Дифференциация звуков с-з-ц

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие предназначается для дифференциации и автоматизации звуков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Лексический материал структурно располагаетсяследующим образом:дифференциация и Автоматизация звуков С,С’, 3, 3′, Ц.Автоматизация звуков Ш, Ж.Разделение шипящих звуков и свистящих.Автоматизация звуков Ч, Щ и их разделение со звуками, сходными по способу и месту образования.дифференциация и Автоматизация звуков Л,Л’,Р,Р’.Собственный пособие мы назвали «Логопедическиерифмовки и миниатюры».Рифмовки — это особые упражнения,выстроенные по законам рифмы и ритма, служащие определенной дидактической цели. Цель,которую мы ставили перед собой, придумывая этитексты, — максимально наполнить речевой материал изучаемым звуком и наряду с этим по возможности исключить дефектно произносимые звуки.Как мы совладали с поставленной задачей делать выводы Вам, глубокоуважаемые сотрудники. Мы сохраняем надежду, что книга понадобится логопедам образовательных и медучреждений, воспитателям, родителям, занимающимся с детьми позаданию логопеда, и детям для независимого чтения.

Автоматизация звуков С, С’

А они сосут конфеты.

Санин отец приобретёт сыну снегокат,
А в то время, когда весна настанет — самокат.

Сом разговаривает с сомом:
Где сому поставить дом?
— На песке, само собой!
Имеется и свет в том месте, и покой.

Днём сонные совы
На соснах сидят,
В то время, когда все уснут
На охоту летят.

Сказки новые несёт.
Сказки обо всём на свете…
Так бегом в кровати, дети!
Из кискиной миски пёс
Сейчас «Вискас» унёс,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.
Сам сообщить сумей-ка:
В саду стоит скамья,
На скамье сидит кот,
Он нам песенки поёт.
какое количество всего у Сони котят,
В случае если два — под скамьёй сидят,
А пять на софе нормально дремлют?

2 Опять снегом занесён
сад и Дом,
И светло синий везде, везде иней.

Имеется у Сани сани.
Дайте Сане снегопад, —
Он катать всех станет.
У Светы о сове имеется сказка.
Сова в ней надевает маску
И, сев в кусты, свистит, сопит…
Не спит сама и лес не спит.

Поёт песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете детям.

СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ

У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидитна сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как дотянуться сову. Но сова сидит высоко, а собаки не могут летать.

Стас свистит Сойке. Нужно идти к себе. До свиданья, сова!

Автоматизация звуков 3, 3′

Потоптали все газоны.
У Зои собственная коза.
Кличут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою собственной Егозою.

Побывали в магазине.
Лизе приобрели зайку,
А Зине — мозаику.
Знает Зоя: время от времени
Падает с небес звезда.
Звездопад тех поразит,
Кто, в то время, когда мрачно, не спит.

Выпустить позёмки, метели,
Замести везде пути —
Ни заехать, ни зайти.

Имеется о цапле, о кунице,
Имеется о зайце, о кольце,
Об удалом молодце.*
Котёнок Цап кусается,
Цыплёнок Цып клюётся,
Обоим от хозяйки
За это достаётся.
И совместно радоваться
Им не удаётся.
* Употребляется при отсутствии недостатка в произношении звука Л.

ПЕВЦЫ

— Вот какие конкретно мы певцы! Как отец!
В пятницу мы будем выступать на сцене.
— Какие конкретно вы певцы? — удивляется утёнок. — В пятницу съедутся известные певцы, а не птенцы.

Цыплята, попив из блюдца водицы, пели под акацией целый сутки, пока не осипли. Позже поплелись к наседке определить, в то время, когда наконец они станут певцами. Наседка смеётся: «Вы у меня умницы. В случае если станете заниматься, в обязательном порядке станете известными певцами». *

5* Возможно использован для разделения звуков С — 3 — Ц.

Разделение звуков с-з-ц

Звуки С-3

Спит он под завывание метелей.
Снегопады идут и позёмки метут,
А медведь до весны видит сны.

Сто тайных, сто выдумок.
Созывает всех весной
Он в собственный домик под сосной.

Завесили собственное окно.
Засов задвинув,
Засыпают сазан с фазаном.
И не знают,
Как за окном на высоте
Мигают звёзды в темноте.

Он от солнца и от зноя.
Создаёт тот зонтик тень
В самый-самый знойный сутки.

6 Собака не знает ни сна, ни спокойствия.
Обязана сумку, газету нести,
За это хозяин её угостит.
Хозяин собаку кличет на охоту.
Одна у собаки в том месте будет забота:
В засаде сидеть, не зевать
и не дремать,
Забрать след, в случае если нужно кого-то
поймать.

ВКУСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА

Захотела коза посадить у себясладкую землянику. Забрала пара кустиков в лесу и засадила полосу почвы около дома. Зацвела веснойземляника, а позже поспели ягоды.Позвала коза соседей и угостила всехсвоей земляникой.*

* Употребляется при отсутствии недостатка в произношении звука Л.

ЛЮБОПЫТНАЯ СОВА

Не спит лупоглазая сова в то время, когда мрачно. В темноте глаза совы всё видят:вот зайка поскакал, вот суслик зевнул, лиса в кустах затаилась. Когдавесь лес заснёт, сова вылетит из дупла; везде посмотрит, всех напугает, апотом усядется на сук и заухает.*

* Употребляется при отсутствии недостатка в произношении звука Л.

Звуки С-З-Ц

Синица опасается куницу,
Куница опасается песца,
А стих опасается финиша.

На месте не сидится.
Целый сутки та мартышка
Поёт и радуется.

Хвалится соседке:
— Али я не умница,
Али я не модница?
Сойка удивляется:
— Цепь к лицу цепному псу,
А вдруг птица умница,
То не станет птица
Цепью хвалиться.

8 Звёздная медведица.
Оказывают помощь звёзды те
С пути не сбиться в темноте.

САНИН СОН

Спит Саня и снится ему сон. Садится он в самолёт и летит высоко-высоко. Летит над лесом, над садом. Восне Саня совсем не опасается высоты.

Думает змейка о том:
Не нужно опасаться змей,
Так как змеи не всех сильней;
И лишь тогда они злятся,
В то время, когда сами кого-то опасаются.

Автоматизация звука Ш

— Кыш! —
Ты мышонок, а не мышь!

Мешают Пашке и Гоше.
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.
У Маши книжка «Мишкина каша».
У Миши книжка «Маша и Медведи».
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.

Шубу, калоши и шапку
Мы отыскать никак не можем.
Вот такие шутки
У отечественного Мишутки!

У Миши мышонок Тотошка.
Не смогут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы самую малость.

Шутит с мышкой по-немножку.
Что-то не до шуток мышке,
Помогу-ка я малютке.*

* Употребляется при отсутствии недостатка в произношении звука Л.

9У мышонка Тотошки
Кашки самую малость.
Думает Тотошка
Дать кашку кошке.
И не будет кошка
Шипеть на Тотошку.
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, мишутка.

МЫШИ и ШАХМАТЫ

Два мышонка шумели и шутили наопушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, дабы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, не шёпота. Увлекли мышат шахматы.

ШУБА ДЛЯ ПУШКА

Наташа и Маша шьют котёнку Пушку шубу. Пушок обижен. Он шипит:
— Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит.

Автоматизация звука Ж

Ужин нужен.
Дадим ежевики
Ежам на ужин.

Как же жутко быть жуком, —
Любой может обижать.
Как об этом не жужжать?

Жадность той жабе дремать не даёт.
Кроме того жутко — не одна
Такая жадная она!

10Каждый день ужин ожидает,
Так как на ужин медвежонок
Выпивает с радостью жидкий мёд.

ЖИК-ЛЕЖЕБОКА

Между двух ёлок живёт лежебока-ёжик. Живёт, не тужит, нет нуждыникуда бежать. Наденет ёжик жёлтую пижаму и лежит, серьёзный таковой.Никто его не уважает. Да и как же возможно так жить?!*

* Употребляется при отсутствии недостатка в произношении звука Л.

Жук отважный в один раз,
Жужжа, ожидал ужин ответственный.
Обязан он был за ужином
Обслуживать жужелиц дюжину.

11 Лей, лей!
Капель не жалей! Лей!
Дождик, дождик,
Ты нам нужен! —
Пели жабы, лёжа в луже.*

ЖЕНЯ И ЖУК

в один раз Женя отправился за жёлудями. Подошёл он дубу, видит, на жёлуде жук сидит. «Неважная погода,холодно», — сообщил жук. И жалобнодобавил: «Давай я к тебе жить отправлюсь. Я жужжалки петь могу». И зажужжал:
«Я на жёлуде сижу
И на Женю я смотрю.
Всё сижу и смотрю,
И жужжу, жужжу, жужжу».
Женя поразмыслил: «Думается, я уже слышал похожую песенку». А жуку сообщил: «Мне в далеком прошлом таковой жук нужен. Я плохо обожаю жужжалки. Отправимся ко мне жить».*

* Возможно использован при автоматизации звука Л.

Разделение звуков З-С


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: