Древнеиндийская философия

Предмет философии

Ф. — одна из форм общест. сознания. Общ. созн.: сов-ть идей, взоров, представлений, переживаний, чувств, знаний. Ф. заним. наиб. неспециализированными вопросами (природы, общества, чел. мышления). Ф. выраб. неспециализированный целостный взор на место и мир чел. в нем.

Ф. облад. опред. спецификой: Сущ. ли мир сам по себе либо он создан всевышним? Что лежит в не. трансформации мира: дух. либо мат. начала? Что такое чел.? В чем смысл жизни чел.? Как познать мир? Мож. ли его позн.?

Спец. фил. понятия: материя, сознание; пространство; время; следствие и причина; явление и сущность; единичное и неспециализированное и др.

Цель и задачи философии.

Ф. стрем. пробраться в сущность вещей, заметить суть.

Предмет философии.

Ф. – это с-ма теоретич. знания о наиб. неспециализированных законах развития природы, человеч. мышления и общества.

Функции философии.

Мировоззренч. Мир-ние – обобщенная с-ма взоров на мир. Формулир. собственные идеи в рационально идейной форме.

Гносеологич. Раскрыв. осн. закономерности, связи.

Методологич. Вооружает чел. правилами.

Ценностная (ценностно-регулятивная). Вооруж. опред. целями, кот. носят целостную окраску.

Прогностич. Указ. на тенденцию; реализ. в построении моделей будущего.

Критическая. Философ дает нравст. оценку происходящим событиям.

Соотношение конкретных наук и философии.

Ф. дает конкрет. объяснение, обобщает получ. знания, интегрир. представления всех сущест-щих наук. Ф. выст. как мыслит. инструмент, она выраб. правила, категории, способы познания, кот. деятельно прим. в конкрет. науках. Выявляет общий закон борьбы и единства противоположностей, действующий во всех сферах.

Структура философского знания.

1. Онтология – учение о бытии. Что первично: материя либо сознание?

2. Гносеология – учение о познании. Познаваем ли мир? В случае если познаваем, то как именно?

3. Антропология – учение о человеке. Что такое человек по большому счету? В чем смысл жизни?

4. Социология – учение об обществе. Что такое общество по большому счету? Что такое цивилизация?

5. Этика – учение о нравственном отношении к миру. Что такое добро? Что такое зло?

6. Эстетика – учение об эстетическом отношении человека к миру. Что такое красивое?

Главный вопрос философии.

Осн. воп. Ф. им. 2 стор. 1-ая связ. с понятием о том, что явл. первич. – материя либо сознание. В завис. от реш. этого вопр. фил-фы подразд. на 2 идеалистов и – больших лагеря материалистов. Опытен. Ф. исх. из того, что первич. явл. мат., а созн. явл. вторич., производ. от материи. Осн-к Демокрит. Идеал. Ф., наоб., счит. первич. мыш. и рассматр. материю как что-то вторич., производное от совершенного. Осн-к Платон. 2-ая стор. осн. вопр. Ф. – способно ли человеч. мыш. познать мир? В завис. от ответа фил-фы подразд. на тех, кто отрицает познаваемость мира, и тех, кто счит., что он познаваем, но частично. Это учение наз. агностицизм.

Фил-фы дел. кроме этого на дуалистов и монистов. Монисты счит., что в осн. мироздания лежит лишь одно начало. Дуалисты — в осн. мир-ния лежит и мат. и совершенное.

Идеализм субъектив. – признает точным лишь сознание отдельного субъекта – чел. Всю землю творится моим собст. сознанием. Осн-к Беркли.

Идеализм объектив. – мир – порождение духовного начала, т.е. сущ. объективно, независ. от чел. Осн-ки Кант, Декарт.

Способы философии.

Диалектика (греч. – мастерство вести беседу, спор)– способ познания, кот. исх. из того, что всё в мире нах. во обоюдной связи, в самодвижении, вызывается внутр. несоответствиями.

Метафизика (греч. – по окончании физики) – мет. поз., рассматр. предметы и явл., их обособленности др. от др. вне развития и движения. Опис. устойчивые хар-ки предметов.

Три закона диалектики, сформулир. Гегелем:

1) З. перех. колич. изм-й в кач. Развитие происх. на протяжении накоп. колич. трансформаций, кот. достиг. пределов меры, затем происх. скачок в развитии и изм. кач-во.

2) З. борьбы и единства противоположностей. Всякое развитие имеется разрешение несоответствия и в то же вр. происхождения новых прот-тей, нового несоответствия.

3) З. отрицания отрицания. Разреш. несоответствия ведет к смене кач-ва, соответственно, к отрицанию прошлого.

Три формы диалектики:

1) древняя (Гераклит); 2) нем. классич. (Кант, Гегель); 3) идеалистич. (К.Маркс).

Генезис философии (происхождение).

Появился. приб. в 6-7 вв. до н.э. во время письменности, сущ-ния деления на классы, сущ-ния цивилизации. Ф. тесно связ. с развитием науки, техники, ремесел, мореплавания. Ф. появился. тогда, в то время, когда происх. разделение труда физич. от умст., в то время, когда появился. прибав. продукт. 1-ой историч. формой мировоззрения была мифология. Мифология – худ.-образное отражение дейст-ти, метод понимания мира. Серьёзные черты: одухотворение природы; перенесение человеч. линия на окруж. мир; нелогичность рассуждений; антропоморфизм – наделение природы человеч. чертами. Развитие фил. мысли означ., т.о., прогрессир. отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, и преодол. узких рамок обыденного сознания. Время продемонстрировало, что принцип., главные вопросы всякого миропонимания — о происхожд. мира, чел., культур. навыков, соц. устр-ва, о тайне рождения и смерти – унаследовали от мифа сосущ. в столетиях 2 наиболее значимые формы мировоззрения – религия и Ф. Мир Р. осн. не на знании, а на вере в сверхъестест. силы и их главенст. роль в мире, в жизни людей. В Р. вера реализ. в культе и через культ. Общее, что роднит Р. и Ф., — это решение мировоззренч. неприятностей. Но хар-р подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их реш., глубоко различно. В противовес Р. с ее ставкой на веру Ф. неизменно опир. на знания, разум.

Древнеиндийская философия

Появился. в 15-5 вв. до н.э. Данный период наз. ведическим. «Веда» (знание) – сборник гимнов в честь всевышних. Любая веда позднее обросла брахманом, т.е. описанием, комментарием, и вдобавок позднее – араньяками (“лесные книги”, предназнач. для отшельников) и, наконец, упанишадами (“сидеть около ног преподавателя”). толкователями и Истинными знатоками ведич. мудрости выступ. представители высшей касты – брахманы, служение кот. оценив. как “лучшее дело” для простолюдина – шудры. Последний же “не дол. накап. достатков, кроме того имея возм-ть (сделать это), т.к., получая богатства, притес. брахманов. Смысл жизни чел. сост. в постиж. истины, заключ. в Брахмане (душе мира).

Буддизм.

Буддизм в пер. – «просветленный». Буд. в отличие от брахманизма выст. за отмену жертвоприношения. Провозглашал равенство. 4 добропорядочные истины буд.:

1. Жизнь – имеется страд. 2. Каково происхождение страд.? 3. Как освоб. от страд.? 4. Путь к освоб. от страд.

Восьмеричный путь.

1) Верное поним. 1-ых 3-х тезисов. 2) Иметь решимость (жить, следуя этим истинам). 3) Иметь прав. обращение: воздерж. от клеветы и лжи. 4) Не причинять зла живому. Выполнять правило «не похить». 5) Привить себе привычку «жить честным трудом». 6) Пост. бороться с соблазном. 7) Поним., что все в нашем мире приходящее. Воспит. в себе отвращ. к приход. 8) Прав. сосредоточение. Восхождение по пути совершенствования заверш. сост. нирваны.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: