Философия познания. основные этапы и формы процесса познания. чувственное и рациональное познание.

Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие малоизвестного ранее.
Результативность познания достигается прежде всего активной ролью человека в этом ходе, чем и приведена к необходимости его философского рассмотрения. Иными словами, речь заходит о выяснении обстоятельств и предпосылок, условий продвижения к истине, овладением для этого понятиями и необходимыми методами. Философские неприятности познания составляют предмет теории познания, либо гносеологии. “Гносеология” — слово греческого происхождения (гнозис — логос и знание — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его главные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое объект и субъект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, и на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания — обязательный атрибут истории людской деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не просто так эта проблематика выдвигается на первый замысел и делается определяющей в развитии философской мысли. Сначала познание выступает в наивных, иногда очень примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не потеряла собственного значения до сих пор. По мере развития людской практики, умения людей и совершенствования навыков в постижении настоящего мира наиболее значимым средством не только познания, но и материального производства делается наука. Выявляются правила научного познания, каковые легли в организации и основу формирования научного мышления.
Наряду с этим выделяются общефилософские правила, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение людской познания к миру), правила особого научного мышления и правила особых научных теорий. Одним из самых замечательных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX в. стала наука (подробнее о науке как форме публичного сознания обращение отправится в теме 5). Это, со своей стороны, перевоплотило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт изучений, в центре которых была общества и познавательная деятельность человека. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение — таков только краткий список особых дисциплин, изучающих формы познания и различные отрасли. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, названную философия науки (включив в себя последовательность подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).
Проблемапознавательной деятельности человека занимает одно из крайне важных мест в общей структуре философского знания. Сущность человека содержится в постоянном удовлетворении информационной, познавательной потребности, а она лежит в базе определения человеком смысла собственной жизни.
Понятие «познание» очень близко по смыслу к понятию «сознание». По собственному содержанию эти понятия смогут быть признаны тождественными в силу единого корня в заглавии этих понятий — «знание», исходя из этого нельзя познавать не осознавая, что именно познается. Одновременно с этим запрещено что-либо сознавать, не познавая наряду с этим окружающий человека мир. К тому же, оба эти понятия несут различную функциональную нагрузку, поскольку сознание — это имеется функционирование знаний человека о действительности, а познание — это приобретение, развитие и умножение приобретенных знаний. Так познание является процессом , в котором взаимодействуют две стороны: субьект и объект познания.
Субъект познания — это человек, что владеет познавательными возможностями и занимающийся познавательной деятельностью. Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность человека. Она направлена как на внешний, так и на внутренний мир человека.
На протяжении познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется сущность и внешняя сторона вещей, явлений окружающего мира и субъект познавательной деятельности — человек. Результаты остаются в познании конкретного человека и передаются во времени посредством материальных носителей информации: книг, картинок и т.д. Отдельные науки не ставят и не решают коренных неприятностей познания, а изучают его отдельные стороны. Главная роль в изучении познания в собственности философии. Раздел философии, в котором изучаются наиболее проблемы познания и общие закономерности, именуется теорией познания, либо гносеологией. Процесс познания интересует гносеологию с позиций его сущности, отношения познания к объективной действительности. Философская теория познания опирается на особое научное знание о познавательном ходе, психотерапевтическое, филологическое и т.д
В философии сложились две точки зрения не процесс познания — агностицизм и гностицизм. Согласно точки зрения приверженцев гностицизма, мир познаваем, а человек владеет огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант — в соответствии с ей, человек владеет ограниченной познавательной свойством, а мир непознаваем. Материалисты вычисляют познание процессом, из-за которого материя через собственную отражательную свойство — сознание — изучает саму себя. Идеалисты утверждают, что познание — независимая деятельность совершенного разума.
критерием истины и Основной формой познания при познании есть практика. Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию самого человека и окружающего мира. К видам практики относятся материальное производство, научный эксперимент и управленческая деятельность.
Чувственное познание опирается на образы, появляющиеся в сознании в следствии деятельности пяти главных эмоций человека — зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

К формам чувственного познания относят:

Чувство — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные особенности предмета. Возможно изолированно чувствовать вкус, цвет, запах, звук и т.д. К примеру, для лимона свойственны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие — отображение не отдельных особенностей, а их совокупности, целостности. К примеру, мы принимаем лимон не как кислоту либо желтизну, а как целостный предмет. Отечественное восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного эмоции, а согласованную деятельность нескольких либо всех главных эмоций;

Представление — чувственный образ предмета, что появляется в сознании в отсутствие этого предмета. К примеру, в случае если мы когда-либо видели лимон, мы в полной мере можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не имеет возможности влиять на отечественные органы эмоций. В представлении громадную роль играются память, воспоминания, и воображение человека. Представление возможно назвать восприятием предмета в его отсутствие. его близость и Возможность представления к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы появляются не в органах эмоций, а в коре головного мозга. Исходя из этого яркое присутствие предмета не есть нужным условием для происхождения чувственного образа.

Но чувственного познания не хватает для познания закономерностей существования мира.
Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, разрешает человеку выйти за ограниченные рамки эмоций.

К формам рационального познания относят:

Понятие — идея, которая отражает предметы, связи и явления между ними в обобщенной форме. К примеру, понятие «человек» не тождественно несложному чувственному образу какого-либо конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде идея о любом человеке — кем бы он ни был. Подобно понятие «стол» включает в себя образы всех столов — разной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Так, понятие схватывает не отдельные показатели предмета, а его сущность, например, при стола — его функции, применение (перевернутый ящик также может входить в понятие «стол», если он употребляется в таком качестве);

Суждение — это отрицание либо утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается сообщение. К примеру, «Золото имеется металл»;

Умозаключение — рассуждение, на протяжении которого из одних суждений — посылок выводится второе, последнее суждение — вывод.
В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему в собственности решающая роль в познании — эмоциям либо разуму.

Сенсуализм

Сенсуалисты считают, что новое знание возможно взять лишь на базе эмоций, а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на законах и разуме логики, не дает никакого приращения знаний если сравнивать с посылками. К примеру, какое новое знание мы приобретаем из вывода «Золото проводит электрический ток», в случае если мы и без того знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить лишь при помощи разума. Для этого необходимо совершить соответствующие испытания. Следовательно, чувства и чувственный опыт первичны и идут в первых рядах всяких логических рассуждений.

Рационализм

Рационалисты (приверженцы первенства разума в познании) показывают, что эти, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

К примеру, опыт подтверждает тот факт, что кинутый камень всегда летит вниз, но это еще не обосновывает, что по окончании очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства нужны теоретические расчёты и разум (в этом случае — теория гравитации). чувства и Опыт неоднократно обманывали человечество. Это относится, например, представлений о форме Почвы либо о вращении Солнца около Почвы. Более того, без предварительной помощи разума эмоции не смогут взять никаких новых данных. Ученый, что не использует разум, а опирается лишь на эмоции, будет собирать все, что видит, но разрозненные факты внелогической связи между собой будут чем угодно, но лишь не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой опыт либо научное наблюдение подразумевают разумную догадку и цель, в противном случае они тщетны. Следовательно, логические рассуждения и разум первичны и идут в первых рядах опыта и всяких чувств.

И сенсуализм, и рационализм дают утвердительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Эта позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана кроме этого пессимистическая позиция, в соответствии с которой мир непознаваем.

Скептицизм

Скептицизм высказывает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это вероятно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:

Все. что видишь ты. — видимость лишь одна,

Лишь форма — а сущность никому не видна.

Суть этих картин осознать не пробуй —

Сядь нормально в выпей и сторонку вина.

Базы для скептической аргументации были предложены еще философами Старой Греции:

эмоциям нельзя доверять, потому, что у различных людей смогут быть различные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;

эмоциям нельзя доверять кроме этого по причине того, что органы эмоций всегда обманывают нас, к примеру преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред формирует обман зрения;

нельзя доверять и разуму, потому, что любое подтверждение опирается на эти, каковые также необходимо доказать, и без того до бесконечности; следовательно, доказать ничего запрещено, в случае если лишь не принять на веру беспочвенные теоремы либо догматы.

Агностицизм

В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. хороший пример агностицизма — философия И. Канта, в соответствии с которому настоящий мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — только мир видимости, до неузнаваемости искаженный опытом и нашими чувствами.

Современная наука придерживается оптимистического взора на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, не смотря на то, что безотносительная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.

Что же считается первичным в ходе научного познания — эмоции либо разум? Не смотря на то, что рационализм и сенсуализм противоречат друг другу, их в большинстве случаев принято разглядывать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности эмоций либо разума в познании снимается, и они смогут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

Чувственное и рациональное познание. Главные формы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: