Досократическая философия

Тема 2 Древняя философия

Вопросы:

1. Главные характеристики.

2. Досократическая философия.

3. Хорошая древняя философия.

Главные характеристики

Древняя (античность – древность) охватывает приблизительно 7 века до нэ и 5 века отечественной эры.

Особенности древней философии:

а)космоцентризм – познание мира, как космоса, упорядоченного и целесообразного целого (в противоположность хаосу);

б)диалектика – представление о постоянной изменчивости Космоса, которая но ничего нового не порождает. (мысль круговорота);

в)аисторизм – не познание исторического развития;

г) гелозоизм – одушевление всего Космоса.

Досократическая философия

Древняя философия проходит 3 стадии собственного развития: досократическая (зарождение), хорошая (восход солнца), эллино-римская (закат).

Досократические школы: Пифагорейская, Милетская, Элейская.

Пифагорейская школа – это закрытая организация полувоенного типа. Основоположник Пифогор. Его ученики: Метродар, Филолай. Они за первооснову мира брали число. «Все имеется число». Число – это независимая сущность, Субстанция. Числовые соотношения лежат в базе всех особенностей вещей.

Милетская школа (6 в. до н.э., г. Милет). Основоположник — Фалес. Другие представители: Анаксимен, Анаксимандр. Эти философы осознавали субстанцию как первоматериал, из которого все появилось. Другими словами под субстанцией понималось вещество. По Фалесу, субстанция – это вода, по Анаксимену – воздушное пространство. По Анаксимандру – апейрон — вещество особенное, не замечаемое, неизвестное.

В первый раз идеи того, что сущность и явление сущность не одно да и то же, высказали элеты (6-5 в. до н.э., г. Элея). Представители: Ксенофан (основоположник), Парменид, Зенон Элейский. Исходя из этого они считаются первыми философами, учение которых имеет глубоко философский темперамент. Элеаты полагали, что основание чувственно принимаемого мира (конкретно данного в опыте) только умопостигаемо (постижимо разумом). То, что нам есть да и то, что имеется в действительности — разны. Они ввели в философию небытия и категории бытия. Под бытием осознавали то, что существует (все сущее), а под небытием – все, что не существует. Они полагали, что ытие едино и без движений. Бытие имеется Идея (бытие=мышление). В подтверждение того, что бытие без движений, Зенона создал апории (неразрешимые несоответствия) – рассуждения, благодаря которым обнаруживается несостоятельность разума в деле подтверждение перемещения в мире. Это такие апории как “Стрела”, “Дихтомия”, “черепаха и Ахиллес”. Они призваны доказать, что попытка мыслить перемещение ведет к несоответствию. Следовательно, перемещение –это лишь видимость. Субстанция неподвижна. Как раз исходя из этого элеатов именовали “неподвижниками”.Они положили начало познавательному подходу, основанному на принципе неизменности мира. Данный подход именуется метафизическим. В Греции идеи элеатов все желали опровергнуть, но никто не имел возможности.

Противоположгый способ познания – диалектика. Ее основоположник Гераклит. “планеты и Космос – это куски застывшей лавы, на них появилась жизнь. Данный космос появился по окончании очередной трагедии. Когда-нибудь пламя возвратится к самомму себе. «Данный космос, единый для всех, не создан никем из всевышних и никем из людей, но был, имеется и будет живым огнем, мерами возгорающимся и мерами потухающим”. Так, сущность субсианции (огня) – это вечное перемещение. “Запрещено два раза войти в одну и ту же реку”. Его ученик Кратил утверждал, что и в один раз нельзя войти в одну и ту же воду.

Модель подвижной субстанции была создана в рамках древнего атомизма. Представители: Левкипп, Демокрит. Они за первооснову мира брали атомы – неделимые, мельчайщие материальные частицы, фундаментальными особенностями которых являются форма и величина. Демокрит: ”Атомы вечны, неизменны, в них нет пустотоы, но пустота их разделяет”. Между атомами тела человека находятся “шарики” души. Атомы отличаются порядком и положением (поворотом). разнообразие и Число атомов их вечно. Вечное свойство атомов – перемещение. Перемещение – внутренний источник. Атомы парят в пустоте. Сталкиваясь, они изменяют направление. Соединяясь, образуют тела. Свойства тел зависят от соединения и вида атомов. Т.к. перемещение атомов происходит по строгим законам, все в мире предопределяется необходимостью. В мире нет никаких случайностей (детерминизм).

Во время эллинизма атомизм взял развитие в учении Эпикура, что основал в Афинах школу “Сад Эпикура”. Эпикур определял атомы, как предел деления всякого существующего. Число атомов вечно, но число их форм конечно, не смотря на то, что и громадно. В начале времен происходило свободное падение атомов в пустоте. При отклонении их от вертикального падения они сталкиваются, в следствии чего появляется мир. Эпикур вводит понятие “клинамен” – самопроизвольное отклонение атомов от начальной тректории в неизвестном месте и в неизвестное время. Он тем самым допускал существование случайностей, что для человека свидетельствует возможность и свобода выбора. Всевышние пребывают в межзвездном пространстве и не вмешиваются в дела людей. Древний атомизм лежит в базе формирования хорошей науки.

2.3 Древняя философия: досократики — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: