Дизъюнкция (disjonction)

Разделение, разъединение. В логике дизъюнкцией именуют высказывание, складывающееся из двух либо более частей, соединенных разделительным альянсом «либо»: «р либо q » – дизъюнкция.

Различают эксклюзивный и инклюзивный виды дизъюнкции. Эксклюзивная дизъюнкция объединяет несовместимые высказывания: «либо р , либо q ». Она подлинна, в случае если действительно одно, и лишь одно, из составляющих ее высказываний (в случае если подлинны все либо пара составляющих дизъюнкцию высказываний, такая дизъюнкция фальшива). Инклюзивная дизъюнкция объединяет высказывания, каковые оба смогут быть подлинными. Чтобы дизъюнкция была подлинной, достаточно, дабы подлинным было одно из составляющих ее высказываний (конъюнкция «р либо не-р » есть тавтологией), но кроме того в случае если подлинны все высказывания, дизъюнкция не делается фальшивой.

В разговорной речи применение дизъюнкции частенько ведет к неясности. К примеру, Груччо Маркс (101), щупая пульс больного, произносит: «Либо у меня часы стоят, либо данный человек погиб». Это высказывание лишь имеет форму эксклюзивной дизъюнкции, в действительности оно ею не есть. Оба якобы взаимоисключающих высказывания в полной мере смогут быть подлинными.

Дикость (Sauvagerie)

Собственного рода личное либо врожденное, а потому не такое ужасное варварство. Хорошие дикари бывают, хороших дикарей нет и быть не имеет возможности. Дикость близка к природе («…в моем родимом диком краю», – писал Монтень, подразумевая, что живет в деревне). Варварство имеется отрыв от цивилизации. Дикарь – это существо, еще не затронутое цивилизацией. Дикарь – существо, потерявшее цивилизацию. Дикость мы покинули сзади себя. Варварство поджидает нас в первых рядах.

Диктатура (Dictature)

В широком и расплывчатом смысле, распространившемся в новейшее время, – любая власть, основанная на силе. В узком и историческом смысле – авторитарная либо военная власть, ограничивающая не только индивидуальные и групповые свободы людей, но и обычное функционирование страны, в большинстве случаев, в течении определенного времени и в неспециализированных заинтересованностях. От насилия диктатура отличается менее выраженным монархическим началом (вероятна коллективная а также демократическая диктатура), от тирании – отсутствием явного пренебрежения к заинтересованностям широких весов людей. В отличие от тирании, диктатура возможно установлена демократическим порядком, политически оправдана и морально допустима. У древних римлян, к примеру, диктатурой именовалась необыкновенная форма правления, устанавливаемая законным методом на срок шесть месяцев с целью спасения республики. По Ленину и Марксу, диктатура пролетариата обязана продолжаться значительно продолжительнее, но и цель ее значительно выше – спасение не просто республики, но и всего человечества. И в том и в другом случаях введение диктатуры стало причиной установлению тирании либо насилия. И понятие диктатуры в следствии всего этого потеряло заключавшийся в нем хороший суть.

Задача (Dilemme)

В обширно распространенном смысле слова – тяжёлый выбор из двух в равной мере неудовлетворительных возможностей. В строгом смысле, принятом в логике, – разновидность альтернативы, при которой оба термина подводят к одному и тому же выводу, расцениваемому как неизбежный. У философов, пишет, к примеру, Монтень, «неизменно наготове утешительная для смертного человека задача: или отечественная душа смертна, или бессмертна. Если она смертна, значит, никакой кары ей не будет; в случае если бессмертна, значит, она будет становиться все лучше и лучше» («Испытания», книга II, глава 12; см. кроме этого: Паскаль, «Мысли», 409–220). Вывод из этого одинаковый – смерти опасаться нечего. Нетрудно подметить, что задача стоит столько же, сколько составляющие ее выводы. Где подтверждение, вопрошает Монтень, что по окончании смерти душа будет становиться лучше, а не хуже?

Динамизм (Dynamisme)

В распространенном смысле слова динамизм – это силы, потенции (dynamis) , энергии. Динамизм противостоит вялости либо апатии. В философском смысле динамизм – это учение, в соответствии с которому природа не сводится к движению и протяжённости, но включает кроме этого существование некой внутренне присущей ей силы либо энергии. Для того чтобы взора придерживается, к примеру, Лейбниц в противовес Декарту (см., в частности, «Рассуждение о метафизике», §§ 17–18).

Напомним, что в этом смысле динамизм противостоит механицизму, осознаваемому в узком смысле, но не обязательно материализму. Нет ничего, что мешает думать, что материя может выступать в виде энергии, а энергия возможно материальной. Стоицизм, к примеру, являет собой материалистическую разновидность динамизма.

Конъюнкция, Дизъюнкция, Инверсия, Отрицание, Импликация, Следование. Таблица истинности


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: