Диалектика души и тела у платона

Оглавление

Оглавление. 2

Введение. 3

тела и Диалектика души у Платона. 6

Федон. 7

Этика Платона. 8

Пир. 11

Познание любви у Платона. 11

Федр. 13

Образ колесницы.. 13

Любовь как путь восхождения души. 14

Тимей. 15

Космос: тело и душа. 15

Библиографический перечень. 16

Аналитическая работа по источнику Платона Государство. 17

Онтологический нюанс. 17

Гносеологический нюанс. 18

Аксиологический нюанс. 19

Введение

С тела и проблемы античных времён души как главных качеств бытия человека тревожит умы философов. Философская идея каждой эры отражает данный предмет по-различному, в соответствии с неспециализированным принципом, характеризующим тот либо другой этап ее развития.

Как мы знаем, фундаментальный принцип древней философии – космоцентризм. Древние мыслители видели мир как эстетически идеальное, законченное целое, где человек -микрокосм – был подобен миру –макрокосму, связан с ним узами предустановленной гармонии. Эта эра подобна золотому детству человечества, в то время, когда ребёнок ещё не отделяет себя от окружающего мира: … В случае если для ребенка мир сперва ограничивается одной помещением, либо одним домом, либо одной улицей, то нет ничего необычного и неестественного в том, что для старого грека мир ограничивался лишь видимым, слышимым и по большому счету чувственно принимаемым небом.(в. 33)

История древней философии неоднородна, в ней в большинстве случаев выделяют досократический (натурфилософский) период, период эллинизм и классики. А.Ф.Лосев, разглядывая древнюю философию от Фалеса до Аристотеля под неспециализированным заглавием «классики», предлагает собственную периодизацию этого этапа: ранняя классика (досократики), средняя классика (софисты и Сократ) и зрелая классика (Аристотель и Платон). Эта периодизация связана с диалектикой идеи и материи(в.19), которая, в соответствии с Лосеву, пронизывает всю древнюю философскую идея.

Ранняя классика – это досократики, которых часто именуют натурфилософами. Нетрудно подметить, — пишет Лосев в собственной работе История древней философии в конспективном изложении — что с философской точки зрения самым серьёзным достижением в ранней классике была попытка охватить становящуюся устойчивые формы и материю этого становления в одно целое….(в.56).Главный предмет рефлексии досократической мысли — природа, космос, т.е. материя. Потому, что все в космосе телесно и одновременно с этим одушевлено, все полно всевышних, тело и душа человека не воображает для досократиков какой-то особой действительности, требующей отдельного, детального рассмотрения. Исходя из этого неприятность человека не занимает в творчестве этих мыслителей большого места. Понятие души у досократиков носит космологический темперамент, другими словами это душа мира по большому счету, она имманентна космосу. В целом досократики мыслят душукаквоплощениетогоилииногокосмическогоначала-архэ.Тем неменее,иудосократиковмывстречаемрассужденияоприродеипроисхождениичеловека,о его познавательных свойствах. Кое-какие из этих представлений мы в поменянном виде обнаруживаем у Платона в его учении о душе и теле; другие, наоборот, вызывают критику философа.

Средней классикой Лосев называетэтап, который связан с так называемым сократическим переворотом: «…В случае если раннюю классику мы должны назватьинтуитивной философией, то ту {среднюю} классику, которая трактовала идею вотрыве от материи, мы, разумеется, должны назвать философией рассудочногохарактера либо философией {дискурсивной}»(в.59). Мыслители этого периода – софисты и Сократ – обращают собственный взор на самый серьёзный, согласно их точке зрения, предмет – человека. Фундаментальный принцип предустановленной гармонии между макрокосмом и микрокосмом сохраняется, но в центре вниманияфилософской мысли сейчас находится второй член этого отношения – микрокосм. Субъект внезапно делается серьёзнее объекта, гносеология – серьёзнее онтологии.Это и имеется то, что Лосев именует разработкой идеи в отрыве от материи. 5И, наконец, высокая классика связана с именами таких великих философов, как Аристотель и Платон.Согласно точки зрения Лосева, именно на этом этапе происходит необычный синтез идеи и материи. Данный синтез начинается у Платона в его учении обэйдосах, где умопостигаемая мысль диалектически связана с чувственно принимаемых содержанием. Высшее выражение этого синтез, согласно точки зрения Лосева, мы находим у Аристотеля.«…Ранняя классика базируется на конкретно данной и потому{интуитивной материи},..тогда как принципом зрелой классики явилась отнюдь неинтуитивно эта материя, но систематически организующая эту интуитивнуюматерию {формообразующая мысль} …Наряду с этим, в случае если диалектика была в античнойфилософии везде, как и во всей классике, то в зрелой классике она получилапреимущественное а также главенствующее положение»(в.64)

В соответствии с Лосеву, учение Платона о душе и теле конкретно связано с данной диалектикой материи и идеи. В случае если Сократ прежде всего занимается проблемами людской души, тоПлатон ставит задачу, отталкиваясь от идеи души, возвратиться к онтологии, но уже на новом уровне. Так, как раз учение о душе и теле делается ядромплатоновскогообъективного идеализма.

тела и Диалектика души у Платона

Платон появился в аристократической семье в Афинах. Период его жизни относится к 427-347 гг. до н. э. Он был учеником Кратила, а позднее Сократа. Сократ делается главным действующим лицом в диалогах Платона. Все произведения Платона написаны в виде художественного произведения, где главный герой разговаривает с оппонентами и при помощи майевтики приходит с ними к истине. Но запрещено всецело утверждать, что лишь под влиянием Сократа сформировались философские идеи Платона. Согласно точки зрения Аристотеля, на формирование мировоззрения Платона повлияли три личности: Гераклит (при помощи собственного ученика Картеля), Сократ и пифагорейцы. Но, само собой разумеется, этими именами не ограничивается сообщение платоновской философии с предшествующими мыслителями. Тут возможно дать согласие с Лосевым, что говорит о непрерывности древней философии,преемственности всех её этапов. Просматривая платоновскиедиалоги, нетрудно подметить, что создатель часто используетидеи и образы, заимствованные у досократиков.Кроме этого на мировоззрение Платона влияют софисты и драматурги (не смотря на то, что влияние последних он и не хочет признавать).

тела и Проблемы души Платон разглядывает в таких произведениях, какФедон, Пир, Федр, Государство и Тимей. Потом возможно более детально изучить эти неприятности в каждом диалоге.

1.Федон

Как и все диалоги Платона, Федон – не только философское, но и литературно-драматическое произведение.Чисто логические построения у Платона переплетаются с мифологией и поэтическимиметафорами.

Краткое содержание диалога: Сократ перед казнью нормально и с преимуществом обосновывает, из-за чего философ не должен опасаться смерти. В собственной предсмертной речи Сократ, высказывая точку зрения автора, противопоставляет душу как вечную и неизменную сущность телу, котороетленно и складывается из множества элементов. Тут же приводится четыре доказательства бессмертия души.

1.2. Доказательства бессмертия души.

Первое подтверждение бессмертия души основано на утверждении, что происходит взаимопереход противоположностей: жизнь противоположна смерти,как бодрствованию противоположен сон[1]. Но противоположности должны в обязательном порядке переходить приятель в приятеля в обоих направлениях, в противном случае нарушится равновесие; мертвое берётся из живого, а живое — из мертвого.

Второе подтверждение бессмертия души основывается на учении о знании как припоминании. Вот что в качестве доказательства пишет философ: …Не должны ли мы дать согласие и в том, что в случае если человек получает знания известным образом, то это имеется припоминание?..[2] Мысль припоминания кроме этого упоминается в Стране и др. произведениях. В диалогеМенон философ обосновывает собственную теорию о припоминании (посредством прекрасно поставленных вопросов главный герой – Сократ – подвел парня к независимому доказательству теоремы Пифагора). Но, в случае если знание имеется не что иное как припоминание, душа обязана существовать и до рождения тела.

На базе утверждения, что душа – это несложная и неизменная сущность, что она не имеет возможности провалиться сквозь землю в отличие от тела, строится третье подтверждение бессмертия души. …Предметы, каковые остаются неизменно одинаковые перемене не подлежат, сущность как раз – предметы не сложные…. Тут же он обосновывает, что тело тленное, поскольку сложное и складывается из множества частей: …Те же [предметы], каковые составлены из различных частей, подвержены постоянным трансформациям, и ни при каких обстоятельствах не остаются в одном и том положении…[3] В этом доказательстве мы можем подметить влияние идей Парменида на творчество Платона.

Четвертое и последнее подтверждение нетленности души: душа источник судьбы и не имеет возможности сама быть причастна смерти: …Душа, каков бы ни был предмет, в который она вселяется, неизменно ли приносит с собою ему жизнь? – Неизменно, несомненно… -…Но душа может ли принять в себя противоположное тому, что она постоянно носит с собою? Каков в этом отношении вывод отечественных рассуждений? – Несомненно, не имеет возможности…[4]

На протяжении диалога Сократ опровергает два возражения. Пифагореец Симиасвыдвигает теорию души как гармонии, рождённой из совокупности телесных начал. Все возражения Платона сводятся к следующему:

1. Душа не может быть гармонией, поскольку гармония имеется итог действия материальных обстоятельств,а душа, в соответствии с второму доказательству, существовала и до рождения.

2. Душа имеет власть над телесными побуждениями, что было бы нереально, если бы она была лишь гармонией, т.е.сочетанием этих начал.

3. Теория души как гармонии не имеет возможности растолковать существование, наровне с добродетельными, и порочных (не гармоничных ) душ.

Второе возражение – Цебеса. В случае если признать душу как что-то первичное и имеющее власть над телом, то нет гарантии, что душа не имеет возможности непременно погибнуть, пережив пара материальных воплощений. На это возражение Платон отвечает, развивая четвёртый довод – причастность души к эйдосу судьбы.

1.2. космология и Этика: круговращение души

Из собственного учения одуше Платон делает как этические, так и космологические выводы.

Душа по собственной природе причастна вечным и идеальным идеям.Но она, вынужденно применяя органы теладля деятельности и познания, часто проникается потребностями и желаниями тела, делается тяжелее. Посмертная будущее души зависит от степени ее добродетели, т.е. от степени причастности к миру идей. Злые, порочные души отправляются в Тартар; души, чьи прегрешения не столь громадны и дешёвы искуплению, по окончании очищения возвращаются на землю;и лишь чистые души,души философов, при жизни избегающиепривязанности к телесному, удостоены остаться на небесной почва в вечном созерцании божественных идей. Тут Платон обращается к мифологической концепции переселения душ, восходящей еще к пифагорейцам, а от них – к орфическим, а, быть может, и восточным учениям.

Космологическая картинаПлатона вполнесоответствует учению о душе. Платон красочно обрисовывает две Почвы – Почву материальную, воображающую собой громадный шар,висящий в равновесии в центре мира, и Почву подлинную, небесную – многоцветный сияющий многогранник, где чистые души пребывают вечном блаженстве. (Тут возможно вспомнитьпоявившееся спустя пара столетий учение Блаженного Августина о Граде земном и Граде небесном).

2. Пир

В диалоге Пир Платон исследует природу любви, Разглядеть данный диалог нужно, поскольку теория любви у Платона конкретно связано с учением о душе и теле.

Воздействие диалога происходит на пиру у Агафона , куда приглашён и Сократ. Все присутствующие попеременно произносят речи в честь всевышнего любви Эрота. Один из ораторов говорит миф об андрогинах – двуполых существах, поделённых волею всевышних и неизменно ищущих собственную половинку.За данной смешной, на первый взгляд, легендой мы видим философское познание любви как восполнение целостности бытия.Но для Платона такое познание любви кажетсянедостаточным. Собственное учение о природе Эрота Платон, как в большинстве случаев,вкладывает в уста Сократа, что, всвою очередь, ссылается на некую мудрую даму Диотиму.

Учение о душе в философии Платона


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: