Философия в начале своего зарождения

По началу философия представлялась общим видением мира, совокупностью синкретических (внесистемных) знаний обо всем: о природе, о Вселенной, о человеке, о душе, о всевышних, о языке, об мастерстве, о риторике, о софистике, о мышлении, о поведении, о математике, о физике, о химии, о биологии, о медицине и т. п. За пределами философии не существовало никакого другого знания.

Позднее, в XV–XVIII вв., по мере научного развития от философии как «науки наук» последовательно стали отходить целые области знаний, составившие потом блоки естественных, технических, публичных и гуманитарных наук: математика, механика, астрономия, физика, химия, биология, медицина, социология, психология… Процесс отделения наук длится.

Недавно независимый статус купили такие научные области знания как этика, эстетика, политология, социальная психология, герменевтика, валеология, геронтология, акмеология и другие.
Появляется вопрос: в следствии отделения целых областей наук, остаётся ли что-либо самой философии? Не останется ли она без собственного предмета? Эти споры актуальны и длятся сейчас.

Кое-какие теоретики пробуют утверждать, что философия не наука, потому что у неё нет собственного предмета изучения: «любая наука – сама себе философия». Приводятся и иные доводы: «положения философии непроверяемы», «философия не имеет практической значимости», «философия изучает общее, а в действительности существует единичное» и другие. Но научное сообщество замечательно осознаёт, что без философии нереально двигаться вперёд – творить, выдвигать идеи, догадки, выстраивать концепции и теории.

В данной связи показателен ответ легендарного физика Нильса Бора на протяжении его доклада в Москве в Университете философии Академии наук на вопрос: «Как вам удалось подготовить так много Нобелевских лауреатов?» Он пояснил: «Три четверти времени мои аспиранты занимаются философией, а физика и математика занимают в их подготовке не более четверти. Современная наука требует большой философской изощрённости».
Стоит подчернуть, что на данный момент в мире существует пара тысяч частных наук и у каждой из них имеется собственный предмет познания.

В данной связи появляются три значительных момента, отражающие особенность философии и её сущность в сравнении с другими науками:

первый – философия производит неспециализированные, целостные, совокупные, интегральные знания о мире и о человеке, чего не имеет возможности сделать ни одна личная наука;

• второй – философия, в отличие от частных наук, не только познаёт, но и оценивает мир;

• третий – философия производит общие способы отношения к миру, в то время как частные науки ориентированы узкопредметно.

В связи с отмеченным возможно выяснить, что философия – это неспециализированная совокупность знания; философия – это совокупность неспециализированных позиций и оценок; философия – это совокупность неспециализированных принципов и методов деятельности.
Эти функции философии не относятся к частным, они универсальны, другими словами применимы для всех наук, для всех областей знания, для видов деятельности и всех родов. Исходя из этого история развития философии демонстрирует три момента её существования: на начальной стадии собственного развития она представлялась общей, синкретической, совокупной целостностью знания; на втором этапе философия стала наукой в последовательности вторых наук; третий этап характеризовал её как новое системное образование – квинтэссенцию знаний, оценок, способов.

Философия в целом – это не просто независимая наука, особенная научная дисциплина, а область духовной деятельности человека, особенный тип мышления, совокупность мировоззренческих эмоций, своеобразный уровень людской сознания. Индивид, как бы погружаясь в некое «философское» состояние уровня абстракции, думает о месте и происхождении мироздания в нём человека, о себе и об обществе, о сокровищах цивилизации, о культуре и антикультуре, о зле и добре, о красивом и некрасивом, о честном и гнусном, об подлинном и фальшивом, отражает и оценивает всю многообразность публичного бытия.

В силу для того чтобы духовного подхода процесс философского творчества имеется потребность человека в разумном обосновании его места в потоке бытия, исторического предназначения и осмысления жизни, ответственности и личной свободы, сути окружающего.

Человек осмысливает мир и себя как проблему, он ставит радикальные вопросы, ищет выхода и понимания сути из различных обстановок. Осознавая собственные границы, он ставит перед собой высшие цели, познаёт абсолютность в глубинах самосознания и в пропастях трансцендентного (запредельного, недоступного) мира. Это происходит при помощи рефлексии (лат. reflexio – размышление, оценивание), другими словами способности человека отражать в сознании и оценивать окружающую действительность, соответственно, познавать её.
Человек – вот основное в понимании природы философии – её зарождения, развития и становления. Он – та мыслительная субстанция, которая систематизировала все накопленные человечеством знания, выяснила философию как универсальную духовную, мировоззренческую, научную совокупность, применимую ко областям и всем сферам человеческого и внечеловеческого бытия.

Придерживаясь материалистической интерпретации главного вопроса философии, характеризующего отношение мышления к бытию, сознания и специфическую взаимосвязь материи, через первичность первого ко второму, материального к духовному, и учитывая многообразие современных философских направлений, сделаем его методологическую оценку на базе философской школы доктора наук Л. Зеленова. В данной связи:
• один полюс отношения, одна противоположность, одна оппозиционная сторона будут определяться нами не атрибутивно (сознание, мышление), а субстанциально – человек как материальная совокупность, с её сознанием, мышлением, субъективностью, эмоциями, переживаниями, ощущениями, восприятиями, потому что как раз человек есть той высшей субстанциальной формой, которая порождена иным (универсальным, мировым) и включена в него, выделяет и противопоставляет себя иному, внечеловеческому;
• второй полюс отношения будет определяться нами не через конкретное понятие, не через одну из форм бытия внечеловеческого (материя, бытие, тело, вещь), а через абстрактно-логическую форму внечеловеческой действительности – универсум, как совокупности потенциальных и актуальных форм бытия, каковые в совокупности отношения с человеком обретают разную конкретность: мир (духовно освоенный универсум) и среду (предметно освоенный универсум). Философская абстракция и аристотелевская логика в осмыслении понятия «универсум» не исключают, а дополняют друг друга. Абстракция содержательна, логика формальна.

При таком подходе поляризация материального и духовного, соответственно, идеализма и материализма, остаётся, по причине того, что обе стороны, оба полюса отношения смогут разными философскими совокупностями трактоваться различно: универсум как материя, как природа, как бытие, как дух, как комплекс ощущений, как представление, как воля, как разум… (Демокрит, Б. Спиноза, Л. Фейербах, Г. Гегель, Д. Юм, А. Шопенгауэр); человек как тело, как организм, как субъект, как сознание, как некая «машина»… (Сократ, Р. Декарт, Ф. Энгельс, Л. Мэмфорд).

Центральная оппозиция «универсум – человек» разрешает учесть и последующее развитие философии, потому, что в качестве полюсов этого отношения смогут выступать разные глобальные, космические, вселенские совокупности: сверхчеловек, внеземные цивилизации, неопознанные объекты любого типа. Легко происходит модификация оппозиции: «универсум – сверхчеловек», «универсум – внеземные цивилизации», «космос – человек» либо в общем философском виде: «внечеловеческое – человек».
Так или иначе, но людская философия, философия людской общества не имеет возможности избавиться от антропоцентризма либо от включения человека в оппозиционную совокупность любого типа: «имеется не Я и Я», «имеется внечеловеческое и человеческое». Это обусловлено тем несложным событием, что философию формирует человек, философствует человек и именно он определяет собственное многогранное отношение ко всему тому, что не есть социальным, человеческим.

Предмет философии

Включением человека и внечеловеческой действительности вместе с их отношением в главный вопрос философии, о чём разговор отправится ниже, задаётся возможность выхода на предмет философии, что предстаёт как концентрированная форма развёртывания отношения «универсум – человек». Потому, что уже один из компонентов отношения – человек предстаёт как субъект отношения, само отношение получает деятельный, функциональный, деятельностный темперамент. Человек (как публичный субъект) собственной активностью определяет перемещение от универсума к себе и перемещение от себя к универсуму. Вот тут и заключено всё достаток философской проблематики через предмет её изучения:
• учение об универсуме (онтология);

• учение о человеке (антропология);

• учение об отношении человека и универсума;

• учение об отражении, духовном освоении универсума человеком: теория оценивания и теория познания (аксиология и гносеология);

• учение о трансформации универсума в мир – духовно освоенный человеком универсум;

• учение о преображении, практическом освоении универсума человеком (методика и праксиология);

• учение о трансформации универсума в среду – фактически освоенный человеком универсум.

Классическая философия в этом замысле находит собственное правильное место в соответствии с предметом изучения (предмет любой науки обязан воображать её полностью во всём многообразии отношений и связей, в случае если же нужно представить какую-либо часть науки, среди них и философии, то целесообразно сказать об объекте изучения, изучения).

Идеология народничества. Видеоурок по истории России 8 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: