Философия познания. сущность и структура познавательной деятельности. уровни познавательной деятельности, их взаимосвязь. эмпиризм и рационализм.

Познание. Научное познание.

Гносеология происходит от двух греческих слов “гносис”– логос и “знание”– учение, и свидетельствует практически – учение о познании. Потому, что ценностью и главной целью любой познавательной деятельности есть не просто получение знания, а знания, владеющего статусом подлинного, то в самый общем замысле гносеология представляет собой философское учение об путях и истине ее успехи.

Гносеология – теория познания, раздел философии, в котором изучается его возможности и природа познания, отношение знания к действительности, выявляются истинности знания и условия достоверности. Сейчас данный раздел философии частенько именуют эпистемологией. Но значительно чаще возможно встретить познание эпистемологии, в первую очередь, как научного знания.

Наиболее значимая неприятность гносеологии — неприятность познаваемости мира – это вопрос о том, соответствует ли отечественное знание о мире самому миру и существует ли принципиально непознаваемое; способен ли человек достигнуть истины, т.е. способен ли он в собственных понятиях, суждениях, теориях верно, адекватно отразить окружающий мир. Философские позиции по этому вопросу группируются около трех главных подходов: гносеологического оптимизма, агностицизма и скептицизма.

Одной из самых древних познавательных концепций есть скептицизм. Как независимая философская школа скептицизм складывается в трудах Пиррона на рубеже IV-Ш вв. до н.э. Скептицизм – гносеологическая позиция, высказывающая сомнение в достоверности знания, но не отрицающая принципиальной познаваемости мира.

Термин “агностицизм” свидетельствует “недоступный познанию, непознаваемый”. Агностицизм – учение, отрицающее возможность точного познания сущности действительности. Его отличительной изюминкой есть признание принципиально непознаваемого. Агностицизм подразделяет мир на две составляющие: сущности и явления. Человек может познать явления, сущности же остаются недоступными познанию.В хорошем виде он сформулирован И.Кантом. В соответствии с учению Канта, предметы, не смотря на то, что и существуют объективно, являются непознаваемые «вещи в-себе».

Термин “гносеологический оптимизм” условный, им обозначают точку зрения, в соответствии с которой не существует принципиальной ограниченности познания, объективный мир познаваем. Он свойствен обыденному познанию, не сомневающемуся в том, что познание представляет собой более либо менее верное отражение объективного мира. Самое решительное опровержение агностицизма дает публичная практика. В случае если люди, познавая те либо иные явления, преднамеренно воспроизводят их в научном опыте либо производстве, «непознаваемой вещи в-себе» не остается места. В другом случае нереально было бы ориентироваться в нашем мире. Теоретически представлена позиция гносеологического оптимизма в рамках материалистических учений. Вместо противопоставления непознаваемой сущности и познаваемого явления, характерного для агностицизма, диалектический материализм разрабатывает идею их диалектического единства: сущность есть, явление значительно.

Предмет гносеологии – природа познания. Появляется вопрос: что такое познание и что имеется знание? Познание – процесс постижения человеком (обществом) новых, ранее не известных ему явлений и фактов, свойств и признаков, закономерностей и связей действительности. Цель и суть познания – обеспечить человеку возможность адаптации к окружающей его действительности, возможность ориентироваться в ней.

Содержание познавательных актов не произвольно, оно зависит от содержания самой действительности, и в этом смысле познание имеется активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека.

Знание – адекватное и обоснованное убеждение, итог процесса познания. Это зафиксированные в познавательном образе субъекта закономерности и существенные черты познаваемого объекта. В широком смысле слова знание – это все данные, полученная о предмете познания. В этом случае понятия «информация» и «знание» отождествляются. Но, в строгом смысле слова не любая информация – знание. Чтобы информация превратилась в знание, она должна быть особенным образом преобразована и переработана человеком. В ходе переработки информация обязана купить знаковую совокупность, взять значение и смысл. Следовательно, знание – это неизменно информация, но не любая информация – знание.

Сейчас в качестве довольно независимых способов познания наровне с наукой рассматриваются и другие формы познавательной деятельности. В соответствии с этим выделяются следующие виды знания: научное, обыденное, религиозное, мифологическое, художественно-эстетическое, философское.

Процесс познания есть сотрудничеством познающего (субъекта познания) и познаваемого (объекта познания). Объект познания – то, на что направлен познавательный процесс, бытие и его конкретные элементы, связи, свойства которых стремиться познать человек. Он существует вне и независимо от субъекта. Объектом познания бытие выступает тогда, в то время, когда субъект устанавливает с ним яркую либо опосредованную сообщение. Соответственно не все, что существует в мире, возможно объектом познавательной деятельности. объективная реальность и Объект познания – вещи совсем различные. Объект познания не остается неизменным. Любое добытое знание раскрывает в нем новые свойства. Так, объект под наименование «атом» известен со времен античности, но только недавно мы стали знать о его строении, весе, изотопах и т.д.

Субъект познания – наделенный сознанием человек, включенный в совокупность социокультурных связей, чья активность направлена на познаваемый объект. Человек наделен сознанием и может осуществлять познавательную деятельность. Субъект познания неизменно активен. Причем под активностью понимается не только мыслительная (как в субъективном идеализме), но и практическая деятельность субъекта. Такая трактовка активности познающего субъекта характерна для диалектического материализма. Природа, не говоря уже о социальной действительности, преобразуется человеком. В следствии практической деятельности формируется и сам человек. Исходя из этого в практике создается как субъект, так и объект познания.

ак же осуществляется процесс познания? Из каких звеньев либо этапов он состоит? Познавательная деятельность человека осуществляется на двух главных уровнях: на чувственном и рациональном (абстрактно-логическом). С позиций первичности происхождения, чувственное предшествует рациональному. Разумеется, что сначала человек получает знания при помощи органов эмоций, а после этого, на данной базе в следствии определенной работы ума он приобретает знания логического характера.

В истории философии сложились две прямо противоположные позиции по проблеме определяющей роли той либо другой познавательной способности в ходе постижения мира – сенсуализм и рационализм.Сенсуализм в ходе познания решающую роль отводит чувствам и ощущениям, как раз эмоции дают надежное и адекватное знание. “Нет ничего в разуме, чего бы не было в эмоциях” (Гельвеций). Рационализм говорит, что истина достижима только на дорогах разума, выводима из самого мышления.

Чувственное познание предполагает яркое отражение объекта познания. Такие виды чувствования как зрение, обоняние, слух, осязание, вкус являются единственными “воротами”, через каковые в отечественное сознание может попадать информация об окружающем нас мире. В этом содержится ключевая роль данной познавательной свойстве человека. Также, именно на анализе и основе чувственных данных базируется рациональное.

Главными формами чувственного знания являются ощущения, представления и восприятия. Ощущения соответствуют отдельным особенностям предметов (чувство холода, тепла, мягкости). Ощущения – переработанный в коре головного мозга итог сотрудничества органов чувств и внешнего мира человека. Существуют достаточно большое количество видов ощущений, из которых в качестве главных возможно выделить: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Существуют кроме этого ощущения смешанного характера: вибрационные, температурные, болевые, вестибулярные, мышечные. Многие свойства предметов внешнего мира воспринимаются в следствии сотрудничества нескольких органов эмоций (к примеру, форма). Между актом действия предмета на органы эмоций и происхождением ощущения фактически не существует временного промежутка либо он таков, что им возможно пренебречь.

Восприятия соответствуют совокупности особенностей предметов и дают целостный образ предмета. В восприятии разные чувственные эти мгновенно и совсем незаметно для нас объединяются в целостный образ предмета. Для восприятия характерна осмысленность; благодаря ей мы принимаем предметы как имеющие определенное значение, суть (к примеру, яблоко, камень). Присутствие смыслового момента в восприятии прекрасно иллюстрирует известная картина, которую время от времени именуют “утко-зайцем” Витгенштейна. Не смотря на то, что проекция этого контура на сетчатке глаза остается постоянной, мы видим на картине то утку, то зайца, в зависимости от того, какое значение придает сознание данной неясности картине.

Многократное восприятие того либо иного объекта может удерживаться в сознании индивида и при его отсутствии. Это будет представление. Представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый без яркого действия на органы эмоций. Данный образ появляется как следствие синтеза всех конкретных актов ощущения отдельных особенностей принимаемого объекта. Представление – это то же восприятие, но при отсутствии предмета. Это в большинстве случаев усредненный образ, т.е. в представлении если сравнивать с восприятием затушевывается единичное, неповторимое, удерживаются кое-какие неспециализированные черты и отбрасываются несущественные. В отличие от восприятий и ощущений, представления уже “поднимаются” над яркой данностью единичных объектов познания, покупают показатели абстрактных, самостоятельно существующих в сознании образов как нужной базы логического, рационального мышления.

Итак, чувственное отражение отправной момент в движении к сущности объектов в овладении объектов на практике. Недочёты чувственного познания: 1) человек остается привязанным к конкретной обстановке, происходит отражение в основном связей и внешних сторон. Оно неизменно локализовано во времени и пространстве, потому, что мы не можем конкретно восприниматьсобытия прошлого либо будущего – они не попадают в сферу действия отечественных органов эмоций. 2) чувственное познание не имеет возможности дать нам абстрактных знаний, к примеру, математических истин, а тем более не может служить средством их проверки, критерием их соответствия действительности. Как на базе зрительного восприятия установить истинность многомерной геометрии, в случае если настоящие осязаемые физические объекты трехмерны. 3) чувственные образы субъективны, они зависят от принимающего субъекта, условий наблюдения, состояния его нервной совокупности, степени подготовки, уровня культуры и т. д.

Из тесного круга эмпирии выводит человека абстрактное мышление. Отталкиваясь от чувственного, идея создаёт собственные операции уже в сфере совершенных, умопостигаемых структур. Рациональное мышление представляет собой более большой уровень. Оно разрешает пробраться в сущность объектов познания, открывать их качественные характеристики, закономерности. Это, в большинстве случаев, опосредованное знание, не предполагающее прямого сотрудничества с объектом познания.

Первая неприятность, с которой сталкивается интеллект в ходе теоретического познания, – это необходимость выделить изучаемый предмет из многообразия вторых предметов, уникально отличить его в универсуме мышления. Логическая форма, в которой решается эта задача, именуется понятием предмета. Понятия высказывают узнаваемые, далеко не очевидные, черты единообразия мира. Если бы не было понятий, то мир предстал бы сонмищем несопоставимых между собой единичностей. Мыслить, значит, в первую очередь, отражать мир через понятия, при помощи понятий, в форме понятий, т.е. мыслить, значит оперировать понятиями. Понятие есть универсальной единицей мышления, подобно тому, как клетка – элементарный «кирпичик», из которого строится все «строение» живого организма.

Понятийное отражение действительности отличается особенной абстрактностью и сложностью. Не смотря на то, что уже на стадии представления человек отвлекается от огромного разнообразия частностей, и фиксирует только самоё характерное, значительное в представлении. (Привести примеры). Существуют определенные аналогии между понятием и представлением. Представление дерева абстрагировано от всех конкретных деревьев, но наряду с этим мы имеем более либо менее четкое визуальное представление. Представление выступает как собственного рода «предпонятие». Но лишь понятие способно охватить такие нюансы действительности, каковые в принципе не дешёвы чувственному восприятию и не смогут быть выражены при помощи представлений. Напр., нельзя представить государство как таковое, любовь по большому счету, причинность, закон, число как таковое и т.п. Помимо этого, как раз мышлению доступно отражать не только отдельные фрагменты действительности, но и процесс развития и постоянного изменения. Понятие универсально, при помощи понятия вероятно отразить все беспредельное разнообразие и великое окружающей нас действительности.

Главными формами абстрактного мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – форма мышления, отражающая неспециализированные, значительные особенности, явлений и отношения предметов, каковые закрепляются в их определениях. Понятие не совершенная копия предметов, а идея, фиксирующая общее в предмете. Оперирование понятиями разрешает обнаружить родовые (неспециализированные) и видовые (особые) значительные показатели и на их базе осуществлять классификацию объектов познания.

Образование понятия – сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, различия признаков и выявление сходства между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на базе тех либо иных неспециализированных, самые существенных показателей и отвлечение от вторых, второстепенных, несущественных). Производя, к примеру, понятие «стол», люди, с одной стороны, отвлекаются от таких частных, несущественных для образования этого понятия показателей (свойственных множеству настоящих столов), как форма, цвет, количество ножек, материал, из которого он изготовлен и т.п., а иначе, выделяют те неспециализированные показатели, каковые определяют применение данного предмета в повседневной судьбе.

Либо, напр., понятие «квадрат» фиксирует такие отличительные показатели, как «равносторонний», «прямоугольник» и такие неспециализированные как «быть параллелограммом», «быть плоской фигурой » (они принадлежат и каждому квадрату, и вторым фигурам ).

Научные понятия фиксируют не только неспециализированные и своеобразные, но и значительные, нужные показатели. Так, для человека как публичного существа значительным показателем есть, напр., свойство создавать орудия труда, а не свойство «иметь мягкую мочку уха».

Суждение – форма мышления, в которой утверждается либо отрицается связь между его признаками и предметами. В форме суждения отражаются признаки предмета и любые свойства, а не только значительные и неспециализированные. Пример суждения: «железо электропроводно», атом – элементарная частица; всякое изменение должно иметь обстоятельство; роза – красная. Высказывая суждение, мы уже пользуемся понятиями.

Умозаключение – форма мышления, на протяжении которого из известного знания логически выводится новое знание. Человек пользуется умозаключениями, как в научной, так и в повседневной практике. Так, выглянув утром в окно и увидев влажные крыши домов, мы легко умозаключаем о прошедшем ночью дожде.

К примеру:

Все металлы электропроводны;

Медь металл;

Следовательно, медь электропроводна.

Умозаключение в науке употребляется как метод познания прошлого, которое конкретно уже нельзя наблюдать. Именно на базе умозаключений формируются знания о происхождении Нашей системы и образования Почвы, о происхождении судьбы на Земле, о этапах и возникновении развития общества и т.п.

направляться выделить, что в настоящем людской сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное чувственным. Реализация одного из них происходит через посредство другого. И. Кант увидел следующее: ”никого из этих свойств нельзя предпочесть второй. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один предмет не было возможности бы помыслить”.

Рациональное тесно связано не только с чувственностью, но и внерациональными формами познания. Особенную роль среди них играется интуиция. Интуиция – яркое постижение истины, в форме предположения не требующее предварительных доказательств и логических рассуждений. Интуиция появляется в следствии подспудной работы сознания. Мы до сих пор мало продвинулись в понимании механизмов и природы интуиции. Но нейрофизиология и современная психология творчества разрешает с уверенностью утверждать, что интуиция включает в себя последовательность определенных этапов. К ним относятся: 1) бессознательное распределение и накопление абстракций и образов в совокупности памяти; 2) переработка и неосознанное комбинирование накопленных абстракций, правил и образов в целях ответа определенной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение ответа, удовлетворяющего сформулированной задаче. Часто такое ответ приходит в самое неожиданное время, в то время, когда сознательная деятельность мозга ориентирована на решение вторых задач, либо кроме того во сне. Как мы знаем, что Менделеев заметил собственную будущую таблицу во сне, А. Кекуле во сне заметил змею, хвост которой находится в ее пасти – так появилась формула бензольного кольца, известный французский математик Ж. А. Пуанкаре отыскал серьёзное математическое подтверждение на протяжении прогулки по берегу озера.

В конце 19 — начале 20 вв. появилась философская концепция, названную интуитивизма. Основателем ее вычисляют А. Бергсона, что отводил интуиции – которую он выяснил как род “интеллектуальной симпатии”– решающую роль в познании.

Итак, развитие тесно связано с чувственными и рациональными формами познания. Лишь в органическом сочетании яркого опыта, интуиции и абстрактного мышления рождается верховный интегральный тип знания.

А 3.15 понимания и Феномен объяснения в соц-гуманитарном знании — Философия науки для аспирантов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: