Динамика научного знания

Философские основания науки

Главные черты современной науки:

1) представление о сложности объектов окружающего мира;

2) нелинейность;

3) неопределенность, её фундаментальная роль;

4) принципиальная статистичность и возможность происходящих в мире процессов.

Философские основания науки:

1) Онтологические основания (варианты рассмотрения сущего в мироздании);

2) Логико-эпистемологические основания;

3) Аксиологические основания.

Онтологические основания делятся на исходные категории и принципы. Они вырабатываются на базе логических процедур и исходя из этого результат осмысления, а не чувствования.

Общефилософские правила в рамках онтологического основания – правила детерминизма, структурности и системности, эволюции, единства мира.

системности и Принцип структурности: системность и структурность – атрибуты мироздания. Структурность свидетельствует, что все в мире имеет структуру. Структура – определенная форма связи некоторых элементов – несложных образований, талантливых реализовать эти связи. Элементы, со своей стороны, также имеют структуру, но с другими типами связи. Неограниченная структурированность и ограниченная структурированность. Фундаментальная дихотомия – материальное и совершенное. Системность свидетельствует, что разнокачественные элементы объединяются в одну совокупность при субординации связей и помощи координации.

Принцип детерминизма: принципиальная сообщение всего и вся. связь и Порядок идей те же, что и порядок связи веще. Данный принцип лежит в базе научного познания. Сообщение зависит от качества элементов, составляющих объект. Существует два типа связи в научном познании – причинно-генетическая взаимосвязь и следственная связь.

Лапласовский детерминизм: событие есть обстоятельством события . Однозначность связи.

Стохастический детерминизм: неоднозначность причинно-следственных связей.

Модальная логика. Алитическая модальность. Физическая и логическая (не тождественны). Необходимость (квадрат, ), возможность (ромб, ), случайность (перевернутый треугольник, ). мышления и Единство бытия.

Случайность – «точка пересечения необходимостей».

И.Пригожин о случайности «случайность подталкивает то, что осталось от совокупности на новый путь развития, а по окончании выбора пути в силу вступает детерминизм до следующей точки бифуркации».

Генетическая сообщение – проявление эволюционности.

Принцип эволюционности: все в мире эволюционирует.

Эволюционируют не только явления, но и совокупности законов, их обрисовывающих.

Принцип единства мира: рвение к единству (единство законов). Субстанциональное единство мира (одно основание для всего мирового многообразия – физический вакуум), номологическое единство мира (единая совокупность законов), эволюционное единство мира (многообразие форм бытия, появившихся в ходе эволюции).

Динамика научного знания

Источники научного знания разнородны (неоднородны). Неоднородность обусловлена разнообразием и структурой субъекта объектов.

Количество форм научного знания быстро ограничено. Это эмпирические факты, эмпирические закономерности, правила (постулаты, теоремы), догадки, теории, концепции. Комбинация этих форм дает многообразие научного знания.

Структура научного знания:

  • эмпирическое знание;
  • теоретическое знание;
  • практика.

Особенности эмпирического познания:

1) Яркое сотрудничество объекта и субъекта (с применением органов эмоций).

2) Итог осуществления познания на эмпирическом уровне детерминирован самим процессом познания.

3) За счет выбора технических средств проведения опыта производится выбор интересующих черт объекта (системность присутствует кроме того при наблюдениях).

4) Отсутствует различение сущностного и внешнего проявления явления, следствия и причины явления («затем – не означает по обстоятельству этого»), содержания и формы и т.п.

5) Регулярность, повторяемость.

Особенности эмпирического знания требуют перехода к теоретическому познанию, потому, что эмпирического знания не хватает. Сложность перехода к теоретическому познанию связана с необходимостью идеализации и теоретического абстрагирования.

Та черта объекта, уничтожение которой ведет к уничтожению объекта, есть первичной. Остальные чёрта являются вторичной.

Теоретическое познание есть ориентированным на сущность и трудится с совершенными объектами, каковые нельзя отождествлять с замещаемыми ими явлениями.

Особенности теоретического знания:

1) Число черт объекта ограничено.

2) Изучаемые характеристики сущностен .

Структура эмпирического знания:

1) Умелые эти;

2) Эмпирические факты – обработанные умелые эти;

3) Эмпирические зависимости;

4) Эмпирические закономерности;

5) Эмпирическая (феноменологическая) теория.

Факт – высказывание неспециализированного вида («Все имеется »).

Нет чисто эмпирического и чисто теоретического познания.

Любой факт теоретически нагружен. Так как факт – высказывание, для его фиксирования употребляется особый язык. Язык – составная часть теории.

Неприятность интерпретации фактов. Чем дальше факт от повседневного опыта, тем острее стоит неприятность его интерпретации.

Структура теоретического знания:

1) Принцип;

2) Теоретический закон;

3) Догадка;

4) Теория.

Абстрагирование идеализация формализация (глубокая формализация позволяет применять способ аксиоматизации)

Гипотетико-дедуктивный способ, мысленный опыт, математическое моделирование.

Посредством данных способов создается теоретическое знание, к примеру, формулируются теории.

Научная неприятность – выражение в определенном языке научно-исследовательской задачи.

Отправная точка, направление поиска, современное состояние данной научной дисциплины.

Научный принцип (постулат) – исходное положение, на котором основывается изучение.

принципы и Теоретические принципы научного мышления.

Законы науки – объективные, сущностные, регулярные, повторяющиеся связи явлений действительности.

Закономерности – сочетания некоего количества законов в данной форме бытия.

Теория включает в себя совокупность совершенных объектов, совокупность разнотипных высказываний (теорем, или законов и постулатов). Развитие теории – вывод следствий из высказываний теории и экспериментальное обнаружение новых фактов, относящихся к данной теории. Каждая научная теория имеет предел (ограничения) собственному формированию. В научной теории имеется стереотипы – образцы ответа некоторых задач.

Эмпирическое познание дает описание. Теоретическое познание дает объяснение. Объяснение – логическая процедура.

Эксплонандум (то, что растолковывает) и эксплонанс (то, что разъясняется)

Теория может рассматриваться как конечная совокупность, потому, что у неё имеется границы применимости.

Философия техники

Главная задача: изучение феномена его сущности и техники.

Техника как феномен (техника как внешнее, дешёвое познанию через органы эмоций) проявляется в виде автомобилей и орудий, технических сооружений и технической средой.

Любое техническое имеется неестественное. Это предметы, созданные с определённой целью.

Ответственной феменологической (внешний) чёртом техники являются знания, применяемые при использовании и создании (с учётом культурного контекста) техники. Исходя из этого техника предполагает наличие субъекта – носителя знаний, создавшего её.

В зависимость от культурного контекста формируется разнообразие поведенческих стратегий.

Онтологическая задача философии техники – осмысление сущности техники: поиск ответов на фундаментальные вопросы:

1) В чем состоит природа техники?

2) Как техника соотносится с другими сферами культуры (наука, мастерство, обыденная жизнь, религия и т.д.)?

3) В то время, когда появилась техника и каковы этапы её эволюции?

4) Угрожает ли техника цивилизации? (выделение этого вопроса связанно с войнами в двадцатом веке)

5) Оказывает ли техника влияние на человека и на природу?

6) Каковы возможности развития техники?

Философия техники формируется в рамках неклассической философии.

В философии техники сплетается множество дискурсов и не факт, что философский есть главным.

Поиск стратегий и алгоритмов эволюции техники.

Методологическая задача философии техники – ответ на вопрос: как именно техника и технический процесс связан с кризисом цивилизации.

Ясперс: «Человек зависит от техники»

Мемфорд: «Техника завела цивилизацию в кризис, из которого не выведет технический прогресс».

Техносфера – интегрированный итог предметно-трудовой деятельности человека.

Техносфера преобразовывается в общепланетарное явление (тенденции глобализации техники). Техника и разработки становятся компонентом природно-социального образования «обитаемая планета».

Спорадический темперамент развития техносферы.

Задача управляемости техносферы. Мысль гомеостазиса содержится в том, что в определённых рамках находится огромная совокупность сотрудничеств данной совокупности, имеющие стабильный темперамент.

Факторы, формирующие техносферу:

  • природные вещества;
  • природные формы энергии;
  • трудовая деятельность человека;
  • знания, прежде всего – научные.

Техносфера представляет собой весьма громадную совокупность.

Характеристики научного знания:

1) Любая область научно-технической дисциплины есть целостной и конкретной. Сумма знаний в конкретной области должна быть достаточная для реализации в виде технического ответа;

2) Своеобразное соотношение теоретической и эмпирической составляющих – паритет теоретического и эмпирического;

3) Интегративное содержание объектных областей.

Предмет задает методику.

Методологическая специфика технических наук:

1) теория и Эксперимент находится в определённом сочетании, имеется и теоретическое и эмпирическое (эксперементальное);

2) Направленность на массовую деятельность, как следствие — огромное значение имеют регламенты, стандарты, расчетные методики, справочники;

3) Яркая сообщение с производственной деятельностью человека.

Периодизация развития технических наук:

1) Донаучный этап – технические знания существуют как эмпирическое обобщение и эмпирическое описание, как следствие предметной деятельности человека;

2) Зарождение технических наук (сер. XV в – 1870-е) – постепенное привлечение научных знаний в производство;

3) «Хороший» (1870-е – сер. XX века) – наличие четко определённых предметов, методик, область применения технических наук, устойчивая связь технических естественных наук и наук.

4) «Неклассическое технознание» (сер. XX века – отечественное время).

Методологические изюминки неклассического технознания:

1) Главные результаты изучения техники не интегрированы в философию техники;

2) Неприятность редукции (сведения) техники к не-технике;

Техника – все то, что придает людской жажде материальную форму.

3) Возможно ли вычислять сущностной чертой техники психотерапевтическую (один человек) и культурную (большое количество людей) компоненту?

«Экспертиза научного знания»


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: