Единство чувственного и рационального в познании.

В ходе познания задействованы фактически все способности человека, среди которых такие наиболее значимые как эмоции (живое созерцание) и разум (мышление, рациональное и т.п.), находящиеся в тесном единстве между собой, так и с другими людскими свойствами. По вопросу о роли, соотношении и месте чувственного и рационального в познавательном ходе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения — рационализм и сенсуализм.

Сенсуализм Рационализм
Источник точных знаний о мире – эмоции. Первая ступень познания – ощущения, точные ощущения – гарантия точных знаний о мире. Источник точных знаний о мире – мышление. Эмоции нас обманывают.
В отечественном разуме нет ничего, чего не было бы в эмоциях Нет ничего отечественных эмоциях, не считая самого разума (Лейбниц)
Сильные стороны не сильный стороны Сильные стороны не сильный стороны
Сознание связывает нас с внешним миром Не имеет возможности растолковать принципиально знания и нового знания о принципиально ненаблюдаемых явлениях. Подчёркивается роль субъекта в познании Трудноразрешимый вопрос – откуда мышление берёт материал для обобщения.
Гоббс, Локк, Бэкон Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель (по Фролову)

(Философия, ред. Кохановский) Не смотря на то, что в рамках обеих названных концепций было высказано много верных и глубоких идей, но в целом они были ограничены, односторонни.

Сенсуализм — абсолютизировал чувственное познание, принижая (либо вовсе отвергая) роль мышления.

Рационализм — отрицал необходимости и опытное происхождение всеобщности как наиболее значимых показателей точного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления — впредь до отрыва его от действительности.

Развитие философии, других форм и науки духовной деятельности людей говорит о том, что в конечном итоге любое знание имеется единство двух противоположных моментов, сторон — чувственного и рационального. Оно нереально ни без одного из них. Органы эмоций доставляют разуму соответствующие эти, факты. Разум их обобщает совершает определенные выводы. Без органов эмоций нет работы разума, а чувственные данные в той либо другой мере неизменно осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.

Чувственное познание (либо живое созерцание) – получение информации о внешнем мире посредством эмоций (зрения, слуха, осязания и др.). Основная изюминка: довольно конкретно связывают нас с внешним миром. Три главные взаимосвязанные формы, любая из которых имеется субъективный образ объективного мира:

  • Ощущения (информация об отдельных сторонах предмета),
  • Восприятия (целостный образ предмета);
  • Представления (целостный образ предмета при отсутствии самого предмета).

Сенсорика даёт лишь тот чувственный материал, что вне интерпретации, обработки, знанием не есть.

Ощущения: зависят от органов эмоций, от отечественных видов деятельности, культурных изюминок.

Ощущения являются отражением в сознании человека отдельных сторон, явлений и свойств предметов материального мира, и внутренних состояний организма, конкретно влияющих на органы эмоций. (м.б. зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные, и т.д.)

Восприятие — это целостный образ предмета. Восприятие зависит от раздражителя, от самого принимающего субъекта, от его прошлого опыта, от поставленной перед человеком мотива и задачи его деятельности. Виды восприятий — восприятия пространства, времени и перемещения.

Представление — целостный образ предмета при отсутствии самого предмета. Это образы памяти, образы воображения и др. Если сравнивать с восприятием в представлении отсутствует яркая сообщение с настоящим объектом. Это в большинстве случаев расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета.

Познавательные возможности чувственного познания ограничены, т.к. эмоциям недоступны:

  • явления прошлого и будущего,
  • явления, лежащие за пределами возможностей отечественных органов эмоций,
  • сущностные/внутренние стороны явления объективного мира.

Чистой чувственности, свободной от влияния мышления нет. В частности в мышлении самый полно и адекватно выражено рациональное познание.

Рациональное= логическое = абстрактное познание – знание опосредованное и обобщенное.

    • В отличие от чувственного познания, рациональное познание связано с внешним миром опосредованно, имеет дело с чувственным материалом, а не с предметами.
    • Логическое знание логически обработано, выражено в определённых логико-гносеологичеких формах (понятиях, суждениях…)
    • Ещё в больше степени, чем чувственное, зависит от социо-культурных факторов: от социальной среды, от языка, от нравственных сокровищ, от философско-мировозренческих и религиозных установок, от общения и мышления.

    Логическое знание не сводится лишь к обработке чувственного материала. Оно даёт нам принципиальное новое знание, знание, которое принципиально не выводится из имеющегося чувственного материала, а создаётся заново.

    Мышление (рациональное познание) – это творчески преобразовательная, избирательная, трактующая деятельность, выраженная в логико-гносеологических формах и опосредованная социокультурными факторами. Мышление имеет дело с неспециализированными чертами, характерными для предметов.

    Формы мышления (логические формы) — методы отражения действительности при помощи взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия (отражают неспециализированные закономерные связи, значительные стороны, показатели явлений, каковые закрепляются в их определениях (дефинициях), суждения (отражают вещи, явления, процессы действительности, их свойства, отношения и связи) и умозаключения (из ранее установленного знания (в большинстве случаев из одного либо нескольких суждений) выводится новое знание (кроме этого в большинстве случаев в виде суждения). На их базе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как неприятность, догадка, теория и др.

    Чувственность и рациональное мышление нельзя рассматривать как кое-какие якобы полностью независимые, изолированные способности познающего человека. В настоящем познании они находятся в взаимодействии и единстве. Чувственное познание дает только исходный материал для работы мышления, и без данной работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. Со своей стороны и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не имеет возможности, т.к. выясняется лишенным земли, в качестве которой выступают эти чувственные отражения.

    В марксизме единство чувственного и рационального осуществляется в практике.

    Роль языка в познании

    Язык, появившийся вместе с происхождением человека, явился одним из нужных условий формирования самого его мышления и человека. Показалось слово ® человек стал в состоянии отвлекать от предметов те/иные свойства ® начал создавать понятия (отражённые в сознании показатели вещей) ® стало возмможно осуществлять теоретическую деятельность в собственном смысле слова.

    • Обобщающая роль языка – разрешил возможность фиксировать общее в предметах, явлениях, их отношениях и связях, расчленять их, соотносить и синтезировать в понятиях.
    • Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой совокупности, которая возможно естественной либо неестественной (языки математики, формальной логики, химические формулы и т.п.).

    мышления и Связь языка определяет и громадную роль языка в познании:

      • язык есть нужным условием формирования отечественной мысли, в ходе формирования понятий, в момент перехода от чувственной ступени познания к рациональной;
      • даёт возможность передачи добытых человечеством знаний новому поколению в ходе его обучения и воспитания (люди познают реальность не только в ходе яркого столкновения с ней, но и опосредованным путём, через освоение посредством речи уже готовым, исторически сложившимися знаниями), на протяжении обмена мыслями между людьми.
      • слово связывает отношение субъекта к действительности с отношением к вторым людям. Мышление направлено не только на объект познания, отражением которого оно есть, но оно обращено и к вторым людям, которым сообщаются результаты познания. Мышление имеет не только познавательную, но и коммуникативную цель, к-ю оно осуществляет посредством языка.

      Вера (философский словарь под ред. Фролова) – это состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, появляющееся на базе определённой информации об объекте, выраженной в определённых идеях либо образах, сопровождающееся чувством уверенности и рядом др. эмоций и служащее мотивом, стимулом, ориентиром людской деятельности

      В психологии вида и истории – 3 философии теорий веры:

      1. эмоциональные, к-е разглядывают веру как чувство (Юм, Джеймс);
      2. интеллектуальные, в к-ых вера трактуется как феномен интеллекта (Бретано, Гегель);
      3. волевые, познающие веру атрибутом воли (Декарт, Фихте и др.)
      • В древней философии вера рассматривалась как предпосылка, среди них и научного, познания.
      • Эмпиризм Нового времени (Юм, Бэкон) – относили к вере принципы и те положения, к-ые нельзя обосновать при помощи чувственного познания.
      • Кант – связывал с верой все положения, выходящие за пределы вероятного опыта, исходя из этого вычислял существование мира вещей в себе рационально необоснованным и тем самым опирающимся на веру.
      • Неопозитивизм – говорят о рациональной вере, определяемой степенью подтверждения догадки эмпирическими данными.

      Вера есть нужным элементом личного и публичного сознания, серьёзным моментом деятельности людей.

      Объекты веры – факты, явления, тенденции природной и социальной действительности – не даны субъекту чувственно и выступают только в виде возможности.

      Субъект веры – может выступать индивид, социальная несколько, общество в целом.

      Вера отражает не только объект, но в основном отношение к нему субъекта, а тем самым и публичное бытие субъекта, его потребности и интересы.

      Вера – серьёзный элемент ценностного сознания наровне с такими категориями как любовь и надежда.

      Особенным случаем проявления феномена веры есть религиозная вера. Теология признаёт религиозную веру неотъемлемым свойством людской души, либо же благодатью, даруемой Всевышним. В этом смысле вера противопоставляется знанию и разуму.

      Интуиция В получении нового знания громадную роль играются логическое мышление, приёмы и способы образования понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что простая логика во многих случаях выясняется недостаточной для ответа научных неприятностей; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Ответственное место в этом ходе занимает интуиция, информирующая познанию направление движения и новый импульс.

      Интуиция (неожиданное озарение) — свойство прямого, яркого постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

      У представителей различных философских направлений познание интуиции обширно варьируется.

      • Декарт: под интуитивным суждением осознавал такое отчётливое суждение и простой, которое само по себе не оставляло сомнения в истинности мыслимого.
      • Спиноза: интуиция – третий род познания, самоё достоверное и серьёзное познание, схватывающее сущность вещей.
      • Гуссерль: интуиция является формой яркого интеллектуального схватывания сущности явлений (сущностное видение, идеализация, яркое созерцание неспециализированного).
      • В интуитивизме интуиция — единственно точное средство познания, толкуется как яркое слияние субъекта с объектом (А. Бергсон),
      • В психоанализе — бессознательный первопринцип творчества (З.Фрейд).
      • В психологии интуиция — особенный вид знания, своеобразная свойство, механизм творческой деятельности.

      Необычно толковали соотношение рациональной и иррациональной, интуитивной и дискурсивной (логической, понятийной) сторон познания русские философы-интуитивисты. Так,

      • С. Л. Франк, показывал на неразрывную сообщение рационального (как отражения яркого зримого начала бытия) с противоположным ему моментом — иррациональным, главенство настоящего знания отдает последнему.

      Интуиция требует напряжения всех познавательных свойств человека, в нее вкладывается целый опыт предшествующего социокультурного и личного развития человека — его чувственно-эмоциональной сферы (чувственная интуиция) либо его разума, мышления (интеллектуальная интуиция).

      Вывод. На данный момент познание изучается не только философией. на данный момент происходит интенсивное развитие разных особых наук, исследующих познание: когнитивной психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), методологии и логики научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания и т.д. Все эти науки вносят полезный вклад в изучение познания, разглядывая его отдельные нюансы.

      Но сущность познавательного отношения к миру является предметом как раз философского осмысления, т.к. оно связано с решением и анализом коренных мировоззренческих неприятностей отношения человека к действительности. Познание — нужная сторона этого отношения, оно само возможно осознано лишь в контексте этого отношения.

      5.2 Чувственное познание — Философия для бакалавров


      Также читать:

      Понравилась статья? Поделиться с друзьями: