Философия нового времени (16-17 вв.).

Линия эмпиризма: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Локс.

Линия рационализма: Бенедикт Спиноза, Рене Декарт.

Этич. представления Н.В. носят наз. утилитаризм (фил. учение, высшей сокровищем призн. интеллек. польза). Рвение к пользе и личной выгоде – естественное желание людей. И получ. наслаждение и избегает страдания. Счастье отдельного чел. – основание нравственности. Счастье – от греч. эвдемония. Эвдемонизм – этич. направление, счит. счастье, счастье (греч. eudaimonia) высшей целью чел. жизни. Гедонизм — (от греч. hedone — наслаждение) — направление в этике, утвержд. удовольствие, наслаждение как высшую цель и осн. мотив чел. поведения. гедонизм и Эвдемонизм Н.В. противостоят аскетизму и сотериологии средневековья. Аскетизм – пренебрежение удовольствию во имя более высоких сокровищ. Рационализм в теории познания – это направление, утвержд., что в отечественном сознании имеется знания, кот. нельзя дедуцировать из эмпирич. данных. Эмпиризм – направлении в теории познания, счит. чувствен. опыт осн. источником познания. Эмпирич. познание исп. след. способы: наблюдения, описание и эксперимент. Теоретич. познание – способы: абстрагирование, моделирование и идеализация. Результаты в форме теории, догадок, кот. связываются логич. док-ми.

Ф.Бэкон. (1561-1626).

Великое восстановление наук: Вопросы: Из-за чего наука пребывала в забвении? Как сделать так, дабы наука содействовала благу общества? Как выстроить модель будущего функционирования науки? Ответы: В развитии чел. знания было мало эр. Нужно высвободить науч. знания от религиоз. давления. Мало людей заним. наукой. Было мало правителей, кот. спец. содействовали формированию наук. Давление догматизма, связанного со схоластикой (Мы должны освободиться от фальшивых призраков). Привидения рода – суждения о природе по аналогии с судьбой людей. Привидения пещеры – зависят от обстоятельства личного характера. Привидения рынка – ходячие суждения либо мнения, кот. забраны без критич. отношения к ним. Привидения театра – слепая вера в авторитеты.

Ф.Бэкон в первый раз противопоставил схоластике новый индуктивный способ эмпирич. познания. В познании ведущую роль играется опыт.

Томас Гоббс (1588-1679).

Эл-ты законов естественных и политич.. Нет ничего в разуме, чего не было бы в эмоции – гл. тезис в эмпиризме. Сущ. опыт внутр. и внеш. Внеш. – рефлексия – благодаря ей чел. понимает свое я в мире. Левиафан – развивает теорию контракта: Гос-во развивает соглашения между людьми. Формула Т.Гоббса Человек человеку волк. Церковь у Т.Гоббса – приверженец неогранич. монархии. Чел. он отводит в гос-ве роль винтика.

Рене Декарт. Дуалист.

Рассуждение о способе, Начало Ф.. Примером способа для него явл. математика. С его т. зр. в познании природы мат-ка и геом. играются решающую роль. В 1-ую оч. дедукция опир. на теоремы. В осн. теории познания Декарта лежит принцип очевидности – проверка всякого знания с пом. естественного света разума (отказ от суждений, принятых на веру). В историю Ф. вошел так наз. принцип сомнения Декарта Чтобы познать окруж. мир я обязан усомниться во всем, что сущ., кроме того в собст. сущ-нии. Имеется ли что-то в моем сомнении, что не м.б. подвергнуто никакой критике? Да. То, что сомнение сущ-ет. Сомнение это идея. Мыслю, след., существую (Congito ergo sum).

Бенедикт Спиноза. Рационалист.

Природа явл. обстоятельством самой себя. Прир. дел. на 2 части: пр. создающая и пр. созданная. Пр. созданная – мир конечных отдельных вещей. Пр. создающая – божест. начало. протяжённость и Мышление – неотъем. атрибуты. И пр. создающей свойственны модусы – единич. проявления данной прир. субстанции. Душа – это модус прир. – атрибута мышления. Перемещение – это также модус прир. Чел. душа как модус атрибута может постичь все, что вытекает из субстанции. Б.С. возвыш. интеллект, выдвиг и знание. положение об личной любви к боку. Выдвиг. идею о бессмертии души, по окончании смерти она возвращ. в единую субстанцию.

Готфрид Вильгельм Лейбниц. (1646-1716)

Формулу эмпириков Нет ничего в разуме, чего не было в эмоции дополняет выводом: не считая самого разума.

Новые испытания о чел. разуме, Манадология.

Настоящий мир сост. из бесчис., деятельных психич. субстанций – монад. Монада – неделимая дух. субстанция; это настоящие бестелесные атомы мира. Производной от мира монад явл. мир явлений (замечательный мир). Так как мир создан всевышним, то он гармонично сложен. Монады сущ. в предустан. гармонии. Эту предустан. гарм. породил всевышний – монада всех монад. Способности монад: воображать, высказывать всю землю. Исходя из этого монады явл. зеркалом Вселенной. Деят-ть монад вытекает из них самих. Монады кроме этого образ. иерархию. Высшей монадой, по окончании всевышнего, явл. душа чел., потому, что он способен к самосознанию. Он осуждает Локка с его идеей чистой доски (табула раса). Он гов., что прирожд. способности сущ. в виде задатков, они развив. в теч. жизни. Душа чел. изнач. содержит в себе начала разных положений и понятий. Он видоизменил учение Декарта и гов., что идеи заключ. в разуме подобно соперникам камня в глыбе мрамора.

2.9 Философия Нового времени: рационализм — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: