Джон стронг. «будда. краткая биография» (2003)

Интервью с лектором

— Поведайте, из-за чего вы стали заниматься как раз Буддой? Что на вас больше всего повлияло при выборе?

— Главный предмет моих научных занятий — средневековая индийская литература. Знакомясь с разными монументами индийской поэзии и прозы на санскрите и других индийских языках, я заинтересовался биографиями Будды, о которых тогда знал мало. Их собственныйобразный стиль, не во всем похожий на простую риторику индийской словесности, и необыкновенная образность привели к желанию больше определить об этих их создателях и текстах. К тому же ни один из этих монументов не переведен на русский язык. Само собой разумеется, широкому читателю такие переводы вряд ли будут увлекательны, но тот, кто желает без шуток познакомиться с буддизмом, и индийской литературой и ее историей, в полной мере может выделить время аналогичной книге. Постепенно мои познания в буддийской филологии возрастали, работа, как в большинстве случаев не редкость с научной работой, была значительно сложнее и дольше, чем представлялась сначала, но, снова же как обычно, по мере продвижения интерес возрастал, складывались дружеские отношения с сотрудниками, занимающимися той же либо близкой тематикой, и сейчас я надеюсь, что отечественная (уже не только моя) деятельность окажется небеснужной для отечественной индологии.

Какое место занимает предмет вашего изучения Сейчас?

— Занятия буддийской литературой, как, возможно, любыми религиозными текстами, занимают двойственное положение. С одной стороны, это область очень особых филологических штудий, требующая знания древних языков и терминологии. Людей, с которыми возможно обсудить проблему какого-нибудь тяжёлого контекста, непонятного выражения, сложного термина, мало, и занятия подобными вещами смогут показаться «маргинальными». Иначе, имеется много людей, без шуток интересующихся буддизмом либо исповедующих религию. Многие буддийские идеи в ХХ веке вошли в европейскую культуру, оказали влияние на философию и литературу.

— Если бы вам необходимо было весьма скоро влюбить незнакомого человека в буддийскую филологию, как бы вы это сделали?

— Думаю, в научную деятельность не следует никого «влюблять». Наверное, возможно скоро обратить человека в буддизм, если он предрасположен к этому. По крайней мере, сам Будда, если судить по рассказам в его жизнеописаниях, весьма скоро превращал встреченных им людей в адептов собственного учения.

Но буддийская филология — продолжительный путь, что обязан начинаться с начального курса санскрита. После этого необходимо познакомиться с пали — языком канона южного буддизма. После этого, обучась просматривать простые тексты на этих языках, направляться переходить к более сложным и т. д. Кроме того, для разработки некоторых тем нужно знакомство с китайским и тибетским языком. Многим все это скоро надоедает, и они бросают занятия, а у кого-то рождается интерес, появляются вопросы и поесть желание искать ответы на них.

— Что самое занимательное вы определили, трудясь со своим материалом?

— Самое необычное в буддийской литературе — картина бесконечного космоса, представленная в некоторых монументах махаяны. Человеку характерно вычислять себя и собственный мир центром мироздания. Для древних культур таковой взор представляется в полной мере естественным и единственно вероятным. Но на рубеже отечественной эры буддийские мыслители последовательности философских школ смогли в мыслях представить и описать Вселенную, в которой Почва практически теряется среди бесчисленного множества вторых миров. Их религиозная космология оказалась в чем-то близка представлениям о космосе, организованным наукой Нового времени.

— Если бы у вас была возможность заняться на данный момент совсем второй темой, что бы вы выбрали и из-за чего?

— Буддийские тексты не единственная сфера моих занятий. Но для меня, как и для многих моих сотрудников, проблема заключается в том, что существует через чур много занимательных тем, которыми хотелось бы заниматься и за каковые берешься, кроме того осознавая, что времени на все не хватит. Я интересуюсь индийской литературой в различных ее жанрах и сохраняю надежду со временем подготовить работу об индийском средневековом романе. По-моему, ни один второй жанр не дает столь полной картины культуры во всей ее сложности, как роман. Я кроме этого вместе с профессиональными иранистами с радостью участвую в проектах по переводу персидской литературы, знакомство с которой, кроме удовольствия от чтения красивых стихов, разрешает лучше видеть особенности индийской словесности.

Где определить больше

Джон Стронг. «Будда. Краткая биография» (2003)

Прекрасно написанная работа современного американского буддолога и религиоведа Джона Стронга запланирована на широкого читателя, не имеющего особых знаний, и может послужить первой книгой для знакомства с буддийской агиографией. Стронг излагает всю биографию Будды, как она традиционно рассказывается в буддийских источниках, другими словами во временных рамках значительно более широких, чем те, что имеем в виду мы, в то время, когда говорим о чьей-либо биографии. Рассказ начинается с событий прошлых судеб бодхисатвы (Будда до просветления) и заканчивается будущим исчезновением мощей Будды Гаутамы, знаменующим неизбежное исчезновение буддизма в земном мире. В книге содержится много замечаний и интересных наблюдений, демонстрирующих сообщение житийного предания с общим контекстом и буддийским учением древнеиндийской культуры.

ФИЛОСОФИЯ — Будда [The School of Life]


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: