ четырех цветовых территорий поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной (мысль территорий в собственности одному американскому психологу, мы ее видоизменяем и дополняем по?собственному).

В зеленую территорию поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению либо жажде. К примеру, в какие конкретно игрушки играться, в то время, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить…

Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой территории. Ему разрешается функционировать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. В противном случае говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. К примеру, возможно сесть за уроки, в то время, когда желаешь, но закончить работу к 8 часам вечера. Возможно гулять в собственном дворе, но дальше не уходить.

Эта территория крайне важна, поскольку как раз тут ребенок приучается к внутренней дисциплине по известному нам механизму извне?вовнутрь. Родитель на первых порах оказывает помощь ребенку сдерживать яркие импульсы, быть осмотрительным и обучаться осуществлять контроль себя именно посредством правил и норм, каковые установлены в семье. Неспешно, привыкая к этим правилам, ребенок направляться им без особенного напряжения. Но это происходит, лишь в случае если около правил не было постоянных распрей.

Исходя из этого бесконфликтное принятие ребенком ограничений и требований должно быть предметом особой вашей заботы. Попытайтесь в каждом случае нормально (но кратко!) растолковать, чем приведено к вашему требованию. Наряду с этим в обязательном порядке выделите, что именно остается ребенку для его свободного выбора. В то время, когда дети ощущают уважение к их самостоятельности и чувству свободы, они легче принимают родительские ограничения.

Приведу пример успешного беседы мамы с пятилетним Петей.

Петя хватает печенье.

МАМА: на данный момент не время для печенья, оно перебьет тебе аппетит. (Ограничение с маленьким объяснением.)

ПЕТЯ: А я желаю!

МАМА: Ты в обязательном порядке его съешь, но лишь в конце ужина. (Разрешение с условием.)

ПЕТЯ: Я не желаю ужинать!

МАМА: Другими словами ты пока не голоден. (Активное слушание.) Прекрасно, у нас имеется время подождать папу. Он придет, и мы будем имеется совместно. Но если ты проголодаешься, я могу покормить тебя и раньше. (Показ вероятного выбора.) Ты будешь имеется на ужин кашу либо жаренную картошку? (Возможность выбора.)

ПЕТЯ: Само собой разумеется, жареную картошку, и вместе с папой!

Педсовет. послушание и Дисциплина: нуждаются ли дети в правилах? 2013 г.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: