Его образование, поездки с целью получения знаний и поиска учителей

Мухаммад-Султан в раннем возрасте начал изучать книги о религии, написанные на языке фарси. После этого он перешел к изучению арабского языка и изучил разные книги по сарфу, наху, балягъа (грамматика и красноречие арабского языка), после этого – по логике, а также философии. Первыми его книгами по вероубеждению (‘акъида) были «‘Акъида Насафийя», «Адудадийя», «Тахауийя», «Джаухара ат-таухид», «Санусийя», и другие.

Как раз тогда у аль-Ма’суми открылись свойстве к изучению наук. Он погрузился в чтение книг более ранних авторов и неспешно начал находить несоответствие того Ислама, что был распространен в его местности, с тем, что пришел от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и саляфов. Так, в возрасте 23 лет он в первый раз публично осудил те правила такълида, на которых держалась вся религия его соотечественников, распознал их ошибки и нарушения. Но в ответ ему последовала только ругань местных «мулл» и «шейхов», принявшихся защищать традиции собственных отцов и дедов. Противостоя в одиночку против всех них, аль-Ма’суми решил покинуть собственные родные места и отправиться в Мекку. Так, в первой половине 20-ых годов четырнадцатого века по хиджре (1905 г.), аль-Ма’суми вышел из собственного дома и отправился в дальний путь.

Его отправной точкой был город Бухара, где Мухаммад-Султану предстояло сесть на поезд и отправиться в Красин-Абад. В том месте он пересел на корабль и приплыл в Баку, оттуда отправился в Тифлис, после этого – в Новороссийск, потом – в Ялту, Севастополь и Одессу, по окончании чего по морю добрался до Стамбула. В те времена Стамбул был столицей Турции. Аль-Ма’суми направился в соборную мечеть «Йолдыз», по окончании чего был приглашен на прием к султану ‘Абдуль-Хамиду. Но замеченное в Стамбуле очень сильно поразило Мухаммад-Султана.

По окончании Стамбула аль-Ма’суми направился в Мекку, проехав через Измир, после этого в Александрию и другие египетские города. В Мекку он прибыл к началу хаджа 1323 года (1906 г.). По завершении паломничества он встретился с некоторыми мекканскими учеными. Тогда он прочёл шейху Шу’айбу аль-Магъриби «Сахих» аль-Бухари и Муслима, «Мууатта» имама Малика и забрал от него иснад[6] и иджазу[7]. Помимо этого, аль-Ма’суми брал уроки у шейха Салиха Камаля аль-Ханафи (знатока ханафитского мазхаба), Мухаммад-Саид направляться Аш-Шафи’и (знатока шафиитского мазхаба) и других. Кроме этого среди его преподавателей был шейх Мухаммад-Мурад Рамзи Аль-Казани…

Тут, справедливости для, направляться отметить и такую подробность в биографии аль-Ма’суми. Кое-какие из его преподавателей были суфиями. В первые годы его жизни в Мекке они оказали на него определенное влияние, так что шейх Мухаммад-Султан весьма уважительно к ним относился а также присягнул одному из них – Мухаммад-Ма‘суму аль-Муджаддиди – представителю накшабандийского тариката. Тот научил его всем суфийским ритуалам, приказал всегда повторять слово: «Аллах», а при совершении зикров воображать перед собой образ собственного шейха. В то время, когда же дело дошло до того, что «преподаватель» дал собственный согласие на то, дабы аль-Ма’суми набирал себе собственных муридов, тот отказался и решил порвать со всем, что его связывало с суфиями.

Тогда аль-Ма’суми углубился в изучение имевшихся комментариев к сборникам и Корану хадисов. В его времена в Мечети аль-Харам еще существовало четыре местостояния (макъам) для совершения намаза для имама каждого мазхаба. И он был свидетелем того, как кое-какие мусульмане поднимались для совершения коллективной молитвы, а другие занимались собственными делами, ожидая собственного имама. Те события с суфиями, после этого замеченные им четыре макъама только укрепили в нем познание того, что мусульмане все посильнее и посильнее разделяются на партии и группы – то, против чего потом шейх написал много трудов и книг.

По окончании трех лет судьбе в Мекке, аль-Ма’суми направился в Медину, где продолжил собственный обучение, взял «иджазы» по различным сборникам хадисов и изучил ханбалитский мазхаб у шейха аль-Кудуми.

Следующим местом, куда аль-Ма’суми отправился за знаниями, был Шам – территория Сирии и Иордании. В Дамаске Мухаммад-Султан обучался у шейха-мухаддиса Бадруддина аль-Ма’мара, и других, получив от них «иджазы» по разным наукам. В Дамаске аль-Ма’суми повел уже совсем второй разговор с суфиями, нежели когда-то в Мекке. Тут он в открытую осуждал многие положения суфизма, осуждал приверженцев «мауляуитского тариката» за проводимые ими обряды, включающие танцы, кружение, битье в барабаны и тому подобное. Осуждал «рифа’итов» за их «шайтанское» телодвижения и поминание Аллаха. По окончании Дамаска аль-Ма’суми переехал в Бейрут, где встретился с местными шейхами, а после этого посетил мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, где совершил пара дней.

Завершив нахождение в Шаме, аль-Ма’суми решил направиться в Египет. В Каире он познакомился с шейхом Мухаммад-Рашидом Рида – автором тафсира «Аль-Манар» и издателем одноименного издания. В этом издании под авторством аль-Ма’суми вышло пара статей. Сам же аль-Ма’суми купил на собственные деньги все прошлые номера этого издания, после этого приобрел все опубликованные книги шейха Мухаммада Абдо, а после этого – все книги Ибн Таймии и Ибн аль-Къайима, так что, по словам его современников, количество его книг превысило тысячу томов. Как раз тут, в Египте, шейх аль-Ма’суми решил возвратиться на отчизну – Ходжанд.

Обратный путь шейха был таким же долгим. Из Египта он поплыл в Стамбул, после этого в Одессу, а потом поездом через Харьков, Москву, Пензу, Самару, Оренбург в Ташкент, а оттуда – на свою квартиру, где его ожидали родственники и родители.

Возвратившись к себе, шейх начал преподавать в медресе, основанном его отцом. Показалось большое количество времени для внимательного прочтения купленных книг, в особенности его занимали труды Ибн Таймии, Ибн аль-Къайима и Ибн ‘Абдуль-Барра. Так начался новый период в жизни шейха – период кропотливого анализа каждого шариатского вопроса, изучения доказательств каждого автора, высказывавшегося на данную тему, сравнения точек зрения. Неслучайно, в то время, когда появился вопрос о назначении муфтия шариатских судов, на эту должность стал как раз шейх аль-Ма’суми из-за широты собственных осведомлённости и знаний по разным вопросам. И разбирая различные точки зрения ученых различных времен, шейх лишь укрепился на том мнении, что верным методом в Исламе считается как раз тот путь, на котором пребывали саляфы – праведные предшественники из сахабов, таби’унов и их последователей. Затем шейх аль-Ма’суми начал разъяснять необходимость возвращения к пониманию религии и чистоте Сунны в том виде, в котором ее осознавали саляфы. Вместе с этим он осуждал мукъаллидов как прошлого времени, так и настоящего. Неспешно призыв шейха аль-Ма’суми отыскал познание среди простых людей, и началось восстановление Таухида и Сунны в среднеазиатских почвах. Тогда друг за другом провалились сквозь землю многие могилы так называемых «святых-аулия» и машхады[8], которым поклонялись люди, вместо того, дабы поклоняться Одному Аллаху.

О школе / Престиж профессии преподавателя в Российской Федерации.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: