Дифференциальная психометрика

Термин «дифференциальная психометрика» в данной книге обозначает науку о дифференциально-психотерапевтических измерениях. Дифференциальную психометрику целесообразно отличать от «неспециализированной психометрики» (Михалевская М. Б., Измайлов Ч. А., 1983). Неспециализированная психометрика имеет дело с задачами измерения психотерапевтических характеристик стимула, например, моделирует общепсихологические (честные для всех людей) функциональные зависимости между свойствами и свойствами стимулов субъективных реакций. В психофизике речь заходит об установлении соответствий между физическими субъективными характеристиками и характеристиками стимулов ощущений (сенсорная психофизика в социально-психотерапевтических измерениях устанавливается соответствие между последовательностями социальных объектов (к примеру, различные виды рекламируемых товаров) и определенными психологическими реакциями (к примеру, на континууме от «весьма нравится» до «весьма не нравится»). В дифференциальной психометрике числовые значения (ранги, категориальные шкальные значения) приписываются не стимулам, а индивидам. Дифференциальная психометрика имеет дело с личными различиями между людьми в качественном и количественном составе психологических особенностей, каковыми являются свойстве, отдельные когнитивные функции (память, внимание), мотивы, поведенческие черты, установки, самооценки и оценки, методы психологического самосохранения (психической защиты) и т. п.

По отношению к психодиагностике и дифференциальной психологии психометрика выступает в статусе технолого-методической дисциплины: она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические способы, обосновывает процедуры их применения и разработки.

Основываясь на введенном выше основании классификации, современные способы психодиагностики условно возможно поделить на две категории: 1) стандартизованные, измерительные способы (будем именовать их в будущем «тесты»), 2) экспертные способы, либо методы понимания (по традиции, они довольно часто фигурируют называющиеся «клинические способы»). К первым относятся стандартизованный самоотчёт и объективные тесты, ко вторым — проективные и диалоговые способы. В базе первой категории способов лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Эти способы снабжают диагноз (и на его базе прогноз) только с вероятностной точностью, данный диагноз выясняется более надежным по отношению к группе испытуемых, чем по отношению к отдельному испытуемому.

Экспертные способы в основном вычислены на профессиональный опыт, психотерапевтическую интуицию самого психодиагноста. Эти способы оказываются незаменимыми везде, где не созданы (либо малоизвестны) стандартизованные процедуры. Они довольно часто оказываются более действенными по отношению к психологическим явлениям, не хорошо поддающимся объективации (субъективные переживания личностные смыслы, глубинные слои опыта), по отношению к чрезвычайно изменчивым явлениям, для которых тяжело создать фиксированную операциональную модель (динамика целей, состояний, настроений, многоплановых взаимоотношений в группе). В случае если их использует специалист высокой квалификации, они выясняются более надёжным средством при личной диагностики. Помимо этого, не следует забывать, что глубочайший экспертный анализ — нужный первичный этап в разработке всякой стандартизованной процедуры. По мере стандартизации экспертные способы кроме этого подлежат количественному обоснованию (Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г., 1980).

Преимущества измерительных способов: объективный темперамент процедуры, возможность перепроверки — обеспечиваются не автоматически, а благодаря исполнению психометрических требований -требований репрезентативности, надежности, валидности (включая достоверность). Краткие определения: репрезентативность -соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам той популяции, на которой используется тест; надежность — точность и устойчивость процедуры измерения, ее независимость от варьирующих случайных факторов; валидность — соответствие методики измеряемому концепту. В случае если эти требования не выполнены, то использование тестов — никак не меньше произвольная процедура, чем стихийное «вчувствование» специалиста в испытуемого. Более того, в этом случае итог оказывается в нелепой зависимости от комплекса случайных и побочных событий; психодиагност в собственном отношении к тесту уподобляется фаталисту, склонному уповать на жребий и выразившееся в нем «провидение» (при отсутствии каких-либо разумных аргументов в пользу того либо иного решения). Страшны не тесты сами по себе, а их применение без теории и без психометрики, в то время, когда стандартная процедура делает практически только роль глухого забора, отгораживающего психодиагноста от настоящего испытуемого. В этом случае тест является источником иллюзорного впечатления о возможности освобождения психолога от необходимости наблюдения за очень информативными показателями поведения испытуемого, его манерами, методами работы над заданиями и т. п.

Знание психометрики дает психологу нужную критичность в понимании ограниченности методик, в понимании тех допущений, каковые сделаны при разработке той либо другой оценочной шкалы, теста, опросника, совокупности задач и т. п.

Специфика психодиагностических процедур, если сравнивать с простыми физическими измерениями, содержится в том, что тут сама процедура измерения взаимодействует с «объектом» измерения, более того, рождается в этом сотрудничестве, зависит от его характеристик и «портится», в случае если эти характеристики изменяются. В физических измерениях объект в больших пределах пассивен и не влияет со своей стороны на физический прибор. Человек, наоборот, всегда активен и может использовать такую тактику, которую психодиагност при разработке методики вовсе не предусматривал. Диапазон «срабатывания» теста достаточно узок и практически сводится к той популяции, на которой происходила эмпирико-статистическая разработка теста, снабжающая его надежность, валидность, репрезентативность тестовых норм. Узость этого диапазона возможно сравнить со особенностями пружинного динамометра из мягкого металла: достасовершенно верно тяжелый груз, выходящий по весу за допустимые пределы, порождает в пружине необратимые деформации и нарушает изометричность шкалы.

Для корректного применения- теста на новой популяции либо в новых целях (от целей зависит установка испытуемых в ситуации тестирования) психолог обязан совершить серию предварительных психометрических опытов, направленных на перепроверку надежности, репрезентативности и валидности теста в новых условиях. Перенесение теста с одной популяции на другую без проверки как минимум однородности распределения тестовых баллов (устойчивости тестовых норм) может приводить к важным диагностическим неточностям либо к непроизводительным затратам на ненужную психодиагностику. К важным неточностям может привести попытка прогноза по итогам теста, не проверенного на прогностическую валидность, — в этом случае психолог обязан ограничиться только текущим диагнозом.

Строгое следование требованиям психометрики особенно необходимо при переносе тестов, созданных за границей. В условиях недостаточной разработки отечественных методик многие психологи склонны разглядывать в качестве готовых зарубежные методики, в то время как настоящие языковые и социокультурные различия бывают столь сильными, что полная эмпирическая адаптация зарубежной методики по собственному количеству не уступает разработке уникальной методики. Это в первую очередь относится к шкалам ценностных ориентации, к характерологическим опросникам и вторым личностным тестам. В данной книге читатели познакомятся с процедурами, разрешающими проверить эмпирическую корректность тестовых диагностических шкал. Чтобы убедиться в пригодности того либо иного зарубежного теста, психолог обязан мочь повторить процедуру, с помощью которой конструировался и обосновывался данный тест его авторами. В случае если при конструировании многомерного теста употреблялся факторный анализ, то нельзя считать адаптированным тест, прошедший диагностику лишь на устойчивость тестовых норм; необходимо обязательно перепроверить устойчивость самих тестовых шкал (т. е. повторить факторный анализ).

Психодиагностика Психотерапевтический диагноз Понятие нормы История Психодиагностики


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: