Европейская философия х1х-хх вв.

Рационализм – философское направление, признающее разум базой поведения и познания людей.

Сциентизм – мировоззренческая позиция, в базе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности.

Иррационализм – идеалистическое течение в философии, которое ограничивает либо отрицает роль разума в ходе познания, считает базой миропонимания что-то недоступное разуму. К примеру, религия неизменно иррациональна, поскольку божество недоступно людской пониманию.

Позитивизм – это мировоззрение, обширно распространившееся в западных государствах в XIX-XX вв. Основателем есть Огюст Конт. Фундаментальный принцип — признание интеллектуальной эволюции человечества, либо закона трех стадий: теологической, метафизической и хорошей, другими словами разумной. На первой стадии разум пробует ответить на классические мировоззренческие вопросы посредством религии. Но религиозные представления не разрешили осознать глубинную природу настоящего мира и дать добро эти вопросы. Исходя из этого на второй стадии разум обратился от религии к науке и постарался осознать мир с помощью философии (по терминологии О. Копта — посредством метафизики). Но лишь на третьей стадии человеческий разум выработал вправду научный, рациональный подход к миру. Позитивистский стиль мышления пребывает в сознательном отказе от решения и постановки мировоззренческих неприятностей, в попытке сократить другие науки и философию ответом частных, сиюминутных задач, появляющихся в познании и практической деятельности общества. Наука должна быть основана наблюдениях и делать описательную, а не объяснительную функцию.

Сейчас люди во многом придерживаются как раз для того чтобы подхода, считая, что мировые проблемы не имеют отношения к их повседневной деятельности. В действительности решения человека и любые действия осознанно либо неосознанно опираются на философско-мировоззренческие идеи. Так, возможно верить либо не верить в Бога, но нереально никак не относиться к религии. У каждого человека вырабатывается собственное отношение к идее Всевышнего, религиозным учениям, к неверующим и верующим людям.

Социальная философия О. Конта разглядывает общество как четыре класса. Подчинение одних классов вторым считается в полной мере естественным, поскольку закономерно вытекает из разделения труда.

Классы:

1. Учёные , философского и эстетического видов деятельности.

2. Предприниматели, торговцы и банкиры.

3. Земледельцы.

4. Рабочие.

Позитивизм прошел три стадии:

* хороший позитивизм;

* махизм, либо эмпириокритицизм;

* неопозитивизм и постпозитивизм.

К хорошему позитивизму относятся британские ученые Джон Герберт и Милль Спенсер,

Ко второму направлению (махизму) принадлежат австрийский физик Эрнст французский математик и Мах Жюль Пуанкаре (эмпирио — опыт, критицизм — критика).

В базу подхода Маха был положен принцип «экономии мышления» (в развитой науке всякие объяснения излишни).

Анри Пуанкаре придерживался принципа конвенционализма (от лат. соглашение). Ученые смогут по-различному обрисовывать законы природы, по-различному формулировать проявляющиеся в том либо другом событии законы. Научное сообщество должно прийти к соглашению о том, как формулировать тот либо другой закон. В. И. Ленин, выступая с критикой махистов в работе «Материализм и эмпириокритицизм», сказал, что настоящие природные явления никак не зависят от отечественного метода их описания.

Неопозитивизм (логический позитивизм, лингвистическая философия, критический рационализм) и постпозитивизм появились во второй половине XX века. Согласно точки зрения представителей данных направлений, философия обязана изучать язык науки как метод выражения знания, и деятельность человека по анализу этого его выражения и знания в языке. Для анализа научного знания кроме конвенционализма они применяли два методологических фальсификации — и принципа верификации.

Верификация – проверка истинности знания на опыте (Мо-риц Шлик и Рудольф Карнап). Данный способ пребывает в попытке свести все знания к несложным высказываниям, каковые любой человек может проверить на опыте посредством собственных органов эмоций. Несложные высказывания, каковые легко проверить в эмпирическом опыте, стали называться протокольных предложений. («на данный момент я вижу зеленое», «Тут я ощущаю теплое».) Но личный чувственный опыт субъективен. К тому же самые сложные и абстрактные разделы научного знания выяснилось неосуществимым свести к протокольным предложениям.

Фальсификация как способ проверки истинности знания был введен британским философом Карлом Поппером. Собственное учение он именовал критическим рационализмом. Он противоположен принципу верификации и свидетельствует необычную диагностику знаний на ложность. Знания, каковые до настоящего момента не опровергнуты, по Попперу, направляться признавать подлинными. Однако постоянно следует не забывать, что их истинность есть недоказанной, гипотетической. В любую секунду может показаться фальсифицирующий пример, что побудит признать знание фальшивым. К примеру, возможно утверждать, что все лебеди белы, только до того момента, пока не встретится тёмный лебедь. Кроме этого из-за ограниченности техвозможностей мы не можем фальсифицировать, другими словами опровергнуть утверждение о температуре вещества в центре Луны, но в будущем это будет технически вероятным. Исходя из этого утверждение «Температура в центре Луны равна 10 градусам Цельсия» принципиально фальсифицируемо и есть научно осмысленным.

Постпозитивизм(Томас Кун, работа «Структура научных революций») — еще одно направление современной философии. Центральное место в нем занимает понятие парадигмы. Парадигма (пример) — совокупность убеждений, сокровищ и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих сохранение научной традиции. Независимыми парадигмами являются геоцентрическая совокупность Птолемея, механика Ньютона, теория относительности Эйнштейна. Т. Кун полагал, что прогрессивного развития в науке не происходит, потому, что нельзя определить, какая из парадигм верная.

Прагматизм(от слов «дело», «воздействие»). Авторы — американские философы Чарльз Уильям и Пирс Джеймс. Задача прагматизма — создание философской совокупности, основанной на понимании практического действия (а не теоретических рассуждений) как основной формы жизнедеятельности человека. Прагматизм не исследует, как устроен мир, а старается выяснить, как человеку наилучшим образом устроиться в нем. Согласно точки зрения прагматиков, философия обязана растолковывать человеческие действия и разрабатывать неспециализированные способы для ответа практических задач, появляющихся в разнообразных жизненных обстановках.

Марксизм (Карл Фридрих и Маркс Энгельс) — еще одно направление публичной мысли XIX-XX вв. В марксизме выделяют три части: философию, научный комму и политэкономиюнизм. По определению В. И. Ленина, «марксистская философия имеется материализм». В базе данной философской совокупности заложены следующие идеи:

— философия – царица наук, объединяющая в целостную систему всё теоретическое знание;

* концепция диалектического материализма (Ф.Энгельс: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы»);

* концепция исторического материализма, либо материалистического понимания истории. «В историческом ходе определяющим моментом в конечном итоге есть воспроизводство и производство настоящей судьбе. На ход исторической борьбы влияют и во многих случаях определяют в основном форму её разные моменты надстройки» (Ф. Энгельс);

* учение о закономерностях движения и формах материи их связи;

— материалистическая концепция человека и сознания, связанная с трудовой теорией антропосоциогенеза.

Иррационализм (Артур Шопенгауэр) — обращает внимание не на устройство мира, а на проблему человеческого познания и человека. «Ощущая себя центром мира, человек делается очень эгоистичным. Сбалансировать частные воли, эгоизм отдельных людей пробует государство. Но настоящее преодоление людской эгоизма происходит лишь в морали и сфере искусства». Исходным видом познания Шопенгауэр вычислял интуицию.

Фридрих Ницше уделил в собственных трудах внимание не психологическим чертам людской личности, а надиндивидуальным процессам в социальном организме, в первую очередь в сфере культуры. По Ницше жизнь — это первичная действительность, целостный органический процесс, предшествующий разделению материи и духа, сознания и бытия. Сущность судьбы — это «воля к власти», жизнь — борьба за власть, за господство.

Экзистенционализм (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Альберт Камю, Жан Поль Сартр, Николай Бердяев) — направление, разглядывающее проблему смысла жизни человека. Человек – микрокосм (малая Вселенная). Наиболее значимые сокровища человеческой жизни — творчество и свобода. Бытие человека как он имеется – это его экзистенция. Человек переживает собственное бытие в мире как комплект неких психотерапевтических состояний, к каким относятся ужас, забота, решимость, совесть, вина, тоска, скука. Человек пробует отыскать суть собственного существования.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: