Фельденкрайц: мозг и упорядочение хаоса

Карл Гинзбург,

врач философии,

эксперт по совокупности Фельденкрайца

Как-то раз я пришел в гости к приятелю, и он внес предложение мне посмотреть на рисунок, висящий на стене. На первый взгляд рисунок показался мне примером абстрактного мастерства — я не имел возможности ничего рассмотреть, не считая комплекта пятен разных оттенков серого цвета. Приглядевшись внимательнее, я увидел, что рисунок складывается из небольших черно-белых квадратиков. Сперва их размещение казалось совсем случайным, но неспешно в нем начала раскрываться некая совокупность. Но, как я ни всматривался, я не имел возможности обнаружить рисунке ничего похожего на какой-либо конкретный предмет. Приятель попросил меня наблюдать на рисунок, в один момент глядя на собственный смутное отражение в стекле, покрывающем рисунок. Сперва я не увидел никакой отличия. А после этого я неожиданно заметил трехмерное изображение: ущелье, горные вершины на заднем замысле и летящую птицу прямо передо мной. Так же неожиданно мне как будто бы перевели зрение, и я опять заметил комплект бело-серо-тёмных пятен. Я постарался снова заметить трехмерное изображение. Это пришлось тяжело. Возможно, я через чур очень сильно старался. Неожиданно оно опять показалось и столь же неожиданно провалилось сквозь землю. Я осознал, что рисунок создан на компьютере, и размещение квадратиков воздействует на мой мозг так, что время от времени мне думается, словно бы я вижу трехмерное изображение. Конечно, когда я начинал всматриваться внимательнее, изображение исчезало.

Тут я желаю сделать два вывода. В первую очередь я имел возможность видеть или трехмерное изображение, или хаотический комплект пятен. Я не имел возможности видеть ничего среднего, равно как я не имел возможности видеть того и другого в один момент. Когда я пробовал удержать в мозгу оба изображения, я сразу же видел только комплект пятен. Я никак не имел возможности осознать, как вероятно воспроизвести трехмерное изображение силой воли. Оно или оказалось, или нет. Иными словами, я не знал, как возможно перейти от пятен к изображению. Я или видел, или не видел.

Я отыскал в памяти об опыте Джона Лилли. Для него нужна магнитофон и старая кассета. Вы записываете «зацикленную» запись, которая может повторяться достаточно продолжительное время. После этого вы записываете какое-то слово (я выбрал слово «размышление») и включаете запиоь. Вы слышите, как это слово повторяется опять и опять; через некое время у вас появляется необычное чувство. В течение нескольких мин. вы слышите слово, которое вы записали. Но после этого вы начинаете слышать другие слова. Я проводил опыт пять раз, и любой раз слово было вторым. Наряду с этим я слышал их так же четко, как и «размышление». Наряду с этим я имел возможность слышать или одно слово, или второе. Переключение было практически мгновенным. И новые слова были никак не созвучны «размышлению». Лилли пишет в собственной книге «Центр циклона», что он проводил данный опыт с тремя сотнями людей, любой раз выбирая новое слово, и наряду с этим участники слышали около двух тысяч других слов.

Эти опыты наводят на необычную идея. Мы привыкли вычислять, что мозг принимает сенсорные эти из окружающего пространства, но эти опыты говорят о том, что мозг формирует структуры, каковые мы принимаем за действительность. Я не утверждаю, что мы окружающий мир в отечественном воображении. Я пробую растолковать, что мы принимаем недифференцированную массу сенсорных ощущений, каковые мозг после этого организует в определенные структуры, упорядочивая то, что сначала было хаотичным.

Нам направляться задать вопрос: что же мы должны видеть, слышать и ощущать, дабы из этого комплекта впечатлений появился привычный и привычный предмет? Нейрофизиолог Оливер Сакс в собственной статье «Видеть и не видеть» приводит превосходный рассказ 59-летнего мужчины по имени Вирджил. Он ослеп в раннем детстве, а спустя десятилетия ему сделали операцию, вернувшую зрение. Чудо снова полученного зрения было для него совсем неожиданным. Вирджил имел возможность видеть движение и цвета, но не имел возможности различить формы и предметы. Он не имел возможности сконцентрировать зрение на конкретном объекте и видел лишь хаотическое мелькание перед глазами. Сакс пишет: «Время от времени оказались неясные очертания предметов, приближались и удалялись опять; время от времени его стращала его личная тень: ему казалось, что тень — это некоторый предмет, скрывающий солнце, и он пробовал обойти ее, перепрыгнуть либо перешагнуть. Он перемещался очень осторожно, поскольку видел только хаотическое мелькание, плоские поверхности и параллельные либо пересекающиеся линии; он не имел возможности принимать их в качестве предметов, расположенных в трехмерном пространстве. Ему было поразительно не легко отличить кошку от собаки; для этого ему приходилось неоднократно ощупывать кошку либо слышать опять и опять подтверждение, что он видел как раз кошку». Сакс обрисовывает, что через пять недель по окончании операции Вирджил ощущал себя более беззащитным, чем в то время, когда он был слепым.

Увидим, что Вирджилу недоставало не способности к зрительному восприятию, а способности организовывать надлежащим образом перемещения собственных глаз. Я пологаю, что нереально видеть привычным образом, другими словами распознавать пространство и объекты, без организации перемещений глаз; я кроме этого пологаю, что способности к движению и восприятию появляются в один момент. В любом случае, если нервная совокупность не может к таковой организации, мы оказываемся лицом к лицу с хаосом.

Я пробовал представить себя на месте Вирджила и отыскал в памяти мою первую поездку во Францию. Не смотря на то, что я и учил французский в школе, владел некоторым словарным запасом и умел просматривать и осознавать большое количество выражений и слов, я ничего не имел возможности осознать в разговорном языке. Я не имел возможности расслышать отдельных слов; я не осознавал, где кончается одно слово и начинается второе. Я не имел возможности уловить различий между звуками, и для меня «десеу» и «дессю» звучали одинаково, не смотря на то, что любой, для кого французский язык есть родным, слышит эти различия с легкостью. Я кроме этого не имел возможности воспроизвести отличие, в то время, когда произносил эти слова* В то время, когда я обучился слышать чуть лучше, я начал через чур напрягаться в этот самый момент же возвратился на прошлый уровень. Я понял, что во французском, в отличие от английского, не выделяются отдельные слоги. Для изучения французского языка мне требовалась другая организация восприятия, чем для изучения британского. Чем больше я слушал, тем легче мне было сказать и общаться с людьми. Я до сих пор тружусь над собственным французским, но улучшение происходит медлительно, поскольку подобные навыки легче всего даются в юные годы.

бы имеете возможность видеть из этих примеров, что структуры и никакие формы не являются изначальной данностью. Предметы, слова, объекты — все это существует в один момент с моим восприятием. А мое восприятие требует активного сотрудничества с миром, среди них и с другими людьми. Что касается языка, то мы живем в обществе людей, каковые говорят по-английски, по-французски и т. д.; наряду с этим нервная совокупность каждого отдельного человека обязана организовать язык так, дабы человек имел возможность и слушать и сказать. Эта организация происходит посредством определенных особенностей нервной совокупности, и тогда человек вступает во сотрудничество с другими носителями языка. Он слышит их и говорит с ними. Без этого активного процесса, включающего перемещение по направлению к миру и сотрудничество с миром, никакого мира попросту не существует: как нервная совокупность, так и «мир» остаются в состоянии хаоса.

Я предполагаю, что существует некая цикличность в том, как любой человек при помощи сотрудничества с окружающими неспешно формирует и интерпретирует то, что принято именовать миром либо действительностью. Окружающий мир представляется хаотическим и бессистемным , пока человек не вступает во сотрудничество с ним; по мере того как человек растет и взрослеет, созданные им структуры изменяются. Так как подобная точка зрения думается необычной и необыкновенной, я постараюсь выразить ее в противном случае. Нам весьма тяжело принять эту точку зрения, не обращая внимания на бессчётные доказательства наподобие обрисованных мною опытов. Дело в том, что отечественные конструкции представляются такими прочными, стабильными и нужными в простой судьбе, что мы прочно привязываемся к ним и убеждаем себя в том, что они и имеется подлинная действительность. Только в готовности и состоянии осознанности к самопознанию (к примеру, посредством квантовой психологии) мы можем додуматься о том, как ограничено и закрыто отечественное восприятие.

То, что действительно для восприятия, не меньше действительно кроме этого для базисных процессов организации отечественных движений и действий. Трудясь в качестве эксперта по методике Фельденкрайца, я имел возможность заниматься с мелкими детьми с отклонениями в развитии, в большинстве случаев связанными с нейрологическими проблемами. Перемещения этих детей были или хаотичными, или такими стереотипными и зажатыми, что они не могли совершить ни одного действия так, как бы им хотелось самим. К примеру, они не могли поднять голову и взглянуть по сторонам, повернуться, сесть на стул либо стать на четвереньки. Я создавал для них условия, в которых им было вероятно разрешить собственной нервной совокупности делать то, что хочет делать нервная совокупность любого ребенка: организовывать хаотические перемещения в действия, удовлетворяющие насущные потребности ребенка. Ребенок желает функционировать в мире, и ему вправду приходится делать это, дабы выжить. Я не буду обрисовывать тут целый процесс, но одно условие вправду есть серьёзным; чувство безопасности, в то время, когда ребенок уверен, что может делать разнообразные перемещения и изучить окружающее пространство без риска взять травму. В то время, когда у ребенка появляется новый уровень организации перемещений, это происходит как раз в следствии нахождения в воздухе безопасности. Я не учу ребенка верно двигаться и не исправляю его привычных перемещений. Но в какой-то момент ребенок неожиданно поднимает голову и оглядывается по сторонам, лежа на пояснице. Само собой разумеется, он в один момент организует перемещения собственных локтей и рун. Так, к примеру, четырехлетняя девочка, с которой я трудился, сначала не имела возможности кроме того держать голову прямо; она сидела на коленях матери и казалась совсем вялой и вялой, она не хотела вступать в контакт, и ничто около не интересовало ее. В то время, когда она смогла организовать перемещения так, дабы удерживать голову прямо и наблюдать около, она стала вторым человеком. Она начала наблюдать людям в глаза. Она начала сказать и радоваться, общаться с другими людьми и родителями. Она стала оживленной и сообразительной.

Ни психология, ни нейрофизиология, ни родные к ним научные дисциплины фактически ничего не могут сказать о том, как нервная совокупность формирует порядок. Нобелевский лауреат биолог Джералд Эдельман отметил в собственной книге «нервная система и Дарвинизм», что современная нейрофизиология не в состоянии растолковать, как «деятельность и устройство нервной совокупности может приводить к распознаванию шаблонов либо восприятию разных классов объектов и выделению в них неспециализированных показателей». Он говорит, что главные трудности в этом вопросе обходят молчанием либо оставляют незамеченными. Сложность содержится в том, что в науке господствует аналитический подход, при котором объект рассматривается как складывающийся из множества подробностей, каждую которые показывают изучать раздельно. Наряду с этим совсем не ставится вопрос о том, какое место среди объектов, подлежащих изучению, занимает сам наблюдатель и как нам направляться применять все отечественные пять эмоций при деятельности и изучении устройства живых совокупностей. Не обращая внимания на то что свойство отечественной нервной совокупности создавать порядок пронизывает всю нашу жизнь, мы в большинстве случаев не подмечаем ее. Она ускользает от нас как раз благодаря собственной очевидности. Однако многие ученые за последние тридцать лет совершили революцию в биологии, нейрофизиологии и науке о сложных совокупностях, из-за которой у нас появились первые смутные представления в данном вопросе. Как именно нервная совокупность формирует порядок из хаоса? Кроме того легко задавая вопрос так, мы попадаем в необычную петлю, напоминающую порочный круг. Любой ответ на вопрос мы можем взять, пользуясь отечественной свойством к интерпретации поступающей на вход информации, но интерпретация есть как раз тем методом создания порядка из хаоса, что мы пробуем осознать, и ей свойственны ограничения потому, что мы создали ее при помощи единственного дешёвого нам способа. В этих рамок, но, ответ возможно взят.

Существует четыре направления, талантливых пролить свет на данный вопрос. Практический подход в собственности Моше Фельденкрвйцу, учителю и моему наставнику. Врач Фельденкрайц создал способ развития и личностного роста, основанный на самоосознании через перемещение и на пристальном и глубоком изучении того, как люди развивают собственные базисные свойства сохранения равновесия, прямохождения и речи. Он утвержает, что эти свойства показались без какого-либо обучения. Практически обучение может кроме того принести вред. Думается, возможно сделать вывод, словно бы эти свойства показались самостоятельно в следствии деятельности человека. Самый прямой путь к нервной совокупности ведет через движение и осознание, и лучшее, что мы можем сделать, пробудить и поддержать самоорганизующиеся свойства совокупности. Неудивительно, что врач Фельденкрайц вычислял главной функцией нервной совокупности организацию хаоса. Фельденкрайц внес предложение нам практические способы самоорганизации, но не теорию о том, как она вероятна.

Три революционных направления в науке окажут помощь нам осознать, из-за чего самоорганизация не просто вероятна, а неизбежна. Первое, самоё близкое к моим собственным взорам, ведет происхождение от биологии совокупностей и кибернетики и оптимальнее создано чилийскими биологами Умберто Матураной и Франциско Варелой. Второе основано на изучении совокупностей в условиях нестабильности. Нобелевский лауреат Илья Пригожин много содействовал изучениям в данной области. Третье направление связано с изучением сложных совокупностей на грани хаоса и наблюдением за тем, что происходит в совокупности в следствии итерации. Коллектив университета Санта-Фе внес наиболее значимый вклад в изучение живых совокупностей в этом ключе.

Неспециализированным для этих трех совокупностей есть открытие, что при наличия у совокупности обратной связи через какое-то время в совокупности появляется порядок в виде некоего подобия устойчивой и прочной структуры. Процесс постоянного получения совокупностью обратной связи в теории хаоса именуется итерацией. Применительно к нервной совокупности Джеральд Эдельман применяет термин «повторно применяемого сигнала». Матурана и Варела говорят о рекурсии. Это открытие о том, что в хаосе появляется порядок, есть принципиально новым если сравнивать с понятием о линейной равновесных систем и последовательности событий. Прежде ученые изучали или совсем упорядоченные, или совсем случайные совокупности. Сложные совокупности изучались по аналогии с уже известными. Самопроизвольное происхождение новых особенностей совокупности не рассматривалось и не принималось во внимание. Исходя из этого в психологии, к примеру, много лет считалось, что нервная совокупность формируется под влиянием внешней среды. Процесс самоорганизации ставит все с ног на голову, и мы обнаруживаем, что жизнь формирует внешнюю среду. Мы можем понять, что свойства отечественного окружения являются следствием внутренних процессов отечественной нервной совокупности, формирующих понимание и восприятие. Но живые творения совершенно верно так же изменяются и организуют внешнюю среду при помощи собственного творчества, строительства, моделирования и т. д. Иными словами, восприятие не есть инструментом оценки и суждения. Оно оказывает помощь человеку создавать данный мир.

Матурана и Варела в книге «Древо познания» воображают убедительную и безграничную картину, обрисовывающую живые существа с позиций теории совокупностей. Уже на уровне клетки жизнь есть процессом созидания порядка. Живая клетка отделяет себя от другой Вселенной, создавая мембраны. В пространства, огражденного мембраной, происходят некие процессы, результатом которых делается происхождение совершенно верно такой же клетки. Это отражает саму сущность судьбы, которая представляется циклической. И не смотря на то, что клетка потребляет питание и энергию и выбрасывает отходы, никакие внешние действия не изменяют циклического принципа организации внутриклеточных процессов, пока клетка остается живой. Иными словами, клетка закрыта по отношению к внешней информации. Дарвин первым увидел это, в то время, когда высказал предположение, что новый организм не имеет возможности унаследовать купленных особенностей. Каким же образом живая клетка функционирует известным нам образом? В ответ на возмущения в среде, окружающей клетку, она меняет собственную структуру с целью поддержать внутриклеточные связи и организацию процессов. В соответствии с Матуране, это фундаментальный закон биологии: дабы оставаться живой, совокупность обязана поддерживать собственную организацию процессов.

Красота этого способа содержится в том, что он обобщает все стороны организации жизненного процесса. Так, нервная совокупность кроме этого организована в виде замкнутой петли. Это предположение думается чересчур храбрым. Как мы можем утверждать, что у нервной совокупности нет входящей и выходящей информации? Нам сейчас как мы знаем, что каждые сенсорные эти трансформируются нервной совокупностью при помощи обратной связи. Мы знаем, к примеру, что глазная сетчатка не несёт ответственность за стимуляцию как таковую, но только за различение. Изображение, зафиксированное на сетчатке, исчезает через весьма маленький срок, и вы имеете возможность найти это, в случае если станете рассматривать что-либо, не двигая глазами. Мы знаем, что цветовое восприятие не связано напрямую с длиной волны лучей, падающих на сетчатку, но только с оттенками падающего света. Глаз не есть подобие фотоаппарата, а мозг не есть подобие компьютера, где поступающая и приобретаемая информация конкретно связана с людьми, применяющими эти инструменты. В соответствии с отечественному представлению, нервная совокупность, подобно клетке, поддерживает собственную организацию и выбирает такие изменения структуры, каковые содействуют данной помощи. Это пластичная совокупность, не смотря на то, что она и содержит историю сотрудничества элементов, каковые ее образуют. Мы именуем это памятью.

До сих пор мы говорили о нервной совокупности одного человека. Но в жизни мы всегда взаимодействуем с другими. Тут мы сталкиваемся с проблемой, смущающей многих исследователей нервной процессов и системы мышления. Так как в общении мы прибегаем к образам и символам, мы с легкостью допускаем, что эти образы усваиваются совокупностью и воздействуют на работу совокупности, другими словами что в отечественном мозгу заключена модель действительности. В случае если мы отыщем в памяти примеры, приведенные в начале данной главы, то осознаем, что эта модель мозга не подходит для описания процессов, при которых происходит чередование нескольких видов восприятия. Восприятие рождено сотрудничеством с окружающей средой, но восприятие есть высокоорганизованной структурой, поддерживающей гармоничные отношения между нами и миром.

Многие из этих мыслей не через чур легко понять. Они бросают вызов всему, чему нас учили. Однако нам необходимо уловить главные мысли, в случае если мы желаем осознать более непростые вопросы, предложенные нам квантовой психологией. Мы лавируем между двумя противоречащими друг другу философскими совокупностями: солипсизмом и идеализмом, утверждающими, что отечественное сознание формирует действительность, и реализмом, утверждающим, что отечественный мозг отражает объективный материальный мир. Еще одно несоответствие появляется, в то время, когда мы предполагаем, что душа и разум подчиняются одним закономерностям, а материя да и то, что мы вычисляем телом, — вторым.

Я уже упоминал, что организация восприятия и организация движения связаны между собой: они появляются и развиваются в один момент. Изучив работу Фельденкрайца, уделяющую большое количество внимания наблюдению за тем, как личность организует собственную деятельность, мы понимаем, что в том месте именуемые мыслительные функции ни при каких обстоятельствах не отделены от моторных. Внимательное самонаблюдение продемонстрирует, например, что в то время, когда мы воображаем себе какой-то предмет с закрытыми глазами, появляется напряжение глазных мышц. То же самое относится к чувствам: каждая чувство связана с определенным состоянием двигательной совокупности. Замечая за перемещениями человека, мы можем додуматься о его эмоциях. При самонаблюдении мы можем подметить, как у нас изменяется дыхание, появляется напряжение и т. д. В этом контексте мы можем утверждать, что «тело» и щразум» не два отдельных существа, каким-то образом связанных между собой, а единое целое. Давайте назовем его сомой. Это в полной мере сочетается с идеями Матураны и Варелы о том, как организация воплощается в процессах совокупности.

Предположим, что эта совокупность по большей части самодостаточна и исходя из этого владеет свойством к самонаблюдению; в случае если мы отыщем язык, на котором будем информировать самим себе о итогах этого самонаблюдения, мы сможем определить о себе намного больше. Мы сможем изучить и отбросить привычные структуры, созданные нами для выживания, и создать новые возможности и паттерны, каковые разрешат нам стать более эластичными, пластичными и чувствительными. Квантовая психология Стефена Волински посвящена этому равно как и работа Фельденкрайца. Фельденкрайц подчеркивал необходимость осознания при помощи перемещения; квантовая психология подчеркивает важность осознания душевных процессов. И та и вторая работа являются соматическими в собственной базе.

на данный момент мы поболтаем о более сложных структурах, созданных нами в ходе сотрудничества с миром с целью упорядочить внутренний и внешний хаос и создать стабильность. В то время, когда вы изучали упражнения, обрисованные в данной книге, а также в книге «Квантовое сознание» Стефе-на Волински, вы, возможно, встретились с определенными структурами, именуемыми субличностями. Вы имели возможность подметить, что каждой субличности свойственны разные эмоциональные и двигательные привычки. К примеру, вы имеете возможность встретиться с субличностью по имени «внутренний ребенок». Сейчас вы почувствуете себя мелким и беспомощным, ваше дыхание станет поверхностным, плечи ссутулятся, а грудь сожмется. В этом состоянии вам будет весьма не легко общаться с другими, и вы легко имеете возможность ощутить себя жертвой, которую все преследуют и обижают. Это состояние в соответствии с отечественными представлениями о самоорганизации было первоначально организовано с целью создания модели поведения, разрешающей общаться с другими при опасности либо угрозы. Мы можем сказать о сотрудничествах различных структур. В семье это будет означать сотрудничество с другими участниками семьи. Быть может, прибегая к образу действия несчастного ребенка, мы желаем, дабы родители позаботились о нас и сделали нашу жизнь более эргономичной и надёжной. А возможно, нам нужна какая-то вторая реакция, дабы ощутить себя в безопасности. Состояние стало частью отечественной личной истории.

Красота квантовой психологии либо работ Фельденкрайца содержится в том, что они дают нам возможность ощутить и понять, что субличности — это всего лишь результаты творчества отечественной нерв* ной совокупности, и мы можем вольно создать каждые другие конструкции, более подходящие нам сейчас. Мы не обязаны отождествляться с субличностью и свойственным ей соматическим состоянием. Мы опасаемся хаоса. Одновременно с этим отечественная совокупность неизменно готова к постоянной изменению, разрешающей более гармонично соответствовать окружающей среде. Мы рождаемся, наделенные огромным числом нервных клеток, образующих неограниченное количество связей; это делает обстановку совсем хаотической и неуправляемой. Благодаря способности совокупности к самоорганизации через пара месяцев по окончании рождения нервная совокупность формирует нужные структуры, направляющие энергию совокупности на совершение нужных для нее действий. В этом смысле живой организм, владеющий мозгом, — самый превосходный организатор хаоса во Вселенной. Потому, что мы владеем самосознанием и надеемся целиком и полностью на сознательные упрочнения и силу воли, мы не через чур доверяем собственной нервной совокупности. Но, в случае если мы обучимся жить на грани хаоса, мы найдём, что у нас имеется все способности и необходимые средства чтобы взаимодействовать с ним. Тогда мы сможем жить насыщенной и творческой судьбой.

Глава 26

ПРИСПЕШНИКИ ХАОСА South Park: The Fractured But Whole #12


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: