Ф. бэкон о методологии научного познания и социальной роли науки № 10.

Ф.Бэкон и Р.Декарт философии Нового и представители науки времени.

Историческая справка

Европейское Новое время следует за эпохой ренесанса и охватывает ХУП-ХУШ века.

С конца ХУ1 и на всем протяжении ХУП века в европейских государствах происходят стремительные и значительные социально-экономические преобразования:

— развитие ремесел, мануфактур, торговли, рост городов;

— стремительное изменение структуры общества, появление новых социальных слоев: купечества, буржуазии (предпринимателей), ремесленников.

Необходимость осмысления всех этих преобразований стала причиной появлению новых идей, в конечном итоге, к значительному трансформации духовной судьбы общества.

1. Длятся гуманистические традиции Восстановления:

— в отношении признания заинтересованностей и прав личности;

— в критике средневековой схоластики (религиозных рассуждений, не опирающихся на опыт)

— в разрушении средневековой системы ценностей: сейчас на первый замысел выдвигаются образованность, светскость; олицетворением людской идеала становятся предприимчивый торговец, любопытный ученый, а не рыцарь покорный долгу либо благочестивый монах-отшельник (как это было в средневековье);

2. Начинается религиозная реформация – широкое выход и антикатолическое движение из-под контроля папства протестантских церквей. Оформляются лютеранство, кальвинизм.

3. Начинается бурное развитие естествознания: физики, математики, зоологии, ботаники, астрономии, механики. Последняя согласится царицей всех наук. Данный процесс позван рядом взаимосвязанных факторов: а) развитием производства, б) великими географическими открытиями, в) накоплением громадного количества эмпирических фактов, г) возникновением устройств – ртутных термометра и барометра, микроскопа, телескопа и т.п. д) возникновением опыта как наиболее значимого способа научного изучения.

4. Развитие естественных наук потребовало разработки адекватных способов познания природы. Неприятность научной методике познания делается центральной в философии Нового времени. Формируются два пути познания :РАЦИОНАЛИЗМ и ЭМПИРИЗМ.

ЭМПИРИЗМ ФРЭНСИСА БЭКОНА

Ф. Бэкона(1561 – 1626) появился в Лондоне в семье одного из высших придворных сановников королевы Елизаветы 1. и сам достиг наибольшего уровня карьерного роста, став лордом-канцлером Англии.

Имя Ф. Бэкона в Англии – знак высшей образованности.

Погиб Бэкон 9 апреля 1626 года, заболев в следствии проведения опытов с замораживанием курицы (желал убедиться, предохраняет ли снег мясо от порчи).

Главные произведения Ф. Бэкона: «Новый органон», «Великое восстановление наук», «Новая Атлантида».

ЭМПИРИЗМ Ф.Бэкона проявился:

1. В критике средневековой схоластика как философии, оторванной от судьбы, не основанной на ОПЫТЕ. Философия, утверждает Бэкон, обязана спуститься с заоблачных высот на безнравственную почву и заниматься вопросами, каковые возможно проверить посредством ОПЫТА. Это – кредо эмпиризма.

2. В учении Бэкона о НАУКЕ. Сам философ обозначил его как «великое восстановление наук», под которым осознавал всестороннюю реформу существующего в его время научного знания.

Бэкон предлагает новое познание ФУНКЦИЙ и РОЛИ НАУКИ. Наука обязана помогать ПРАКТИКЕ и приносить пользу обществу, избавляя его от нищеты, заболеваний, голода. Наука есть полезной только тогда, в то время, когда она помогает людям. К примеру, помогая созданию новых механизмов (колесо, плуг, рычаг и другие технические устройства), содействуя великим географическим открытиям. Сам того не ведая, Бэкон стал основателем СЦИЕНТИЗМА, абсолютизирующего практическую роль науки в жизни общества. Социальная роль науки рассмотрена в работе «Новая Атлантида» — научной утопии.

3. В формулировке Бэконом ФУНКЦИЙ и ЗАДАЧ философии.

Философия обязана прекратить быть служанкой богословия, а обязана оказать помощь НАУКЕ в познании мира. Для этого ей направляться ВЫРАБОТАТЬ соответствующие СПОСОБЫ познания. В этом функция философии и главная задача.

4. Детализируя это утверждение, Бэкон разрабатывает собственный УЧЕНИЕ О ПРИЗРАКАХ (идолах). Дабы оказать помощь науке верно познавать мир, философия обязана вскрыть те ПРЕПЯТСТВИЯ, каковые появляются перед учеными на пути познания истины.

Бэкон выделил ЧЕТЫРЕ вида таких препятствий, назвав их Привидениями (идолами)

4.1 Привидения РОДА — препятствия, каковые свойственны человеку как особенному роду ЖИВЫХ существ. Они проявляются в том, что люди довольно часто переносят собственные КАЧЕСТВА и человеческие ОЦЕНКИ на окружающую природу.

К примеру: а) ГИЛОЗОИЗМ (панпсихизм) – идет от Фалеса: признание, того, что природа (неживое) – так же как и ЧЕЛОВЕК – владеет ДУШОЙ. «Все камни мыслят». б) ТЕЛЕОЛОГИЯ – признание того, что природе, как и человеку, характерно целеполагание, другими словами они развиваются, преследуя определенные ЦЕЛИ.

Так, Привидения РОДА – это перенос на природу чисто людских качеств. Это МЕШАЕТ верному познанию.

4.2. Привидения ПЕЩЕРЫ – заблуждения, свойственные или ОТДЕЛЬНЫМ людям, или определенным ГРУППАМ людей. Это ПРЕДРАССУДКИ, ограниченность взоров – люди наблюдают на мир УЗКО, как бы из ПЕЩЕРЫ.

К примеру: религиозная нетерпимость, непринятие одними научными школами идей вторых, различные проявления личной неприязни по отношению к вторым людям, каким-либо явлениям, теориям, идеям.

ИТАК: Привидения ПЕЩЕРЫ пребывают в том, что ученые наблюдают на явления мира, природы не открыто, непредвзято, а, узко, с позиций какой-либо группы людей.

Так оценка действительности коммунистами, либералами, национал-социалистами неодинакова – они наблюдают на мир через предрассудки и свои предубеждения.

4.3. Привидения РЫНКА (ПЛОЩАДИ) – препятствия, каковые появляются между людьми в сфере ОБЩЕНИЯ, в то время, когда может происходить несогласованность понятий а также подмена их содержания (быть может, и непреднамеренная). Сейчас это назвали бы «информационный шум».

К примеру: Потребление одних и тех слов в значениях и разных смыслах («Смысловой барьер»). НЕТОЧНОСТИ, опутывающие человека благодаря потребления понятий, не соответствующих действительности и «насилующих РАЗУМ» — «Эликсир юности», «Враг народа!», «Не отечественный человек!»,

4.4. Привидения ТЕАТРА – препятствия, которые связаны с влиянием ветхих взоров, теорий, отживших авторитетов. В случае если в театре, в то время, когда талант режиссера, актеров заставляет зрителя видеть жизнь, проблему не собственными глазами, а так как желают создатели спектакля (и это не просто нормально, а в обязательном порядке для настоящего мастерства), то в науке подобное преклонение перед авторитетами – это значительное препятствие на пути к истине. Слепое, некритичное следование за обширно признанным, авторитетным мнением, значительно чаще содержащемся в тексте (к примеру, работы Аристотеля, Маркса), пагубно для научного изучения.

ВЫВОД: знание названных четырех препятствий, подстерегающих ум ученого на пути познания, оказывает помощь их преодолеть и очистить, тем самым, путь к истине, избежать многих неточностей.

5. Бэкон разрабатывает учение об ЭМПИРИЧЕСКОМ СПОСОБЕ ПОЗНАНИЯ.

Имеется три вероятных дороги познания, показывает он. Лишь один из них верный.

5.1. ПУТЬ ПАУКА, что ткет паутину из САМОГО СЕБЯ. Это аналогия выведения знаний из разума, сознания, получение их лишь методом размышлений, без обращения к жизненной практике. Такова позиция рационализма. Это неверный путь познания, он ведет к заблуждениям, потому, что пренебрегает ФАКТАМИ.

5.2. ПУТЬ МУРАВЬЯ, что собирает и тащит каждый сор, разрозненные факты, не умея их обобщать. Такова позиция узкого эмпиризма. Это кроме этого неверный путь познания.

5.3. ПУТЬ ПЧЕЛЫ, которая собирает нектар из цветов и перерабатывает их в мед. Это аналогия сбора ученым фактов природы с предстоящей их переработкой для получения самого полезного — подлинного знания. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ верный ПУТЬ познания.

Бэкон разрабатывает ПРАВИЛА, которыми обязан руководствоваться ученый «на пути пчелы». Это и имеется эмпирический способ познания, названный философом ИНДУКЦИЕЙ. Его суть: ученый обязан приобретать ЗНАНИЯ из опыта, обобщать их и на данной базе делать выводы, рассуждая ОТ ЧАСТНОГО К НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМУ.

Бэкон, разрабатывая МЕТОДЫ, разрешающие ученому приобретать знания как раз так, составил Таблицы Открытия, Присутствия, Степеней и Отсутствия.

Сначала планирует достаточное количество разнообразных случаев того свойства, к примеру, теплоты, плотности, тяжести, цвета, закон которого ищет ученый. Это Таблица Присутствия.

После этого берется множество случаев самые похожих на прошлые, но уже таких, в которых изучаемое свойство отсутствует. Это Таблица Отсутствия.

Потом берется множество случаев, в которых отмечается изменение степени интенсивности изучаемого свойства. Это Таблица СТЕПЕНЕЙ.

Все названные таблицы сравниваются, на протяжении чего оставляются определенные факты. На данной базе и выводится ЗАКОН (общее). Это Таблица Сравнения.

Пример индуктивного изучения тепла.

Планируют все узнаваемые примеры природы тепла: солнечные лучи, воспламеняющиеся молнии, кипящие и нагретые жидкости, тёплый пар, искры, выбитые из кремня и т.д. Целый данный громадный перечень образовывает Таблицу Присутствия

После этого для каждого примера данной таблицы ищутся похожие случаи, в которых, но, тепла не отмечается. Это, к примеру, лучи Луны, северное сияние, болотные огни, насекомые-светляки и т.п. Потом по определенной разработке составляются Сравнения и Таблицы Степеней. Они разрешают исключать из формы тепла разные особенности, каковые не раскрывают природу тепла, к примеру, свойства светимости.

В конечном счете делается вывод о том, в чем состоит сущность либо форма тепла, другими словами что такое ТЕПЛО.

Знание, полученное посредством ИНДУКЦИИ, основывается на намерено придуманных и прекрасно организованных ОПЫТАХ. Такие испытания в наши дни именуют опытами.

С позиций Бэкона, научное знание основывается не просто на разрозненных и ярких данных органов эмоций (это был бы ПУТЬ муравья), а на целенаправленно организованном опыте (опыте).

Бессистемный, слепой, неорганизованный ОПЫТ не имеет возможности играться заметную роль в науке. ОПЫТ в науке обязан осуществляться по определенному ЗАМЫСЛУ, в определенном порядке – это и сеть МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ эмпиризм.

ИТАК: Бэкон – создатель методологического ЭМПИРИЗМА, в соответствии с которому научное знание должно быть основано систематизированных в некотором роде данных органов эмоций, другими словами на целенаправленно организованном опыте (опыте).

методология и Философия науки. Лекция 3. Способы научного познания


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: