Философия дильтея и ницше.

Философия судьбы — направление, разглядывающее все существующее как форму проявления судьбы, некой изначальной действительности, которая не тождественна ни духу, ни материи и возможно постигнута только интуитивно

Основное понятие философии судьбы — «жизнь» — неизвестно и многозначно; в зависимости от его истолкования возможно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически — как живой организм, и психологически — как поток переживаний, и культурно-исторически — как «живой дух», и метафизически — как исходное начало всего мироздания. Не смотря на то, что у каждого представителя этого направления понятие судьбы употребляется практически во всех этих значениях, но преобладающим оказывается, в большинстве случаев, какая-то одна трактовка судьбы.

Биологически-натуралистическое познание судьбы самый четко выступает у Ф. Ницше. Она предстает тут как бытие живого организма в отличие от механизма, как «естественное» в противоположность «неестественному», самобытное в противоположность сконструированному, изначальное в отличие от производного. Это течение характеризуется иррационализмом, резкой оппозиционностью к разуму и духу: рациональное начало рассматривается тут как особенного рода заболевание, характерная роду людской; многих представителей этого течения отличает склонность к культу и примитиву силы. Мыслителям не чуждо позитивистско-натуралистическое рвение свести любую идею к «заинтересованностям», «инстинктам» индивида либо публичной группы. Добро и зло, ложь и истина объявляются «прекрасными иллюзиями»; в прагматическом духе добром и истиной выясняется то, что усиливает жизнь, ложью и злом — то, что ее ослабляет. Для этого варианта философии судьбы характерна подмена личностного начала личным, а индивида — родом (тотальностью).

Один из наибольших представителей философии судьбы Вильгельм Дильтей (1833-1911) определял жизнь в первую очередь как культурно-исторический феномен. Для ее постижения В. Дильтей предлагал применять способ понимания, как яркого постижения целостного переживания по поводу какого-либо объекта, и способ самонаблюдения, что развивал еще Ф. Ницше. Трактуя культуру как уже ставшее, как застывшую судьбу, В. Дильтей начал разрабатывать способ герменевтики, что oн определял как мастерство понимания фиксированных проявлений судьбы.

Философия А.Шопенгауэра

Узнаваемые труды Шопенгауэра: произведение «Мир как представление и воля», «О четверном корне закона основания» (содержит его логику), «О Воле в природе», (натурфилософия), «Две главных неприятности этики» (два произведения: первое провозглашает базой этики сострадание, а второе излагает очень близкий к Канту взор на свободу воли), «О цветах и зрении».

Философия воли

Философия Шопенгауэра примыкает к критике разума Канта и в первую очередь, как и философия Фихте, к её идеалистической стороне. Шопенгауэр, как и Кант, объявляет эти нам в пространстве и времени вещи несложными явлениями, а сами время и пространство – субъективными, априорными формами сознания. Отечественному интеллекту сущность объективных вещей неизвестены, потому что мир, созерцаемый при помощи субъективных форм восприятия (времени и пространства), нельзя отождествлять с настоящим. Мир, этот нам в разумном сознании, – только «мир как представление», фикция интеллекта либо (по выражению самого Шопенгауэра) пустой «мозговой призрак».

Но всё это относится лишь деятельности разума. Но, за второй психологической функцией – волей – он, наоборот, категорически признает достоверность и полную объективность. У Канта единственным органом познания есть интеллект. Шопенгауэр же подчёркивает огромную роль в данных нам восприятиях ещё и людской воли, которая, согласно его точке зрения, постигает эти собственного опыта не только четко, но и «конкретно». «Воля» и образует отечественную основную и подлинную душевную сущность. Словом «воля» философия Шопенгауэра обозначает не только сознательное желание, вместе с тем бессознательный инстинкт и действующую в неорганическом мире силу. Настоящий «мир как воля» отличается от мнимого «мира как представления». В случае если «мир как представление» в качестве «мозгового феномена» существует лишь в интеллекте, «сознании», то «мир как воля» действует без сознания и интеллекта – как «тщетная», «слепая», не опытная усталости «воля к судьбе».

иррационализм и Пессимизм Шопенгауэра

В соответствии с философии Шопенгауэра, отечественный мир есть не «лучшим из вероятных миров» (как провозглашает теодицея Лейбница), а «нехорошим из вероятных». Людская судьба не имеет сокровище: сумма вызываемых ею страданий значительно больше, чем доставляемые ею удовольствия. Шопенгауэр противопоставляет оптимизму самый решительный пессимизм – и это всецело соответствовало его личному душевному складу. Воля иррациональна, слепа и инстинктивна, потому что при развитии органических форм свет мысли загорается в первый раз только на высшей и конечной ступени развития воли – в людской мозгу, носителе сознания. Но с пробуждением сознания появляется и средство «преодолеть бессмыслие» воли. Придя к пессимистическому выводу, что постоянная, иррациональная воля к судьбе приводит к невыносимому состоянию преобладающего страдания, интеллект вместе с тем убеждается, что спасение от него возможно достигнуто методом бегства от судьбы, отрицания воли к судьбе. Но Шопенгауэр подчёркивает, что это отрицание, , сравнимо с переходом в буддийскую нирвану, в свободную от страданий тишину небытия, никоим образом не должно отождествляться с суицидом.

Между волей и отдельными вещами стоят еще, по Шопенгауэру идеи – ступени объективации воли, каковые отражаются не во времени и пространстве, а в бесчисленных отдельных вещах. Мы можем возвышаться до познания этих идей, в то время, когда перестаём разглядывать отдельные вещи во времени, причинной связи и пространстве, а постигаем их не методом абстракции, а методом созерцания. В моменты, в то время, когда мы это делаем, мы освобождаемся от муки судьбы и становимся субъектами познания, для которых уже нет ни времени, ни страдания. Идеи составляют содержание мастерства, которое обращено к неизменным в вечной смене явлений сущностям.

2.23 Философия судьбы — Философия для бакалавров


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: