Феноменологическая редукция смыслоформирования: сознание как переживание

Рвение сознания к смыслопорождению интенционально в собственном основании: сознание имеется неизменно направленностьна предмет, но не сам предмет. Следующим шагом есть анализ, т.е. феноменологическая редукция, чистого сознания (смыслопорождения).

В первом томе Логических изучений Гуссерль разбирает классическое познание сознания (явления сознания, по Гуссерлю) и выявляет чистое сознание – смыслоформирование. Во втором томе Логических изучений Гуссерль исследует само чистое сознание и выявляет феноменологический нюанс смыслоформирования, из-за которого появляется феноменологическое Я.

Идея Гуссерля, так, движется по модели, предложенной И.Кантом: понятие о предмете расщепляется на aposteriopi и apriori. Гуссерль именует это расщепление феноменологическим очищением. Аposteriopi сознания – это ноэма (предметное содержание мысли), apriori сознания – это ноэзис (смыслоформирование).

Потом расщеплению на aposteriopi и apriori подвергается сознание как смыслоформирование. Гуссерль применяет способ собственного изобретения – феноменологическую редукцию и различает феномен смыслопорождения(феноменологическое содержание) и явление смыслопорождения(нефеноменологическое содержание) .

Аposteriopi, т.е. de facto, чистое сознание есть интенциональным потоком переживания.Чистое сознание, не пропущенное через феноменологическую редукцию, т.е. не очищенное от собственной предметности, имеется конкретное переживание, которое порождает суть.

Лозунг Назад, к предметам потребовал пропускать через горнило феноменологической редукции все найденные феномены, потому, что феномен (aposteriopi) позван к судьбе какими-то обстоятельствами, какими-то apriori. Гуссерль истолковывает обстоятельства формирования смыслов наличием переживающего Я. Исходя из этого, заключает Гуссерль, имеется нефеноменологическое переживание, и это – интенциональный поток переживаний, что конституирует сознание. В случае если переживание пропустить через феноменологическую редукцию, мы возьмём феноменологическое переживание– переживание Я собственных переживаний к миру. Иначе говоря Я, переживая мир, переживает по поводу собственных переживаний. Я, формируя смыслы относительно мира не останавливается на этом этапе. Я формирует смыслы самой смыслопорождающей деятельности сознания. Появляется иерархия переживаний. Возможно добавить, что феноменологическое переживание Гуссерля есть рефлективным.

Феноменологическое переживание, по Гуссерлю, имеется переживание субъектом собственных переживаний. Над сознанием как потоком переживаний вторым ярусом надстраивается переживание этого потока с обнаружение субъекта переживаний. Второй ярус переживаний – это сам акт переживанияв отличии от сознания как содержания переживаний.

Подведем некий результат. Гуссерль считает необходимым выделить из явления сознания феномен сознания, т.е. сознание подвергается феноменологической редукции и появляется чистое сознание, которое интерпретируется как смыслообразование. Так осознаваемое сознание и конституирует предмет науки.

Нефеноменологическое определение сознания:ноэма – содержание мысли, т.е. ее предметность,совокупность показателей о предмете

Феноменологическое определение сознания:ноэзис – акт мышления, интенция, смыслообразование

Смыслообразование это содержание феноменологического сознания, но само смыслообразование не интенционально, следовательно, не-феноменологично (до-феноменологично). Дабы смыслообразование из потока смыслов стало интенциональным, нужно феноменологическое очищение смыслов от предметного содержания. Появляется чистое переживание. Чистое переживание вероятно кроме того тогда, в то время, когда предмет не существует, а идея есть фальшивой, к примеру, переживание небытия, переживание придуманной обстановке. Человек моделирует обстановку, предполагает вероятные варианты ее осуществления и переживает как действительность. В фильме Блондинка за углом Т.Догилева, игравшаяся основную героиню, смоделировала будущее собственного сына, которого еще не существовало. Выходя замуж и предполагая когда-нибудь рождение ребенка, она вообразила и пролила море слез, как он (сын) героически погибнет, грудью закрывая своих друзей на протяжении несения военной работы на границе.

На обрисованных Гуссерлем механизмах основывается не только образование и воспитание, но все формы социального и личного бытия.

Нефеноменологическое определение переживания:смысловая данность переживания – содержание переживания т.е. пережитое содержание

Феноменологическое определение переживания:переживание как интенциональный акт переживание делается у Гуссерля вторым понятием сознания.

Учение о достоверности

Для Гуссерля очень характерно постоянное развитие собственных идей, а потому довольно часто появляются ветхие идеи в новой редакции. В Пятом изучении о теории и феноменологии познания второго тома Логических изучений Гуссерль пишет: без сомнений, что второе понятие сознания имеется более первичное, и притом само по себе более раннее. При научной систематизации от этого более узкого понятия возможно перейти к первому, более широкому понятию. Под первым понятием сознания Гуссерль подразумевает смыслоформирование как интенциональное схватывание предмета.

Первое определение сознания – смыслоформирование, интерпретируется как пережитое содержание, второе – фактически переживание, как переживающее сознание; первое морфологически восходит к страдательному залогу и формирует пассивную конструкцию, второе – к настоящему залогу с формированием активной конструкции. Второе,– переживающее сознание, т.е. сознание, находящееся в состоянии (ходе) переживания есть ядром Я.

Ядро Я – понятийно не схватываемо и невыразимо, но разумеется точно.Исходя из этого, возражает Гуссерль Декарту, разумеется точно не то, что я имеется мыслящее (cogito, ergo sum), но то, что Я переживаю собственное смыслообразование, собственные мысли, наконец.

Для более глубокого понимания Гуссерля и в дополнение к нему возможно совершить экскурс в этимологию слова переживание.

Исходный суть слова переживание имеется приведенное в перемещение, т.е. движимое: восходящее к XII веку,– волнение и смятение от своры псов. Нужно отметить очень: переживание этимологически свидетельствует не воздействие, не приведение в перемещение, а приведенное в перемещение.

В случае если обратиться к анализу естественного языка, то определение сознания как переживания свидетельствует, что сознание есть результатом и следствием какого-либо действия. Слово переживание образовано от переходного глагола несовершенного вида . В чем состоит специфика глагольной переходности? В том, что переходные глаголы, в силу собственной словообразовательной структуры, очень сильно руководят падежами и в предложении коррелируют с субъектом действия.Этот субъект, схваченный интуитивной мудростью Гуссерля и не давал ему спокойствия. Данный субъект имплицитно существует в переживании, он, невидимый, заложен в самом термине переживание словообразовательной структурой естественного языка. Этот субъект был обнаружен Гуссерлем посредством феноменологической редукции понятия смыслоформирование.

Человек принимает то либо иное положение в качестве подлинного вследствие того что он не просто предполагает, но с очевидностью удостоверен, что воспринятое дано как раз так .Он уверен вследствие того что переживаниедает человеку данные как адекватное восприятие предмета.Адекватно воспринятое ,–независимо от того, выражено ли оно в недостигающих ясности высказываниях либо остается невыраженным,– образовывает гносеологически первую и полностью точную область (данные) того, что сейчас получается в следствии феноменологической редукции сознания. Появляется известный гуссерлев анализ времени, в котором протекает поток сознания и к которому потом будут обращаться многие философы. (Возможно совершить параллель с осознанием нуля).

Как человек поймёт время? И что он поймёт, в то время, когда поймёт время? Речь заходит не о времени существования вещей, но о времени, в котором вероятно феноменологически чистое сознание. Любая фаза восприятия времени владеет формой, охватывающей все содержание времени, заключенного в данной фазе. От фазы к фазе содержание времени изменяется, но форма восприятия времени остается тождественной. Это и говорит о том, что сознание имеется не что иное, как поток переживаний.

Сознание как поток переживанийне лишь дает адекватное, разумеется точное восприятие предмета, но есть конституентом эмпирического Я,ссылаясь на П.Наторпа резюмирует Гуссерль.

Поток переживанийи имеется та первичная, исходная, не подлежащая сомнению очевидная достоверность, которую Декарт искал в cogito.

Гуссерль не уточняет: то ли адекватное восприятие делает переживание ядром, очевидной достоверностью; то ли непосредственность самого переживания придает первому акту темперамент адекватности. В случае если принять первую точку зрения (что характерно для позднего Гуссерля), то его возможно назвать эпистемологом-трансценденталистом. В случае если принять вторую точку зрения (что характерно для раннего Гуссерля), то его возможно назвать онтологом. Вернее всего, данный вопрос так и не был решен Гуссерлем конкретно, а его колебания на данный счет приводят к формированию двух равняется процветающих феноменологических школ. Но об этом чуть позднее.

Учение о жизненном мире

Раньше было отмечено, что слово переживание образовано от переходного глагола несовершенного вида. Посмотрим, что дает анализ вида глагола. глагольная форма и Глагол несовершенного вида, каким есть причастие (приведенное в перемещение), не содержат указания на границы распространяемого действия, такие, как качественный, временной и количественный его интенсивность и пределы действия. Несовершенный вид, в большинстве случаев, показывает на прерывистости действия и дополнительное значение многократности.

А сейчас опять возвратимся к Гуссерлю.

Первое определение сознания как смыслоформированиясигнализирует перемещение от субъекта к предмету, от символа предмета к его значению, к наделению предмета смыслом. Но такое перемещение очевидно бессмысленно, если не было изначального перемещения от предмета к субъекту. Как вероятно образование смысла предмета, в случае если нет предмета? Иначе говоря в случае если нет предмета, то делается неосуществимым сам процесс смыслообразования. Это, во-первых.

Может перемещение от предмета к субъекту, от мира к сознанию покажется во втором определении сознания? Но второе определение сознания как переживаниясигнализирует перемещение в Я,-от Я-феномена к Я-явлению, от Я-ядра к Я-эмпирическому. Это, во-вторых.

Не просто так, что со временем Гуссерль вводит третье определение сознания, сознания как жизненного мира.

Появление сознания как жизненного мира – это вторая интуитивная мудрость, схваченная Гуссерлем из словообразовательной структуры естественного языка: сознание делается принципиально открытым, нетематическим, допредметным, герменевтичным. Сознание сейчас предстает как жизнепереживание,а в феноменологию вводится понятие жизненный мир. Очередной раз Гуссерль осуждает философский натурализм и науку за попытку познать и осознать мир сам по себе, только как объективный, свободный от сознания.

В науке и натурализме объективный мирпротивоположен субъекту. Наука гипертрофировала объективные характеристики мира, перевоплотила мир в объект, тем самым забыла собственные истоки. Гуссерль уверен в том, что настало время вернуть объективный мир в исходное положение, перевернуть мир с головы на ноги, сделать из объективного миражизненный мир, что не противоположен сознанию, а, напротив, образовывает вместе с сознанием единый горизонт как интерсубъективное сознания существования и условие мира.Жизненный мир как сознание-в-мире, как бытие-в-мире,– но это покажется по окончании Гуссерля, к примеру, у М.какое количество.

Горизонт есть фоном, на котором сознание видится с предметным миром.Горизонт не имеет определенностей, горизонт до-предметен.Но горизонт Гуссерля принципиально отличается от априорных форм И.Канта.

У Канта априорные формы рассудка и чувств не имели содержания, все содержание субъект приобретал из опыта, в ходе деятельности; априорные формы только упорядочивали опыт; из этого ясно воспевание деятельности, преклонение перед нею всеми представителями германской хорошей философии.

У Гуссерля собственного рода априорной, до-предметной формой есть горизонт. Мир, по Гуссерлю, не есть предметным образованием. Потому, что сознание интенционально в принципе, постольку сознание ужепредметно, а жажды, представления, мышление в целом,– ужесодержательны. Как раз исходя из этого сознанию нет необходимости в привлечении дополнительного эмпирического материала, без которого не имело возможности состояться мышление Канта. Возможно добавить: привлечение эмпирического материала нужно для установления адекватности содержания сознания, для проверки правильности,– то, что было названо критерием истины.

Сознание интенционально и как горизонт уженаполнено, имеет предварительное знание о предмете, потому, что изначально направлено на предмет,– в этом – сущность предметности сознания. Этот пункт станет узловым для философской герменевтики. Горизонт как нетематический (до-предметный) замысел сознания будет находится в основании пред-понимания М.Хайдеггера и, потом, в положении о герменевтичности Бытия.

Предложив два понятия – жизненный мири горизонт,Гуссерль не внес ясности в их различение, но центральный показатель для горизонта – временной.

Горизонт свидетельствует точку, из которой временит будущее, следовательно, горизонт – это уже не точка, а основание будущего. горизонт формы и Жизненный – мир актуальностей, в которых сконцентрированы формы будущности. Весьма упрощенно возможно различить горизонт и жизненный мир как актуально-пространственный и актуально-временной нюансы жизнепереживания, как интерсубъективные (пространственные и временные, соответственно), условия встречи сознания с предметом.

Феноменологическая редукция|Современная философия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: