Феноменологическая трактовка социальной реальности а. шюца. п. бергер, т. лукман : феноменологическая социология знания

Полагая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с явлениями природы, Щюц создал концепцию интерсубъективного мира. Сущность этих представлений в том, что позиции, взоры на соц. реалии одного индивида и другого несовместимы, потому что любой человек оказывается в собственном особенном мире повседневной судьбе. Шюц думал, что адекватная коммуникация появляется благодаря появлению неспециализированного для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного соц. мира, что, в конечном итоге, обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной очень узкой соц. группе, которую социолог именует домашней группой.

А. Шюц осуждал позитивизм за неверное познание природы социальных явлений, которую его представители приравнивали к природе естественных, т.е. природных, явлений. Основное отличие, по Шюцу, пребывало в том, что природные явления не имеют внутреннего смысла, в то время как социальные явления его имеют. А суть данный придает социальным явлениям трактующая деятельность человека. Из этого — центральные понятия его феноменологической социологии: жизненный мир, повседневный мир (повседневность), социальный мир. Все названные понятия тождественны. В целом это мир, наполненный смыслом, что придают ему люди в повседневной судьбе. Задача социологии — изучать не действительность мира, а значения и те смыслы, каковые люди придают его объектам. По существу, мы видим тут определенную разновидность осознающей социологии.

Близость Шюца идеям Вебера состоит и в том, что он применяет понятие конструктов (у Вебера это совершенные типы). В концепции рассматриваются конструкты первого порядка (повседневные типы) и конструкты второго порядка (объективные научные понятия). Так, Шюц пробовал установить связь между абстрактными жизненным миром и научными понятиями, миром повседневной деятельности и знания.

Люди, вычислял Шюц, живут в целом последовательности миров (мир опыта, мир науки, мир религиозной веры, мир душевной заболевании, мир художественной фантазии и т.д.). Любой из них имеется совокупность данных опыта, которая характеризуется определенным когнитивным стилем. Когнитивный стиль — это сложное образование, показывающее своеобразную форму вовлеченности личности в активную деятельность.

А. Щюц думал, что, применяя способ феноменологической редукции, мы приходим к’ «потоку опыта», что есть главным методом проявления «феномена» — объекта отечественного осознания — через чувственное восприятие. Отечественное восприятие объекта, основанное на пяти эмоциях, может лишь сообщить нам, что он имеется, -выяснить его цвет, звук, форму и т. д. Но данный объект ничто для нас, он только существует рядом с нами.

«Обозначивая» объект, именуя его, придавая ему значение, мы входим с ним в определенное отношение, потому, что он начинает быть выражением каких-то отечественных линия и показателей, делается значимым объектом, вписываясь в мир, создаваемый отечественным сознанием. Данный переход от чувственного опыта (незначимых объектов) к определению и логическому упорядочению (значимым объектам), что производится сначала в сознании отдельного индивида, а после этого — во сотрудничестве между индивидами, и есть стержнем феноменологической социологии.

В соответствии с А. Щюцу, метод, которым мы создаем значения вне «главного потока» чувственного опыта, пребывает в процессе типологизации — создания однородных классов опыта. Методом типологизации мы создаем то, что А. Щюц именует «значимым контекстом» — совокупность параметров, при помощи которых мы организуем чувственный опыт в значимый мир. Применяя эти критерии, я «перерабатываю» принимаемые объекты. «Значимый контекст» опять организуется через процесс типологизации в «запас знаний» — это не знания о мире, а новый мир, созданный в моем сознании, имеющий некое отношение к «внешнему», но кардинально отличающийся от него.

Процесс «создания мира» постоянен и постоянен. Мы любой раз организуем его на основании «тут и по сей день», на основании отдельной обстановке и места — «проекта», по терминологии А.Щюца.

До сих пор мы говорили об личном «создании мира», отмечая, что он образовывает базу мира социального. Переход от личности к обществу А. Щюц обрисовывает следующим образом. На определенной стадии развития личный «запас знаний» должен быть «разделен» с другими людьми. Совмещение разных миров осуществляется на базе «само собой разумеющихся понятий», создавая то, что А. Щюц за Э. Гуссерлем именует «живым миром». Мы создаем и изменяем его в отечественном социальном сотрудничестве и передаем его много поколений через процесс социализации.

Согласно его точке зрения, основная цель пребывает в получении организованного знания о соц действительности. Социальная действительность — общая сумма объектов и явлений социокультурного мира, каким он предстает в сознании людей, живущих среди др людей и связанных с ними многообразными отношениями сотрудничества. Др словами, соц мир — не что иное, как повседневный мир, передаваемый трактуемый действующий в нем индивидов, как структурированных значений, выступающий в форме обычных представлений об объектах этого мира.

Типические представления покупают форму обыденных интерпретаций, конструирующих наличное знаний, которое вместе с опытом действующего индивида явл принимаемым на веру совокупности средств ориентации в нашем мире.

В данном контексте основной методологический задачей социологии видится уяснение неспециализированных правил организации в повседневной судьбе. Неспециализированная социология призвана реактивировать процессы сознания, организовавшие устоявшие слои и значения, растолковать инденциональную природу, возможности релевантности и горизонт заинтересованностей.

Социолог стремящийся к объективному рассмотрению соц действительности, принимает научную установку, по Шутцу принять установку наблюдателя, значит не считать себя и собственные интересы центром этого мира, а отыскать др точку отчета, для ориентации по отношению к явлению.

Для Шутца правило образование социологических методов и понятий конструированние соц объяснений предполагают наличие прямой приемственности между типическими схемами и социологическими категориями, которыми пользуются сами индивиды, для обозначения явления собственного соц опыта. Соц описание Мб переведено на язык значений характерных самой исслед действительности на базе которой он исслед. Действия участников должны объясниться в терминах соц значений( критерии субъективной интерпритации), причем это должны быть такие значения, каковые употребляются участниками для категоризации данной деятельности и смогут осозноваться ими как таковые.

Отечественное знание о мире — комплект типических конструкций, кот направляют и обуславливают отечественное познание соц обстановок и др индивидов, потому, что разрешают делать заключение довольно малоизвестных нам мотивов др.

Термин интерсубъективный употребляется Щюцем в обоюдной связи людей, как существ жизненного мира. Тезис о взаимности возможностей образовывает главную форму интерсубъективности. Он предпологает наличие двух идеализаций .

1. Правило взаимозаменяющих точек зрения…. я и др чел будем одинаково принимать отечественный неспециализированный мир, в случае если мы поменяемся местами так, дабы мое Тут превратилось в его, а его Тут, которое для меня на данный момент В том месте в моем. Мы пологаем что при аналогичной изменении мест Выясняются аналогичным

2. Правило совпадения совокупностей релевантности предполагает я и др чел принимаем на веру тот факт, что без оглядки на уникальность отечественных биограф обстановок различия применяемых нами совокупностей, параметров значимости не значительно с т з наличных целей…. Я и он, т е мы, интерпретируем актуально либо потонцеальном общее нам объекты, события и факты, эмпирически тождественны, т е фактически достаточно однообразны образы.

ХАКЕР ВЗЛОМАЛ КОМП и КАМЕРУ ШКОЛЬНИКА ЗА КРАЖУ НОЖА! СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ В CS:GO


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: