Философский смысл категории бытия

XII. БЫТИЕ

в течении многих столетий философская идея была направлена на осмысление неприятностей бытия, совокупности «мир – человек». И не просто так исходя из этого Гегель назвал поэму Парменида «О природе», в которой неприятность бытия занимает центральное место, началом философии. Слова же Н. Бердяева о том, что философия имеется «творческий прорыв к смыслу бытия», актуальны и сейчас. Понятие бытия сначала делается одним из мировоззренческих оснований философского мышления.

В первый раз термин бытие ввел древний философ Парменид (V–IV вв. до н.э.), забрав его из простого греческого языка, но наполнив новым содержанием: бытие обозначало не просто быть, существовать в наличии, в противном случае, что гарантирует существование. В соответствии с Пармениду, бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это имеется идея. Бытие едино, неизменно, полностью, оно имеется вся вероятная полнота совершенств. Оно имеется действительно сущее. Небытия нет. Утверждая, что бытие имеется идея, Парменид имел в виду не субъективную идея человека, а Логос – Космический Разум. Содержание бытия раскрывается человеку в силу приобщенности его разума к космическому Разуму. Но само это полное бытие независимо от людской сознания, объективно. Единственно настоящая действительность – Полное бытие, а все остальные действительности считаются существующими, но с различной степенью причастности к настоящему бытию. Безотносительное бытие снабжает миру стабильность, необходимость и надёжность. Все в данном мироздании, в соответствии с Пармениду, существует по необходимости.

Демокрит думал, что первоосновой бытия являются атомы как некие неделимые частицы. Но имеется и небытие, воображающее собой вакуум, без которой атомы не смогут существовать, потому, что как раз перемещение атомов в пустоте рождает все многообразие мира. Следовательно, единство небытия и бытия имеется действительно сущее. В философии Демокрита сделана попытка распознать единую, мышления и универсальную природу материи. Все – из атомов: и мир, и душа человека.

Софисты (к примеру, Протагор) и Сократ пробовали сместить выговор философствования с бытия на человека как место обнаружения бытия. Потому, что с их точки зрения человек имеется мера всех вещей, то он и определяет статус существования чего бы то ни было. Он мера бытия. Сократ, отстаивая автономность людской разума, заявил высшей действительностью не бытие космоса, а личное, но общезначимое сознание. Эта мысль выступит истоком коренного поворота в трактовке бытия в Новое время.

Платон выделяет два рода бытия: подлинное бытие (мир духовных сущностей, идей) и материальное, чувственное бытие (мир вещей). Мир идей – это бытие настоящее, подлинное, вечное, неизменное. А мир чувственных вещей – неподлинное бытие, потому, что данный мир преходящ и смертен. В нем так как нет ничего вечного, все в нем течет, разрушается, погибает. Данный мир есть бледной тенью мира идей. Для обеспечения возможности взаимопроникновения, единства двух родов бытия Платон вводит понятие Единого.

Учение Платона об подлинном бытии как самотождественном, неизменном и вечном продолжают неоплатоники. Плотин за Платоном различает бытие и Единое. Единое понимается как обстоятельство бытия, его «производитель». Единое – абсолют, что ни от чего не зависит, все же другое бытие излучается им с необходимостью. Позднее это учение станет основанием для мистического пантеизма.

Аристотель, сохраняя представление о бытии как вечном и самотождественном, различает бытие по большому счету, как бытие в возможности, и бытие в конечном итоге, которое неизменно бытие чего-то (другими словами бытие конкретного). Таковой подход рассмотрения сущего в виде конкретных форм бытия кроме этого возьмёт развитие в Новое время. Пробуя отыскать неизменное в изменчивом чувственном мире, Аристотель вводит материи и понятия формы как активного и страдательного начал бытия. Единство этих начал образовывает реальность мира, которая, со своей стороны, думает наличие высшей действительности – Всевышнего, как идея мысли, как чистую форму, как первооснову.

Средневековое мышление подверглось влиянию как со стороны древней философии (в первую очередь неоплатоников и Аристотеля), так и со стороны христианского откровения. Единственной настоящей действительностью признавалось Полное бытие, Всевышний, а все остальные действительности как материальные, так и нематериальные, рассматривались существующими, но с различной степенью причастности к настоящему бытию. формы и Аристотелевские категории материи и мысль перводвигателя, соответственно преобразованные довольно христианского откровения, очень прекрасно растолковывали идею креационизма, творения из ничего, наделения свойством «быть». Исходя из этого как раз они были использованы Фомой Аквинским в его учении о бытии. Понятие «Бытие» раскрывается посредством понятия «Единого», мыслимого как Единый Всевышний, информирующий всему единство и существование, и о котором в Ветхом Завете сообщено, что он имеется «Сущий». Мысль о сущности и тождестве бытия в Всевышнем и нетождественности сущности и бытия в тварях, в их существовании (экзистенции) возродится в поменянном виде в экзистенциальной философии XX века.

В Новое время происходят значительные трансформации в трактовке бытия. Дело в том, что в ходе становления науки и коренных социальных трансформаций активизируется людская деятельность, ориентированная на знание, экономический успех и пользу. Человек, его сознание, потребности, его жизнь стали восприниматься как несомненное и настоящее бытие. Это стало причиной ослабление идеи существования объективного бытия Абсолюта, Всевышнего. Философия, высказывая дух эры, осуществляет переориентацию в трактовке бытия, выдвинув на первый замысел субъективно-идеалистическую (гносеологическую) концепцию, а на базе развития естествознания – материалистическую (натуралистически-объективист-скую).

Так, Декарт, от которого ведет отсчет философия Нового времени, утверждал, что акт мышления – «я мыслю» – имеется самое простое и самоочевиднейшее мира существования и основание человека. Возможно сомневаться, писал Декарт, существует ли объективный мир (Всевышний, природа, другие люди), но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, а следовательно, существую. Сущность данной мировоззренческой позиции пребывает в том, что человек, как существо талантливое сообщить «я мыслю, я существую», есть условием и возможностью существования мира, но не мира по большому счету, а мира, что он может осознавать, функционировать в нем, ставить какие-то цели, соразмерные миру и себе, что-то знать о нем. Так, Декарт сделал идея бытием, а творцом мысли заявил человека. Бытие стало субъективным, трансформировавшись в человекоразмерное бытие, определяемое людскими свойствами принимать и функционировать.

Таковой подход к осмыслению неприятности бытия делается ведущим в западно-европейской философии XIX–XX вв. Приведем примеры понимания бытия в различных философских учениях этого периода. Кант говорит о бытии, зависимом от познания, осуществляемого человеком. Философия судьбы говорит, что бытие – это потребности и жизнь ее возрастания. Философская антропология разглядывает бытие как свойство человека выходить за собственные пределы и тем самым обосновывать все сущее. Экзистенциализм прямо заявляет, что человек и лишь он имеется настоящее и предельное бытие: вопрос о бытии – это вопрос о его смысле, а суть постоянно задаёт сам человек.

Марксистская философия, утверждая, что бытие «по большому счету имеется открытый вопрос, начиная с той границы, где заканчивается отечественное поле зрения» (Ф. Энгельс), отождествляет его с объективным миром (общество и природа), данным человеку в его предметно-практической деятельности. Бытие имеется лишь то, что возможно выяснено научным, практикой и рациональным знанием.

Русские религиозные философы осудили отказ от понимания бытия как Абсолюта, критиковали новоевропейского человека, что возгордился собственной автономностью и возжелал быть всевышним на земле. Они считали такую мировоззренческую установку соблазном, грехом, ведущим в социальный, политический, нравственный тупик. Выход русские религиозные философы видели в укоренении для того чтобы мировоззрения, которое признавало бы, что бытие дано изначально, до всяких форм людской деятельности. Знание имеется самораскрытие бытия, и познающий субъект не должен, следуя Канту, утверждать, что он конструирует мир явлений в опыте собственного сознания. Человеку нужно согласиться с тем, что его личное сознание имеется только медиум, другими словами посредник между Абсолютом и миром.

Определение БЫТИЯ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: