Философия а. шопенгауэра и ф.ницше

Философия Артура Шопенгауэра(1786-1861) является иррационализмом , что стал антитезой хорошему рационализму германской философии.

С позиций А.Шопенгауэра, в базе мира находится Мировая Воля либо Воля к судьбе — непознанное, иррациональное, метафизическое начало. Воля не есть сознание человека, со смертью человека сознание исчезает, но Воля — нет. Воля как «вещь в себе» (на Шопенгауэра огромное влияние оказала философия И.Канта) образовывает внутреннюю, подлинную и нерушимую сущность человека. Воля — родоначальник судьбы. Слепая воля сооружает и творит жизнь, обременённую кошмарами, страданиями, страхом, тоской и нуждой. Воля объективируется и потому создаёт жизнь, люди являются несчастными заложниками чёрной воли.

Воля к судьбе бессознательна, непостижима, черна. Она неутомима, она ни при каких обстоятельствах постоянно хочет . Воля постоянно действует совсем, каждое существо хочет неустанно, очень сильно и решительно. Интеллект же человека не сильный и несовершенен. Это проявляется в нерассудительности, ограниченности, глупости и вздорности большинства людей. Воля неизменна, не подвержена законам времени, гибели и законам становления. Это показывает, что Воля не принадлежит к миру явлений — она имеет метафизическую природу.

Воля — единственное и подлинное выражение сущности мира. Всё рвётся и тяготеет к существованию, к судьбе и после этого вероятному её усилению. Воля к судьбе в миллионах форм везде и ежеминутно рвётся к существованию. Достаточно отыскать в памяти леденящий кошмар при вынесении смертного решения суда и душераздирающее сострадание, охватывающее нас наряду с этим зрелище.

Жизнь человека наполнена лишениями, постоянными упрочнениями, постоянной суетой, нескончаемой борьбой, величайшим напряжением всех физических сил и духовных. Но какова же последняя цель всего этого?

В лучшем случае, жизнь в условиях не через чур тяжёлой потребности и относительно без страданий, каковые сразу же вытесняются скукой, после этого продолжение собственного рода в той же деятельности. Воля же — это слепое рвение, совсем беспричинное и немотивированное влечение. Лишь из безусловности Воли возможно растолковать то, что человек больше всего обожает существование, полное муки, страха и страдания, и больше всего опасается финиша, единственно для него точного. Исходя из этого так довольно часто человек, скрюченный старостью, болезнями и нуждой молится о продлении собственного существования, прекращение которого должно было бы казаться желанным.

Этическая концепция Шопенгауэра строится на онтологическом фундаменте. В базе этики философа лежит принцип отрицания Воли к судьбе. Мировая Воля – это источник зла, исходя из этого её самоликвидация в полной мере оправдана. Это может случиться через определённую деятельность людей. Мораль Шопенгауэра складывается из следующих положений: покорное принятие страданий и мучений, аскетизм в отношении себя, альтруизм в отношении вторых и, следовательно, полное упразднение эгоизма.

Всякое желание появляется из потребности, из недочёта, следовательно, из страдания. Обстоятельством страдания являются отечественные жажды. Человек постоянно желает, но полного удовлетворения не имеет возможности дать никакой объект. До тех пор пока мы объекты хотения, мы не получим ни счастья, ни спокойствия, а без самообладания никакое подлинное счастье нереально. Не требуется видеть цель судьбе в счастье. Утверждая, что жизнь – это счастье, любой считает, что он имеет право на наслаждение и счастье, и вычисляет себя несправедливо обиженным, в случае если счастье не выпадает на его долю. Вернее видеть цель судьбе в труде, лишениях, скорби и нужде, как это делает подлинное христианство и буддизм.

Людская судьба – это борьба между силами эгоизма и состраданием и злобы. Наряду с этим эгоизм преобладает, поскольку для каждого собственное удовольствие ответственнее всего остального. Эгоисты составляют преобладающее большая часть человечества. Шопенгауэр выделяет три типа характера: эгоистический, злобный и сострадательный. В случае если эгоизм желает собственного блага, то злоба желает чужого горя. Самым чистым эмоцией выступает сострадание, которое желает чужого блага. Сострадать, по Шопенгауэру, это, значит, мочь подняться на позицию другого человека, учитывать лишь его страдания, его потребность, его ужас, его боли. Лишь тогда будешь чувствовать по отношению к нему то сострадание, которое и имеется любовь, к коей взывает Евангелие.

Философия жизнисформировалась во второй половине ХIХ века в Германии и во Франции. Родоначальником философии судьбы есть Фридрих Ницше(1844-1900). К данному направлению относятся Дильтей, Бергсон, Шпенглер, Зиммель и другие.

Начальный толчок формированию философии судьбы дали идеи А.Шопенгауэра, изложенные им в известной работе Мир как представление и воля. Философия судьбы — оппозиция хорошему рационализму, панлогизму и культурно-историческому оптимизму. Философия судьбы обращается к судьбе как первореальности, целостному процессу, без разделения судьбы человека на объект и субъект.

Отправной точкой мышления для философов этого направления были ни Всевышний, ни дух, ни идеи, ни материальный мир, а действующий человек.

Была предпринята попытка растолковать мир из человека, из изюминок его ценностных ориентаций и существования. Это выяснило круг неприятностей, важнейших для философии судьбы: вопросы антропологии, культурологии, творчества и философское осмысление жизни. Ведущими категориями являются жизнь и воля, каковые заменяют категорию бытия.

Категория судьбы достаточно неопредёленна и имеет разные варианты понимания: воля к власти (Ницше), жизненный порыв (Бергсон), поток переживаний (Зиммель).

Жизнь как вечно становящееся, нельзя постичь посредством разума. Разум оторван от судьбы. Философия судьбы имеет антисциентистскую направленность.Рациональное познание имеет собственной целью чисто практические интересы, утилитарные цели, которые связаны с выживанием человека. Средства культуры (язык и логика) искажают реальность.

В ходе познания происходит полная подмена судьбы сущим, другими словами устойчивым и повторяющимся. Данной усердной работой занимается наука. Наука пытается перевоплотить мир в целую упорядоченность. На ранних этапах развития она игралась первостепенную роль. Научному познанию противопоставляется интуитивные, внеинтеллектуальные, образно-символические методы постижения.

Схватить сущность жизнь возможно не посредством логических рассуждений, понятий, рассудка, а благодаря интуиции, иррациональным прозрениям. Познать — это, значит, не растолковать, а осознать, ощутить, погрузившись в её изменение и становление. В жизни нет логики, целесообразности, единства. Жизнь — это хаос, лишённый смысла и не имеющий цели.

самые адекватными средствами постижения судьбы есть мастерство, поэзия, музыка. Сама философия сближается с мифологией. Главные философские идеи обретают форму мифа (учение о сверхчеловеке, миф о вечном возвращении). Философское учение Ницше выражено в виде афоризмов, метафор.

В творчестве Ф.Ницшеможно выделить три этапа:

1.До конца 70-х годов он занимается хорошей филологией, древней философией, философией Шопенгауэра и находится под влиянием Рихарда Вагнера. Результатом первого периода явилось написание работы Рождение катастрофы из духа музыки.

2.К концу 70-х годов, в работе Человеческое, через чур человеческое Ницше осуждает западноевропейскую культуру. его тень и Странник, Утренняя заря, Радостная наука — другие работы этого периода. Появляется центральное понятие его философии Воля к власти. Ницше отходит от идей Шопенгауэра и разрывает с Вагнером.

3.С 1881 года. Появляются работы Так сказал Заратустра, По ту сторону добра и зла, Генеалогия морали. В его учении соединяются три идеи: о воле к власти, вечном возвращении и сверхчеловеке. Ницше начинает подготовку фундаментального труда, что будет обобщающим. Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века у него сложился замысел таковой книги. При жизни Ницше была написана лишь первая часть её называющиеся Антихристианин. Сестра Ницше по окончании его смерти взяла права на издание произведение Ницше и издала наброски книги Ницше называющиеся Воля к власти. Продолжительное время эта книга считалась его произведением. В действительности это была тенденциозная подборка записей Ницше, на базе которой он был причислен к предтечам фашизма.

Учение Ницше сложно и противоречиво и приводит к неоднозначным оценкам. Один из его современников сообщил о нём, что в руках неосторожных, недозрелых людей оно может функционировать как нравственный динамит, другими словами, разрушительно — Всевышний погиб, всё разрешено. Иначе, оно может вывести из догматической дремоты и вынудить пересмотреть отечественные интеллектуальные и моральные сокровища.

Базой философских взоров Ницше являются: имморализм, антихристианская тенденция, интуитивизм, антидемократизм, индивидуализм, волюнтаризм.

Ницше выделяет два типа культуры. Первый тип — аполлонийская культура.Аполлон в греческой мифологии — всевышний солнечного света. Считался всевышним гармонии, искусств и духовной деятельности. Аполлинийское начало культуры — гармоническое, разумное, ему свойственно чувство меры. Она схематизирует мир и упрощает его. В конечном счёте, она ведёт к стереотипам, утере самосознания, к манипулированию человеком, к культу посредственности, к авторитетам. Плоды данной культуры — спекулятивная философия, христианство с аскетической моралью.

Второй тип- дионисийская культура. Дионис (кроме этого Вакх) — виноделия и бог виноградарства Дионисийское начало культуры — страстное, самозабвенное, безумное. Это культура индивидуальности, основана на волевом начале, на личностных качествах. Она предполагает бытие сверхличности.

Культура строится на отдельных личностях, подчиняющих себе массу, поскольку люди существуют для повиновения и нуждаются в могучих натурах. Культура — это итог деятельности элитного человека, наделённого волей к судьбе и свободного от норм морали.

Сверхчеловек- полностью свободная личность, сознательно берущая на себя ответственность за собственные поступки и прокладывающая путь в культуре. Сверхличность не потребляет, а создаёт культуру; творит, а не разрушает. Сверхчеловек изолируется от толпы. Сфера его бытия — элитарная культура, существующая для немногих. Он обожает жизнь, защищает её, опровергая безволие массы. Элитарная культура — это господство норм волевых изъявлений сверхличностей. Эта культура изыскана, необыкновенна и обособлена.

Массовая культура — коллективная воля массы не сильный, где обосновывается право на сострадание и приспособление. Она низводит человека на ступень серой посредственности без лица. Это культура рабов. Человек неравен вторым изначально, исходя из этого культура не должна уравнивать людей. Она подчёркивает естественное неравенство — зависимость одних и свободную силу вторых.

На место классической категории бытия Ницше ставит понятие жизни, как становление и вечное движение, постоянное течение. У жизни нет цели, единства. Становление судьбы — это борьба воль, каковые претендуют на господство. Жизнь — это проявление воли к власти, которая определяет эволюцию мира. Воля к власти — непознаваема и необъяснима. Все процессы как физической, так и духовной судьбы Ницше воображает как разные модификации, действия воли к власти, могуществу.

В случае если отсутствует воля к власти, человек деградирует. Человечество не начинается в направлении лучшего, высшего, сильного. Воля к власти отсутствует во всех высших сокровищах человечества. Прогресс — это современная фальшивая мысль. Европеец отечественных дней по собственной ценности ниже европейца Ренессанса.

Нигилизмдля Ницше — потеря всех сокровищ. Нигилизм ведёт к декадансу, вырождению человечества. Декаданс – упадок, вырождение умственное и физическое высших людей европейской цивилизации. Декаданс — это победа не сильный над сильными, успех рабской морали, умерщвление воли. Христианство, с позиций Ницше, неспешно разлагается (Всевышний погиб). Ницше противопоставляет деятельный нигилизм- отрицание всех прошлых сокровищ и утверждение новых жизненных сокровищ — воля к власти, сверхчеловек, вечное возвращение.

Сверхчеловек — воспевание отдельной личности, её неповторимой индивидуальности вопреки неспециализированному.Для Ницше серьёзнее богатая и высокая судьба, чем бедная и узкая. Блаженны богатые духом. Посильнее всего несправедливость проявляется в том, что небольшая, бедная, элементарная судьба не имеет возможности удержаться от того, дабы для собственного сохранения не подкапываться под более высокое, великое, богатое. Люди питают зависть к тому, что выше их.

Мораль носит общий темперамент. Она создана чтобы был порядок. Ницше осуждает Канта за окончательный императив. Любой должен иметь собственный императив. Запрещено путать собственный долг с долгом по большому счету. Ничто так не разрушает как безличный долг, как работа мысли, эмоции без внутренней необходимости, без глубокого личного выбора, без наслаждения, как автоматическое выполнение долга. Неординарные личности выходят за рамки морали. Ницше выдвигает формулу по ту сторону добра и зла.Мораль Ницше — мораль неординарных людей — жизнь на вершинах гор.

ФИЛОСОФИЯ — Ницше


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: