Дисциплинарность, междисциплинарность и трансдисциплинарность: роль и влияние общественного мнения на развитие науки

Оценка эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности представляет собой сложную комплексн.проблему, ответ кот. не под силу отдельной науке. Эта неприятность уже по самой собственной природе есть вненаучной и междисциплинарной. Под вненаучноймы понимаем оценку, кот. производится обществом. государство и Общество, выделяя значит. долю бюджетных средств на развитие научно-технических изучений, вправе ожидать от науки и техники возрастающего вклада в ответ стоящих перед обществом социальных неприятностей.

Такое научное обоснование обязана давать оценка научного развития. В ней должны принимать участие как представители разных публичных наук, конкретных областей науки и техники.

Оценка, дабы стать свободной, должна быть не только междисциплинарной, но и интернациональной, т.е. к оценке должны привлекаться незаинтересован. специалисты из др. государств. Чтобы координировать подбор и оценочную деятельность групп экспертов, нужна особенная бригада системных методологов, не являющихся экспертами в какой-либо области науки либо техники, но владеющих неспециализированными знаниями о научно-философии науки и техническом развитии и техники.

Оценка эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности обязана учитывать самые разные ее нюансы. Вклады отдельн. научн. дисциплин в разработку параметров оценки являются разными:

• естественные и технич. науки предоставляют информацию о современном состоянии науки и техники;

экономические науки поставляют способы экономич.анализа;

• социальные науки вносят вклад в изучение рисков, разными слоями общества, генезиса науки и техники.;

• политические науки выдвигают неприятности политич. управляемости научно-технич. его влияния и развития на социально-политич. процессы в обществе;

• юр. науки затрагивают неприятности правов. регулирования новых процессов, возникающ.в обществе в связи с научно-технич. прогрессом.

Методика оценки эффективности научной, научно-технической и инновацион. деятельности включ. различн.методики анализа научно-технич. развития:

• ретроспективный анализ, опирающ. на обнаружение тенденций научно-технич.развития на базе изучения истории науки и техники;

анализ рисков функционирующих научн. и технич.совокупностей на базе накоплен. опыта их работы и распознан. тенденций в различн. обстановках;

• проспективный анализ, предполагающий прогнозирование вероятных позитивн. и негативн. последствий внедрения результатов науки и техники;

• анализ сценариев вероятного развития современной обстановке и сравнение альтернатив развития;

-изучение и оценку социально-экономических, социально-политических, экологических и т.п. последствий внедрения достижений науки и техники и т.д.

Базой комплексной оценки эффективности научной, научно-технической и инновацион.разработки и деятельности ее методики являются особенные проблемно-ориентирован.междисциплинарн. изучения и системный анализ. На данный момент особенное значение получает оценка последствий научного развития на базе их научного изучения, имеются в виду комплексное и публично-социальная оценка и научное исследование.

Дисциплин. организация науки сейчас обычно делается тормозом на пути происхождения новых научных направлений, многие из кот.являются междисциплин. с самого собственного зарождения. Иинновационная политика страны обязана направляться на преодоление для того чтобы рода дисциплинарных барьеров.

Общ. вывод сейчас везде начинает играться решающую роль. Данный факт техники и философы науки именуют трансдисциплинарностъю в отличие от междисциплинарности: современ.наука базируется не только на научных знаниях, но и на бессчётен. высказываниях. Появляется необходимость интегрировать тяжело согласующиеся между собой политологич., экономич., экологические, социокультурные, технические, социально-психотерапевтические и этические нюансы.

Начиная с середины прошлого века, появляется целый класс нового типа неклассич. научно-технич. дисциплин, в кот. развиваются новые формы организации исследования и научного знания. В них объединяются эксперты из самых разных областей науки, техники. К таким дисциплинам относятся кибернетика, системотехника, системный анализ и т.п., оценка научно-технич. развития. Новые дисциплины не соответствуют традицион. стандартам построения отраслей науки, не вписываются в сложившуюся структуру дисциплинарн.организации науки. Это не свидетельствует, что они не смогут претендовать на статус научн.дисциплин и должны быть исключены из совокупности национальной помощи. Устаревшие методологич. представления должны быть скорректированы

Клейнер Г.Б. Междисциплинарность в социально-гуманитарных изучениях: новые парадигмы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: