Естествознание — фундаментальная наука

Минобразования

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Национальная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО Профобразования

«ДОНЕЦКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ СПОРТА и КУЛЬТУРЫ»

Факультет физической спорта и культуры

физиологии и Кафедра анатомии

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Конечно научная картина мира»

на тему:Наука в совокупности культуры. Классификация наук

Выполнил:

студент3 курса группы 3ст15

Кареев Дмитрий Олегович

Проверила:

доцент Капланец

Донецк – 2017

Содержание

Наука

Развитие научных знаний

Классификации

Место науки в совокупности культуры и ее структура

Перечень литературы

Место науки в совокупности культуры и ее структура

Характерные черты науки

Естествознание — фундаментальная наука

Выводы

Перечень литературы

Наука в совокупности культуры. Классификация наук.

В современном понимании науку принято разглядывать как одну из составляющих (наровне с мастерством, моралью, правом, идеологией, религией и т. д.) духовной культуры человечества.

1.Наука — это определенная совокупность знаний о природе, об обществе, о человеке, и особенный вид духовного производства, целями которого являются получение подлинных знаний, их совершенствование и накопление.

Помимо этого, под наукой понимается совокупность социальных университетов, в рамках которых осуществляется данное производство.

В строгом смысле слованаука как явление культуры показалась в XVII в., что было связано с возможностью умелым методом контролировать истинность приобретаемых знаний. общество и Наука взаимосвязаны. Наука не имеет возможности ни появиться, ни развиваться вне общества. Со своей стороны, современное общество уже не существует без науки, которая содействует удовлетворению потребностей во всех сферах судьбы общества, выступает причиной социального развития. На базе эволюции законов и знания функционирования разглядываемых объектов наука осуществляет прогноз будущего данных объектов в целях практического освоения действительности.

Научное познание руководствуется определеннымиидеалами и нормами научной деятельности, каковые являются определенные подходы, правила, установки, характерные ученым на различных стадиях развития науки и изменяющиеся со временем (таков, к примеру, переход от физики И. Ньютона к физике А. Эйнштейна). Единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, высказывают понятием «стиль научного мышления».

Развитие научных знаний

Американский историк науки Т. Кун проанализировал темперамент развитии научных знаний. Он выяснил периоды, в то время, когда наука начинается неспешно, накапливая факты, в то время, когда доказываются теоремы в рамках уже существующих теорий. Это состояние науки, развивающейся на базе признанных в научном сообществе норм, правил, методологических установок, Кун назвал «парадигма». По мере развития науки в рамках определенной парадигмы неизбежно накапливаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих теорий. Непременно приходится для их объяснения поменять основания научного знания, основополагающие правила, методологические установки, т. е. научные парадигмы. Смена парадигм, по Куну, воображает собойнаучную революцию.

Научная картина мира

Научная революция влечет изменениенаучной картины мира —целостной принципов и системы понятий об неспециализированных особенностях и о закономерностях действительности.

Различаютобщенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т. е. о природе, об обществе и о самом познании), иестественно-научную картину мира. Последняя в зависимости от предмета познания возможно физической, астрономической, химической, биологической и т. и. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Любая картина мира строится на базе определенных фундаментальных научных теорий, и по познания развития и меря практики одни научные картины мира сменяются вторыми. Так, естествен но-научная и в первую очередь физическая картина строилась сперва (в XVII в.) на базе классической механики (классическаякартина мира), после этого (в начале XX в.) на базе электродинамики, квантовой теории и механики относительности(неклассическаякартина мира), а на данный момент на базе синергетики (пост- неклассическая картина мира). Научные картины мира делают эвристическую роль в ходе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из ответственных источников его формирования.

Классификация наук

Сложную, но крайне важную проблему воображает собойклассификация наук.Разветвленная совокупность бессчётных и многообразных изучений, различаемых по объекту, предмету, способу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., фактически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом неспециализированном виде науки делятся на естественные, технические, публичные (социальные) и гуманитарные.

Кестественным наукам относятся науки:

§ о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);

§ Почва (геология, геофизика, геохимия и др.);

§ физических, химических, процессах и биологических системах, формах перемещения материи (физика и т. п.);

§ человеке как биологическом виде, его эволюции и происхождении (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные направления и формы развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Публичные (социальные) науки кроме этого имеют последовательность направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

Между блоками наук имеются связующие звенья; одинаковые науки смогут частично входить в различные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между публичными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

Особенное место в совокупности наук занимаютфилософия, математика, кибернетика, информатика и т. п., каковые в силу собственного характера используются в произвольных изучениях.

На протяжении исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) неспешно преобразовывается в особенную, довольно независимую форму публичного сознания и сферу людской активности. Она выступает как продукт долгого развития людской культуры, цивилизации, особенный публичный организм со собственными типами общения, кооперирования и разделения отдельных видов научной деятельности.

Роль науки в условиях научно-технической революции всегда растёт. Среди ее главных функций нужно назвать следующие:

§ мировоззренческая (наука растолковывает мир);

§ гносеологическая (наука содействует познанию мира);

§ преобразующая (наука выступает причиной публичного развития: она лежит в базе процессов современного производства, создания передовых разработок, значительно увеличивая производительные силы общества).

5.Место науки в совокупности культуры и ее структура
Наука постигается не чтобы с ее помощью нажить достаток. Напротив, достаток должно помогать формированию науки. Абай Кунанбаев
В историческом ходе определенный уровень человека и развития общества, его познавательные и творческие метод-
14

ности, и его взаимоотношение и воздействие с окружающей природой определяется состоянием их культуры. В переводе с латинского культура (culture.) свидетельствует возделывание, воспитание, образование, развитие. В широком смысле слова культура — это все, что в отличие от данного природой создано человеком. Наука есть одной из отраслей либо разделов культуры (рис. 1.1). В случае если в древности серьёзное место в совокупности культуры занимала мистика, в античном мире — мифология, в Средневековье — религия, то возможно утверждать, что в современном обществе господствует влияние науки.

Наука отличается от других форм культуры и общественного сознания следующим:
— от мифологии тем, что пытается не к объяснению мира в целом, а формулирует законы развития природы. Миф появляется на различных стадиях истории развития человечества, как повествование, сказание, фантастические образы которого (всевышние, легендарные храбрецы, события и т. п.) были попыткой обобщить и растолковать общества и различные явления природы. Достаточно отыскать в памяти героев и мифических богов у древних греков, дабы
15

представить содержание мифологии (Зевс — громовержец, Посейдон — всевышний морей, Афина — покровительница наук, Афродита — богиня любви и т. д.);

от мистикитем, что пытается не к слиянию с объектом изучения, а к его теоретическому пониманию. Мистика же появилась как элемент тайных образов религиозных обществ Запада и Древнего Востока. Основное в этих образах — это общение человека с всевышним либо каким-либо вторым загадочным существом. Подобное общение, в соответствии с мистике, достигается якобы через озарение, экстаз, откровение и т. д.;

от религиитем, что опора и разум на чувствительную действительность в науке имеет большее значение, чем вера. В науке преобладает разум, но в ней кроме этого имеет место вера в познавательные возможности разума, и интуиция, в особенности при формировании догадок. Наука может сосуществовать с религией, потому, что внимание этих отраслей культуры устремлено на различные вещи: в науке — на эмпирическую действительность, в религии — в основном на внечувственное (вера). В отличие от научного мировоззрения, религиозное мировоззрение выражается в общении с божеством, со сверхъестественным при помощи молитв, таинств, святынь, знаков. Оно основано на молитвенном и жертвенном отношении к сверхъестественному, признание которого неизменно скрыто в глубинах мировых религий;

от философиитем, что ее выводы допускают эмпирическую диагностику;

от искусстваотличается собственной рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до отметки теорий. Мастерство представляет собой одну из форм публичного сознания, которая отражает реальность в художественных образах;

от идеологиитем, что ее истины общезначимы и не зависят от заинтересованностей определенных слоев общества;

от техникитем, что наука нацелена не на применение взятых знаний, а на само познание мира.

Наука— это сфера людской деятельности, воображающая собой рациональный метод познания мира, в которой
16

вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, основанные на математическом доказательстве и эмпирической проверке.
Как многофункциональное явление наука является отраслью: 1) культуры; 2) метод познания мира; 3) определенную совокупность организованности (академии, университеты, институты, университеты, лаборатории, издания и научные общества).
Существует определенная классификация и внутренняя структура современных наук (рис. 1.2).

Фундаментальными считаются естественные, гуманитарные и математические науки, а прикладными являются технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и другие науки.
Задачей фундаментальных наук есть познание законов, управляющих сотрудничеством базовых структур природы. Фундаментальные научные изучения определяют возможности развития науки.
17

Яркой целью прикладных наук есть использование результатов фундаментальных наук для ответа не только познавательных, но и социально-практических неприятностей. Так, современный этап научного прогресса связан с развитием авангардных изучений прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др. Эти направления, сохраняя собственную прикладную направленность, покупают фундаментальный темперамент.
Результатами научных изучений являются теории, законы, модели, догадки, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет собственный определенное значение, возможно объединить одним словом концепции. Понятие концепция(определенный метод трактовки какого-либо предмета, явления, процесса) происходит от латинского conceptio— познание, совокупность. Концепция, во-первых, — это совокупность взоров, то либо иное познание явлений, процессов. Во-вторых, — это единый, определяющий план, ведущая идея какого-либо произведения, научного труда и т. д.

Характерные черты науки

Наука — самое серьёзное, самое красивое и необходимое в жизни человека.
А. П. Чехов

Не всякие знания смогут быть научными. В людской сознании находятся такие знания, каковые не входят в совокупность науки и каковые проявляются на уровне обыденного сознания.
Дабы знания стали научными, они должны владеть по крайней мере следующими своеобразными показателями (чертами): системностью, достоверностью, критичностью, общезначимостью, преемственностью, прогнозированностью, детерминированностью, фрагментарностью, чувственностью, незавершенностью, рациональностью, внеморальностью, относительностью и абсолютностью, обезличенностью, универсальностью.
18

Разглядим кое-какие из этих показателей.
Системность.Знания должны носить системный темперамент на базе определенных теоретических принципов и положений. К числу наиболее значимых задач системности относятся: 1) разработка средств представления исследуемых объектов как совокупностей; 2) построение обобщенных моделей совокупности; 3) изучение структуры теорий совокупностей и разных разработок и системных концепций. В системном изучении разбираемый объект рассматривается как определенное множество элементов, связь которых обусловливает целостное свойство этого множества.
Достоверность.Знания должны быть точными, проверенными на практике, проходящими диагностику по определенным правилам, а потому убедительными.
Критичность.Возможность выяснить на основании критического рассмотрения рациональных моделей историко-куль-турологические и естественно-научные знания на базе сопоставления разных типов научных теорий. Наряду с этим наука неизменно готова поставить под сомнение и пересмотреть собственные, кроме того самые основополагающие результаты.
Общезначимость.Все подлинные знания непременно становятся общепризнанными всеми учеными и содействуют объединению всех людей. Следовательно, общезначимость есть только одним из следствий истинности знания, а не критерием истины
Преемственность.Объективная нужная связь между новыми и ветхими знаниями в ходе изучения окружающего мира, наряду с этим новые знания дополняют и обогащают ветхие. Верное познание процессов преемственности имеет особенное значение для анализа закономерностей развития природы, общества, прогресса науки, техники, искусства, для борьбы как с некритическим отношением к достижениям прошлого, так и с нигилистским отрицанием его.
Прогнозированность.Знания должны содержать в себе возможность предвидения будущих событий в определенной области действительности. В социальной сфере прогнозирование
19

образовывает одну из научных баз социального управления (це-леполагания, предвидения, программирования управленческих ответов).
Детерминированность.Факты эмпирического характера должны быть не только обрисованы, но и причинно-растолкованы и обусловлены, т. е. раскрыты обстоятельства изучаемых объектов действительности. В конечном итоге же принцип детерминизма как утверждение о существовании объективных закономерностей представляет собой лишь предпосылку научного предвидения (но не тождественен ему). Принцип детерминизма формулировался не только как утверждение о возможности предвидения, но и как неспециализированный принцип, обосновывающий практическую и познавательную деятельность, раскрывающий объективный темперамент последней.
Фрагментарность.Наука изучает мир не в целом, а через разные фрагменты действительности, и сама делится на отдельные дисциплины.
Чувственность.Научные результаты требуют эмпирической проверки с применением ощущения, восприятия, воображения и представления.
Незавершенность.Не смотря на то, что научное знание очень растет, оно все-таки не имеет возможности достигнуть полной истины.
Рациональность.Наука приобретает знания на базе рациональных законов и процедур логики.
Внеморальность.Научные истины нейтральны и общече-ловечны в морально-этическом замысле.
Обезличенность.Ни личные изюминки ученого, ни его национальность либо место проживания никак не представлены в конечных итогах научного познания.
Универсальность.Наука информирует знания, подлинные для всего окружающего мира.
Специфика научного изучения определяется тем, что для науки свойственны собственные структура исследований и особые методы, язык, аппаратура.
20

Естествознание — фундаментальная наука

Обучайся мой сын, наука уменьшает нам испытания быстротекущей судьбе.
А. С. Пушкин

Естествознание — это совокупность наук о природе, каковые изучают мир в его естественном состоянии. Это широкая область людских знаний о природе: разнообразных природных объектах, закономерностях и явлениях их развития и существования. Целью естествознания есть поиск законов путей и познание природы их разумного применения на практике. Область познания природы естественными науками неисчерпаема. Естествознание исследует нескончаемое множество объектов — с субъядерного уровня (микромир элементарных вакуума и частиц) структурной организации материального мира до галактик, мегамиров и Вселенной. Одни науки естествознания, такие как физика, химия, астрономия и др., исследуют неорганическую природу, а другие, к примеру биологические науки, изучают живую природу. Современная биология есть самой разветвленной наукой. К ней относятся: ботаника, зоология, морфология, цитология, гистология, физиология и анатомия, микробиология, эмбриология, экология, генетика и т. д. дифференциация и Многообразие биологических наук разъясняются сложностью самой живой природы.
Так, в ходе многообразия и познания единства всей природы (окружающего мира) сформировалось множество дифференцированных и синтезированных естественных наук.
Естествознание представляет собой одну из главных форм людской знания, в частности о природе. Таких форм знания три: о природе, человеческом мышлении и обществе. Естествознание воображает теоретическую базу промышленной и сельскохозяйственной медицины и техники. Оно есть кроме этого базой философского материализма и диалектики. Диалектика природы немыслима без естествознания (рис. 1.3).


предметом и Объектом изучения естествознания являются разные виды материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, космологическая, термодинамическая, геофизическая, кибернетическая и т. д.).По собственному методу и содержанию изучения явлений природы естествознание возможно подразделено на эмпирическое и теоретическое, а по характеру собственного объекта — на неорганическое, имеющее своим предметом формы перемещения неживой природы, и органическое, предмет которого составляют явления в живой природе. Этим определяется внутренняя структура естествознания.
Участвуя в выработке естественно-научной, либо физической, картины мира, естествознание, в основном собственной теоретической частью (понятия, категории, законы, правила, теории), и разработкой методов и приёмов научного изучения, примыкает к философскому материализму. С каждым этапом развития естествознания закономерно сменялась форма

развития материализма в зависимости от естественно-научных открытий.
В целом движение развития естествознания — это путь от созерцания природы (древность) через аналитическое расчленение (XV-XVIII вв.), в то время, когда был взят метафизический взор на природу, к синтетическому воссозданию картины природы в ее всесторонности, конкретности и целостности (XIX-XX вв.).
В центре современного естествознания до середины XX в. стояла физика, искавшая методы применения ядерной энергии и проникавшая в область микромира, в глубь атома, элементарных частиц и атомного ядра. Так, к примеру, физика дала толчок в развитии вторых отраслей естествознания — астрономии, космонавтики, кибернетики, химии, биологии, биохимии и других естественных наук. Физика вместе с химией, кибернетикой и математикой оказывает помощь молекулярной биологии решать теоретически и экспериментально задачи неестественного синтеза, содействует раскрытию материальной сущности наследственности. Физика кроме этого содействует познанию природы химической связи, космогонии проблем и решению космологии. Сейчас начинает лидировать целая несколько наук — молекулярная биология, кибернетика, микрохимия.
Особенно ответственными для науки являются философские выводы мировоззренческого характера, вытекающие на базе естественно-научных достижений: превращения энергии и закон сохранения; теория относительности Эйнштейна, непрерывность и прерывность в микромире, неопределенность Гейзенберга и т. д. Они определяют вид современного естествознания.
К современному естествознанию относятся концепции, появившиеся в XX в. Но не только последние научные эти можно считать современными, а все те, каковые входят в толщу современной науки, потому, что наука представляет собой единое целое, складывающееся из разновременных по собственному происхождению частей.
Концепциями современного естествознанияявляются главные закономерности рациональных связей окружающего мира, полученные естественными науками за последнее столетие.

Предметом естествознания являются факты, закономерности, рациональные связи природных явлений, каковые воспринимаются отечественными органами эмоций.
Задача ученого — обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Фундаментальный принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую диагностику.

ВЫВОДЫ

1. Концепциями современного естествознания являются определенные методы трактовки закономерностей об окружающем мире, полученные естественными науками за последнее столетие.

2. Естествознанием именуют раздел науки, что изучает мир в его естественном состоянии независимо от человека.

3. Фундаментальный принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую диагностику.

4. Наука представляет собой особенный рациональный метод познания мира, основанный на эмпирической проверке либо математическом доказательстве. Наука как многофункциональное явление является отраслью: 1) культуры; 2) метод познания мира; 3) совокупность организованности.

5. Разделение научного знания является необходимым этапом в развитии науки, и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных процессов и явлений определенной области действительности.

6. Интеграция научного знания осуществляется в разных формах, начиная от применения понятий, методов и теорий одной науки в второй и заканчивая появившимся в отечественном столетии системным способом.

7. Все, что создано человеком, в отличие от данного природой, есть культурой.

Перечень литературы

Акимов О.Е. Естествознание: Курс лекций. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 639 с. (стр. 11).

Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Образование и Мир», 2003.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Отвлечённый Проект, 2002.

Кедров Б.М. Классификация наук. – М.: 1965. – 530 с.

Концепции современного естествознания: Учебник для Институтов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд, переработанное и дополненное. ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 317 с.( с. 8, 20-30).

Концепции современного естествознания: Учебное пособие / В.Г. Торосян. – М.: Верховная школа, 2003. – 208 с.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: