Допонятийное и понятийное мышление.

В собственном становлении мышление проходит две стадии допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, в то время, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, привычному. Большая часть суждений – суждения по сходству, потому, что в это время в мышлении ключевую роль играется память. Центральной изюминкой допонятийного мышления есть эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не имеет возможности взглянуть на себя со стороны, не имеет возможности верно осознать ситуации, требующие некоего отрешения от принятия чужой и собственной точки зрения позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как нечувствительность к несоответствиям, синкретизм (тенденция связывать все со всем), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), отсутствие представления о сохранении количества. При обычном развитии отмечается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами помогают конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами помогают понятия и используются формальные операции.

Понятийное мышление приходит не сходу, а через последовательность промежуточных этапов. Мышление начинается от конкретных образов к идеальным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в предметах и явлениях. Значительные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка появляются в школьном возрасте. Эти сдвиги выражаются в познании все более глубоких особенностей предметов, в формировании нужных для этого мыслительных операций. Эти мыслительные операции еще не хватает обобщены, мышление детей младшего школьного возраста есть понятийно-конкретным. Но они овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, поймут силу логической необходимости, у них начинается словесно-логическое мышление. В старшем и среднем школьных возрастах ученикам становятся дешёвы более непростые познавательные задачи, мыслительные операции обобщаются, формализуются, расширяется диапазон их применения и переноса в разных новых обстановках. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению. Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, где любая прошлая стадия подготавливает последующие.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Главная задача практического мышления – постановка цели, создание замысла, проекта, схемы, главная изюминка его – развертывание в условиях твёрдого недостатка времени. Проводится различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной мере представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, есть минимально осознанным. Реалистическое мышление направлено по большей части на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое – связано с реализацией жажд человека. Ответственным есть различение продуктивного и непродуктивного мышления, основанного на степени новизны приобретаемого в ходе интеллектуальной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта. Нужно кроме этого различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные целенаправленное образов решение и трансформации сновидения мыслительных задач.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Отдельные виды мышления неизменно взаимопереходят приятель в приятеля. Пробуя выяснить вид мышления, направляться не забывать, что данный процесс неизменно относительный и условный. В большинстве случаев у человека задействованы все вероятные компоненты и направляться сказать об относительном преобладании того либо иного вида мышления. Лишь развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить верное и достаточно полное отражение действительности человеком.

Заключение.

По данной работе возможно проследить развитие представлений о мышлении, становление теорий мышления, разглядеть их несоответствия. Почувствовать связь между историческими, преобладанием и общественными процессами той либо другой позиции по отношению к формированию мышления. Многие философы, ученые, психологи внесли свою лепту в изучение данной неприятности, раскрытие закономерностей и особенностей процесса развития мышления. Собственными изучениями пополнили сведения о ходе мышления: Гартли, Пристли, Эббингауз, Вундт (ассоциативная теория), О. Кюльпе, Мессер, К. Бюлер, Н. Ах (Вюрцбургская школа), Вертхеймер, Келер, Коффка, Левин (гештальтпсихология), А. Валлон, Ж. Пиаже и др. Каждое поколение ученых открывало новые изюминки, малоизвестные ранее критерии развития мышления. Но теоретическое изучение мышления ушло на большом растоянии вперед если сравнивать с практическим, экспериментальным. Осталось еще большое количество не до конца изученных процессов мышления, нуждающихся в разработке. Это разрешит изобретать новые способы, разрабатывать новые методики по предотвращению нарушений развития мышления и восстановлению уже нарушенных функций мыслительного процесса.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕНЯЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айсмонтас Б. Б. Неспециализированная психология. Схемы. М., 2002.

2. Гиппенрейтер Ю. Б., Петухов В. В. Хрестоматия по неспециализированной психологии. Психология мышления. М., 1981.

3. Лурия А. Р. Лекции по неспециализированной психологии. Спб., 2004.

4. Маклаков А. Г. Неспециализированная психология. Спб., 2006.

5. Неспециализированная психология: курс лекций/ сост. Е. И. Рогов. М., 2003.

6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М., 2002.

7. Рубинштейн С. Л. Базы неспециализированной психологии. 2005.

8. Столяренко Л. Д. Базы психологии. 1999.

Как внедряется дефектное допонятийное мышление у детей. Людмила Ясюкова.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: