Философия экзистенциализма: сартр, камю, марсель

Экзистенциализм – философия существования, акцентирует внимание на уникальности бытия человека. Мысль – преодоление человеком собственной сущности. Главная категория философии экзистенциализма — это экзистенция [=существование, нюанс сущего]. самоё развитое понятие – понятие свободы.

Жан-Поль Сартр – единственный мыслитель, чётко высказывающий собственную принадлежность к этому направлению. Он разглядывает людскую личность как неповторимую, неповторимую. «Существование предшествует сущности» — то, чем человек станет, определяется его личным выбором. По Сартру человек обязан надеяться лишь на самого себя, а настоящее существование человека связано с реализацией фундаментального проекта, которым и есть сам человек. Сартр вычисляет человека «изначально свободным», не ограниченным никакими рамками с рождения, свобода равна ответственности.

Альбер Камю – полагал единственным средством борьбы с вздором признание его данности. Уверен в том, что единственным методом настоящего существования возможно бунт – это протест против всего, что угнетает, подавляет человека. 2 формы бунтарства – революционная и творческая деятельность. И, считая роль бунтарства хорошей для истории думал, что совсем победить зло нереально. Камю говорит, что полной, высшей сокровищем есть сама его достоинство и жизнь человека. «Жизнь – единственная сокровище, которую нельзя подвергнуть никакому сомнению».

Габриель Марсель – главные категории философии – «обладание» и «бытие». Человек существует как личность, как «Я»; бытие неотчуждаемо, оно что-то внутреннее, переживаемое. «Тело – не только то, чем я владею, но и элемент бытия, граница между «быть» и «иметь», т.к. наличие тела – нужное условие всякого обладания». В отличие от тела, душа имеется совершенное бытие. По Марселю мир обладания вторичен по отношению к бытию.

Сартр и Камю – атеистический экзистенциализм, Марсель – религиозный.

В философии экзистенциализма выражается деятельная, активная позиция, заключающаяся в том, что любой вольный человек рассматривается как неповторимая, неповторимая личность, отвечающая за все собственные поступки и не оправдывающая себя событиями. «Человек имеется то, чем он сам решил быть в нашем мире».

Современная католическая философия

Неотомизм – философия современной католической церкви – основывается на учении Фомы Аквинского и имеет классическую, объективно-идеалистическую ориентацию. Главные представители – Ж. Маритен, Р. Правильно, Э. Жильсон. «Философия — служанка богословия», интерпретирует истины откровения. Из учения Аквинского неотомизм заимствовал принцип разума и гармонии веры (они дополняют друг друга). На данной гармонии основывается принцип иерархии в виде пирамиды [=совокупность знаний], вершиной которой есть теология [=богословие], в середине находится философия, а подножие составляют все остальные науки. В натурфилософии неотомизма согласится факт божественного творения мира (все вещи появляются из ничего; Всевышний формирует материю, которая не вечна; Всевышний руководит изменением и развитием мира). С позиций неотомизма, «быть» – значит быть Всевышним либо быть им сотворённым. Единство мира пребывает в духовности Всевышнего, оно дается человеку как откровение. Мышление человека предназначено только для познания конечных вещей — в полной мере определенного бытия (сущности), но не может постичь бытие как таковое — во всей его полноте. Католицизм – единственная из христианских конфессий, проявляющая устойчивый интерес к современной науке (применение научных достижений для подтверждения католических нравоучений)

Философия буддизма

Буддизм может принимать во внимание философией, потому, что буддийские поучения являются законченное и логичное мировоззрение. Буддийская философия — совокупность рационально обоснованных взоров на мир, человека и познание. Учение Будды охватывает всю сущность человека полностью, а не есть формальны на уровне понятий и слов. Философия буддизма берёт собственный отсчет с проповеди Будды о «четырёх добропорядочных истинах»:

Истина о страдании: вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. Все появляется, дабы быть стёртым с лица земли. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, исходя из этого в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени возможно вынести лишь страдание и скорбь.

Истина о причине страдания: обстоятельство страдания — отечественное желание. Страдание появляется, по причине того, что человек привязан к судьбе, он жаждет существования. Потому, что существование наполнено скорбью, страдание будет существовать , пока человек будет жаждать жизни.

Истина об устранении обстоятельства страдания: дабы избавиться от страдания, необходимо избавиться от желания. Это вероятно лишь в следствии успехи нирваны (это ни желание и ни сознание, ни жизнь и ни смерть, это то состояние, в котором освобождаются от переселения душ).

Истина о пути, ведущем к прекращению страданий: дабы избавиться от желания, необходимо направляться восьмеричным методом спасения: верные взоры, верные намерения, верная обращение, верные действия, верный образ судьбы, верные упрочнения, правильное сосредоточение и правильное осознание. Овладев этими состояниями человек может достигнуть очищения ума, интуиции и спокойствия.

С возникновением буддизма появляется личностный нюанс (спасение вероятно лишь благодаря готовности и личной решимости функционировать в определенном направлении). В буддизме достаточно четко прослеживается мысль о необходимости сострадания ко всем живым существам.

Экзистенциализм. Ж.-П. Сартр, А. Камю.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: