Факторный анализ рентабельности активов предприятия

ЛЕКЦИЯ 10_Мониторинг рентабельности (прибыльности) хозяйственной деятельности предприятия

Факторный анализ рентабельности активов предприятия

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют итоги хозяйствования, по причине того, что их величина показывает соотношение результата с наличными либо использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности организации как инструмент анализа инвестиционной ценообразования и политики. Структура показателей рентабельности в общем и целом является отношением прибыли (как экономического результата деятельности) к ресурсам либо затратам, т.е. в любом разглядываемом показателе рентабельности прибыль выступает в качестве одного из составляющих факторов.

Для анализа рентабельности активов довольно часто употребляется мультипликативная модель, широко известна в экономической литературе как модель «Дюпон», в соответствии с которой коэффициент рентабельности применяемых активов представляет собой произведения коэффициента коэффициента продажи оборачиваемости и рентабельности товаров применяемых активов.

Разглядим следующую модель рентабельности активов:

Первый фактор данной модели говорит о ценовой политике организации, он показывает ту базисную наценку, которая заложена конкретно в цене реализуемой продукции. Второй и третий факторы показывают структуру оборотных активов и активов, оптимальная величина которых позволяет экономить оборотный капитал. Четвертый фактор обусловлен величиной реализации и выпуска продукции и говорит об эффективности применения производственных запасов, физически он высказывает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.

Для оценки влияния каждого из факторов на конечный итог совершим факторный анализ данной модели (8.15) способом цепных подстановок с применением безотносительных отличий.

Математически это выглядит следующим образом:

С целью проведения анализа нужно применять данные из Отчёта и Бухгалтерского баланса о убытках и прибылях.

Анализ денежных рентабельности и результатов активов организации на базе денежных коэффициентов

Денежные коэффициенты позволяют заметить трансформации в итогах хозяйственной деятельности и оказывают помощь выяснить тенденции и структуру таких трансформаций, что, со своей стороны, может указать управлению организации на возможности и существующие проблемы их разрешения.

В обобщенном виде определение денежных коэффициентов для анализа денежных результатов выглядят следующим образом:

— оборачиваемость средств либо их источников. Данный показатель равен отношению выручки продаж к средней за период величине средств либо их источников, и он разрешает делать выводы о рабочий активности организации в денежном нюансе;

— рентабельность продаж, которая равна отношению прибыли к выручке от продаж;

— рентабельность средств либо их источников. Данный показатель равен отношению прибыли к средней за период величине средств либо их источников.

При расчете второго и третьего показателей возможно забрана как прибыль от продаж, так и прибыль до налогообложения либо чистая прибыль.

, если рентабельность средств либо их источников вычисляется на базе прибыли от продаж и тем самым достигается сопоставимость с рентабельностью продаж, то между вышерассмотренными коэффициентами возможно проследить следующую связь:

Эта формула говорит о том, что прибыльность средств организации либо их источников обусловлена как уровнем затрат и политикой ценообразования на производство товаров (они отражаются в показателе рентабельности продаж), так и рабочий активностью организации, измеряемой оборачиваемостью средств либо их источников. По данной формуле возможно кроме этого выяснить пути увеличения рентабельности средств либо их источников. Так при низкой прибыльности продаж нужно стремиться к ускорению его элементов и оборота капитала и напротив, определяемая теми либо иными обстоятельствами низкая деловая активность организации возможно компенсирована лишь понижением затрат на производство товаров, т. е. увеличением рентабельности продаж.

Для анализа рентабельности употребляется множество показателей, каковые возможно объединить в следующие группы:

— показатели, рассчитанные на базе прибыли,

— показатели, рассчитанные на базе производственных активов,

— показатели, рассчитанные на базе потоков наличных денежных средств.

Первая несколько показателей формируется на базе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности организации. Эти показатели характеризуют прибыльность (доходность) произведенных товаров. Посредством этих показателей возможно выяснить влияние факторов их цены себестоимости и изменения товаров на трансформацию рентабельности товаров.

Вторая несколько показателей формируется на базе расчета уровней рентабельности в зависимости от характера и изменения размера авансированных средств, включающих в себя все производственные активы организации, инвестированный капитал, акционерный капитал. К примеру, отношение чистой прибыли (дохода) ко всем производственным активам, отношение чистой прибыли к инвестированному либо акционерному капиталу.

Третья несколько показателей рентабельности рассчитывается на базе чистого потока денежных средств. К примеру, отношение чистого потока денежных средств к количеству продаж, к совокупному капиталу, собственному капиталу и т. д. Эти показатели дают представление о возможности организации делать обязательства перед кредиторами, акционерами и заёмщиками наличными финансовыми средствами.

Для оценки рентабельности организации создан последовательность коэффициентов.

Рентабельность активов организации(Rа:) характеризует эффективность применения всего имущества предприятия. Понижение показателя говорит о падающем спросе на товары и об избыточном накоплении активов.

Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) (RВК) характеризует эффективность применения главных средств организации, определяя, как соответствует объем имеющихся главных средств (оборудования и машин, строений, сооружений, транспортных средств, ресурсов, вкладываемых в усовершенствование собственности, и т.п.) масштабу бизнеса организации. В случае если значение показателя эффективности внеоборотного капитала за текущий период, меньшее, чем его значение за базисный либо прошлый период, может характеризовать недостаточную загруженность имеющегося оборудования, в том случае в случае если в разглядываемый период организация не получала новых дорогостоящих главных средств. Одновременно с этим чрезмерно высокие значения показателя эффективности внеоборотного капитала смогут свидетельствовать как о полной загрузке оборудования и отсутствии резервов, так и о большой степени физического и морального износа устаревшего производственного оборудования.

Рентабельность оборотного капитала (RОК) отражает эффективность применения оборотного капитала организации. Он определяет, сколько рублей прибыли приходится на один рубль, положенный в оборотные активы. Помимо этого, этот коэффициент показывает, как ликвидным есть товар, производимый организацией, и как действенно организованы взаимоотношения организации с потребителями товара. Разглядываемый показатель характеризует эффективность политики организации с позиций сбора оплаты по продажам, осуществленным в долг.

Рентабельность продаж (RПР) определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в следствии реализации продукции на один рубль выручки.

Коэффициент рентабельности главной деятельности (RОД) определяет, сколько чистой прибыли получено на 1 рубль затрат на производство и рассчитывается как отношение прибыли от продаж к затратам на производство товаров.

Данный коэффициент в значительной мере дублирует коэффициент рентабельности продаж, т. е. понижение значенияданного показателя кроме этого говорит о росте затрат на производство товаров либо понижении цен на них с той только отличием, что этот коэффициент более наглядно показывает влияние роста либо понижения затрат на рентабельность и производство деятельности организации.

Рентабельность перманентного капитала (RПК) отражает эффективность применения капитала, положенного в деятельность компании на долгий срок (как собственного, так и заемного). В отличие от рассмотренных коэффициентов, каковые характеризовали разные нюансы рентабельности за отчетный период, этот коэффициентRПК отражает эффективность применения как собственного, так и заемного капитала в долговременной возможности.

оборачиваемость активов и Рентабельность продаж


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: