Феноменология и виды ценностных представлений

Во всемирной социологической и социально-психотерапевтической литературе ценностным представлениям посвящено много работ, но какие-либо неспециализированные традиции их понимания и общепринятые определения так и не были выработаны. Значительно чаще ценностные представления сознания обозначаются обширно распространившимся и, на отечественный взор, успешным термином ценностные ориентации, но он не всегда употребляется конкретно. ценностные ориентации и Ценностные представления в большинстве случаев рассматриваются как личные формы репрезентации надындивидуальных сокровищ, причем понятия ценности и ценностные ориентации относятся с равным успехом и к сознаваемым (декларируемым), и к реально значимым сокровищам. Так, Ч.Моррис различал сокровище своевременные (действенные) и сознаваемые, не пользуясь понятием ценностные ориентации, К.Клакхон же определяет сокровище как нюанс мотивации, а ценностные ориентации — как определенные концепции. М.Рокич именует убеждения, диагностируемые посредством его известного способа прямого ранжирования, сокровищами, а в отечественной литературе те же эти интерпретируются в понятиях ценностных ориентаций. Предметом отечественного изучения выступают ценностные представления, независимо от того, как они обозначаются в конкретных работах: понятиями сокровище, ценностная ориентация либо как-нибудь в противном случае.

Определим ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных сокровищах, о полезном для него — то, что выявляется посредством любых вербальных способов, как социологических, так и психотерапевтических. Ценностные представления, но, не смогут быть всецело сведены к ценностным ориентациям, кроме того с учетом всех вероятных несовпадений между ними и подлинными сокровищами личности. Уже поверхностный феноменологический анализ разрешает заметить, что в сознании любого человека наровне с ценностными ориентациями (ЦО) присутствуют и другие самые разные ценностные представления. Назовем самые существенные из них, не претендуя наряду с этим не полноту классификации.

В первую очередь, исходя из очевидного факта несовпадения социальной ценностей группы и систем индивида, к которой он в собственности (кроме того в случае если речь заходит о референтной группе, и эти две системы ценностей отличаются в целом хорошей согласованностью), и из свойства индивида репрезентировать нормативные (социально желательные) сокровища группы либо общества, выделим такую категорию ценностных представлений, как ценностные стереотипы (ЦС). ЦС отражают, по сути, ожидания, предъявляемые человеку теми либо иными социальными группами либо обществом в целом и осознаваемые им. направляться учитывать, что в сознании одного человека может отражаться в один момент пара совокупностей ЦС различных социальных групп. Вместе с тем очевиден громадный личный разброс в степени дифференцированности восприятия совокупностей сокровищ различных социальных групп: от единого недифференцированного они работника физического труда со слабо развитой рефлексией до подробной карты ценностного ландшафта всего общества в сознании опытного социолога либо политолога.

В качестве еще одной категории ценностных представлений мы выделяем ценностные совершенства (ЦИ). Сочетание ценностные совершенства на первый взгляд напоминает тавтологию, потому, что при построении определения сокровища как такой мы опирались на понятие идеал. Суть понятия ЦИ пребывает в том, что человек есть не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, что способен оценивать личные сокровища и проектировать (экстраполировать) в воображении собственное перемещение к сокровищам, отличающимся от сегодняшних. ЦИ, иерархия которых характеризует сокровище для человека самих личностных сокровищ в отвлечении от образа собственного Я, выступают как совершенные конечные ориентиры развития сокровищ субъекта (в его представлении). Наровне с ЦИ возможно кроме этого сказать о ценностной возможности, которая отражает представления человека о собственных сокровищах в конкретном будущем (через 5, 10, 20 лет) и есть необычной промежуточной точкой между ЦО и ЦИ. Существует и ценностная ретроспектива — представления субъекта о собственных сокровищах какое-то время тому назад. Выделение разновидностей ценностных представлений основано не только на феноменологическом анализе, но и на эмпирических изучениях автора, часть из которых приводится в данной статье. Эти разновидности вероятно эмпирически дифференцировать посредством разных руководств к заполнению одних и тех же вербальных методик, в частности методики прямого ранжирования сокровищ М.Рокича. В категорию ценностных представлений входят кроме этого представления о совокупностях сокровищ конкретных людей, будь то политические фавориты либо легко привычные. Как показывает практика, задача воспроизведения системы ценностей другого человека не вызывает громадных затруднений, не смотря на то, что степень адекватности этого воспроизведения может значительно различаться. Так или иначе, многообразие факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных представлений, и их разновидностей делает очень занимательным эмпирическое изучение.

Зависимость: концепции, феноменология, терапия — Пестов Максим


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: