Динамика первых встреч с детьми

(Протоколы занятий психолога с девочками одного возраста, одним и тем же вариантом нарушения психотерапевтического здоровья — страхом самовыражения. Детям предлагались приблизительно одинаковые формы работы.)

Надя, 10 лет (остро переживает развод своих родителей, испытывает ужас самовыражения, по наблюдениям преподавателя, начала читать на уроках еле слышно, как словно бы у нее в горле ком).

Работа начата по просьбе мамы, которая сказала, что они с мужем разводятся, и ей думается, что ребенок это глубоко переживает.

Первая встреча

Вольный рисунок

Начинает рисовать мужскую голову фломастером. Говорит, что не получилось, рисует на другой стороне ручкой фигуру мужчины. Задаю вопросы:

— Это кто?

— Отец.

Рядом рисует женскую фигуру. Задаю вопросы:

— Кто это?

— Не знаю?

— Возможно, какая-то тетя?

— Возможно, тетя. Нет. Мама.

— Что они делают?

— Легко гуляют. -Где?

— По парку.

— Какое лицо у мамы, что она ощущает, в то время, когда они гуляют?

— Не знаю, они редко совместно гуляют. Отец по большому счету редко приезжает. Говорит, что большое количество трудится.

— А ты по нему, возможно, весьма скучаешь? Волнуешься, из-за чего его нет?

-Да.

Как возможно было бы назвать рисунок?

— Прогулка.

— А возможно, беспокойство?

— Да. Это больше подходит.

Значки

Надя внесла предложение мне первой поведать, что нарисовано на значке. На моем значке — горы, комментирую:

— На значке горы, это близко моей душе, по причине того, что я обожаю путешествовать.

Надя также добывает из коробки значок с изображением гор.

— И я обожаю путешествовать. Все новое выяснять.

Я извлекаю значок, на котором земной шар. Вспоминаю. Надя желает сама ответить:

— Мне нравится география — наука о Земле. Мне в то время, когда успокоить себя нужно, беру энциклопедию и просматриваю.

Я извлекаю снова значок с горами. Говорю:

— Мне думается, что жизнь весьма похожа на подъем в гору. Жизнь — это перемещение к далекой, высокой цели. Но дабы достигнуть ее, необходимо очень многое испытать, вытерпеть, быть по-настоящему сильным.

Надя добывает значок с кораблем.

Мне нравится корабль. В то время, когда мне было пять лет, мы с мамой и папой отправились в круиз на корабле в Диснейленд. Ехали весь месяц, было весьма интересно.

Я добываю значок с изображением лошади.

— Я весьма обожаю двигаться. Мне думается, что по большому счету жизнь — это перемещение.

— Мне также нравится, мне тяжело усидеть на месте. Добывает значок снова с корабликом:

— Я весьма обожаю книги и фильмы, в то время, когда путешествуют на судах. Именно на судах. Не в горах. Мне нравится цвет моря. Время от времени дома я беру картон и делаю суда. Обожаю истории и легенды, каковые связаны с судами. Не забывайте из Библии? Сперва все было прекрасно. А позже наступил потоп. И так как как раз корабль спас человечество, все на нем спаслись. Вот посмотрите. Самолеты падают. А суда не тонут. Как словно что-то оберегает корабль.

— Корабль думается тебе надёжным?

— Да, корабль — это надёжное. Я увидела, до пяти лет — до путешествия на корабле — была более нервная, больше нервничала. Затем стала более спокойная.

— А самообладание сохраняется позже?

— Да. Оно сохраняется на долгое время.

— Его может что-либо уничтожить?

— Нет. Его ничто не имеет возможности уничтожить. Оно окончательно. Показываю Наде ее рисунок.

— Но как же не имеет возможности нарушить? Так как ты назвала рисунок Беспокойство.

— Возможно, временное беспокойство, но оно проходит. Я ставлю точку:

— Ты права. Вправду, кроме того сверхтяжелое беспокойство когда-нибудь проходит и в обязательном порядке возвращаются радость и покой.

Вторая встреча

Я решила не уходить вглубь, а попытаться усилить внутреннего ребенка.

Подушки

Внесла предложение поиграть в ее одноклассников, каковые довольно часто дерутся, и мало подраться.

Надя была Сережей, меня она назначила Аней. Подушками дралась с радостью. С удовольствием, но в словесную перепалку, которую я постаралась инициировать, не включилась. В то время, когда я в роли Ани давала слово пожаловаться на нее учительнице, Надя ответила: Я больше не буду.

Я — напротив

Бросая мячик друг другу, мы задавали вопросы и отвечали из роли Ядан и Яло, т.е. напротив.

Неспециализированное замечание: Надя еле придумывала и именовала ненормативные действия, к примеру, не смогла придумать, и мне было нужно посоветовать, как Ядан говорит со своей учительницей. Надя ограничилась лишь словом не хорошо.

Я — это…

Извлекает карточку с надписью надежда:

— Я — это надежда, по причине того, что в случае если я ощущаю, что у меня что-то не получается, надеюсь, что мне кто-то растолкует.

— Окажет помощь?

— Нет, растолкует, по причине того, что помощь — это в то время, когда кто-то за меня будет делать. А я не желаю, дабы за меня что-то делали, желаю сама.

— Я — верность. какое количество было подруг, редко с ними ссорились.

Но так как вы не всегда рядом были, и оставались приятелями?

— Да, не всегда рядом, и оставались приятелями,

— Я — терпение, поскольку я терпеливая. В случае если, к примеру, на следующий день приедет кто-то и мне об этом один раз сообщили, я ожидаю до этого момента, не задаю вопросы по десять раз: Ну, в то время, когда приедет?

— Я — радость, фактически неизменно за вторых радуюсь.

— А за себя?

— Я также радуюсь, в то время, когда мне хорошее говорят. Не могу не порадоваться.

— А вы кто по гороскопу?

— Стрелец.

— О, как мой отец.

— А в то время, когда у него сутки рождения?

— 3 декабря.

— Что ты ему подарила?

— Сшила котенка.

— Он был весьма рад? -Да.

— А куда дел?

— В машину поставил. В том месте у него уже имеется домовенок.

— И он будет наблюдать на них и вспоминать…

— Меня.

— Он будет наблюдать на игрушки и постоянно вспоминать тебя. Это здорово. Ты так как этого желаешь?

— Да.

Наташа, 9 лет (остро переживает развод своих родителей, испытывает ревность к младшей сестре).

Трудиться с ней стала по окончании беседы с ее учительницей, которая обнаружила ее парте измятый листочек со стихами.

Стихи Наташи

Я погибла от страха.

В душе замерзла кровь.

жизнь и Любовь ушли от меня.

Я погибла.

Я от злобы погибала,

И жизнь уходила с каждым днем.

Мне не хорошо от маминой злобы,

а отец мой ушел от нас,

и мы остались одни,

и денег у нас мало.

Первая встреча

Вольный рисунок

Наташа решила рисовать пальцем, применяя театральный грим.

— Это будет дерево и большое количество цветов. Тут будет чудесный сад. В нем будет говорящая розочка. Она делала добро людям. К ней пришла девочка, попросила, дабы ее мама выздоровела. А розочка дала согласие, в случае если девочка будет заботиться за ней. И девочка сообщила: Прекрасно. Розочка сделала так, что ее мама выздоровела.

— Чем болела мама?

— Гриппом.

— А возможно, у нее душа болела?

— Возможно.

— А в то время, когда у взрослых болит душа?

— Возможно, в то время, когда дети не слушаются.

— А кем бы ты желала быть на этом рисунке?

— Розочкой.

— Что бы ты тогда делала?

— Я бы сделала так, дабы мои родители совместно жили.

Мягкая сказка(употребляются мягкие тряпичные куклы)

Наташа распределяет роли. Меня назначает продавщицей. Сама она — девочка, которая потерялась и искала собственную маму. Я в роли продавщицы обязана связать и запрятать девочку в собственном магазине. Позже Наташа принимает поочередно папы и роли мамы, каковые ищут девочку. В итоге они находят ее:

— Здравствуй, пап!

— Привет. Для чего ты убежала?

— Я считала, что вы меня не Любите и думаете лишь о себе. Я забираю у Наташи обеих кукол и продолжаю:

— Дочечка, я обожаю тебя неизменно. Кроме того в случае если я буду на большом растоянии от тебя, то буду заботиться о тебе и обожать.

— Ну, само собой разумеется, и я тебя обожаю. Так как ты же мой отец. Занятие подходит к концу. Я задаю вопросы:

— Желаешь знать, что я думаю о тебе? Честно?

— Не знаю. Желаю.

— Ты как шарик, в котором в что-то запрятано. Снаружи ты радостная, радостная девочка. Ты таковой желаешь казаться. А в тебя в этом полом шарике имеется кусочек тревоги. Так ли это?

— Да.

Звенит звонок. Занятие заканчивается. Наташа требует разрешения остаться еще на один урок, но ей нужно уходить.

Вторая встреча

Вольный рисунок

— Буду рисовать солнце, природу. Позже поляну. Деревья, — растолковывает Наташа.

— А на данный момент что рисуешь?

— Это дуб. Ветхий. А рядом елка.

— Дуб дружит с елкой?

— Да.

— А елка какая?

— Хорошая. Говорит с дубом.

— А если он не захочет?

— Она тогда также не говорит. Но может осознать, что дуб устал.

— А если он ее разлюбит?

— Нет, по причине того, что он хороший.

— Я с тобой не согласна.

— У тебя было что-нибудь, что ты внезапно разлюбила?

— Да, была такая игрушка.

— Но так как она осталась хорошей?

— Да, само собой разумеется.

— Значит, в случае если кто-то разлюбит, он совсем необязательно станет нехорошим?

— Да.

— В какую часть рисунка ты желала бы превратиться?

— В солнце.

— Составь рассказ от его имени.

— Я — солнце. Я наблюдаю за людьми. В то время, когда люди не хорошо обращаются с другими, я перестаю светить, прикрываюсь. Я обожаю, в то время, когда везде доброта, в то время, когда никто не ссорится.

4 вопроса — 4 ответа

Мой первый вопрос:

— Не редкость ли, что ты злишься на маму?

— Да, в то время, когда я желаю наблюдать телевизор, а она мне не разрешает.

— О чем ты грезишь? Рисует волшебницу:

— Желала бы стать волшебницей. Выручать кого-нибудь.

— Не редкость ли тебе когда-нибудь страшно?

— Ночью, в то время, когда просыпаешься. Думается, что колдунья стоит. А под кроватью кто-то живет. Опасаюсь подниматься кроме того. А время от времени быстро встану и к маме побегу.

Звенит звонок. Не обращая внимания на то, что о страхах ей поболтать хочется, занятие заканчиваем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Как строить отношения с детьми: психолог Юлия Гиппенрейтер разговаривает с родителями


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: