Финансовый анализ деятельности медицинских учреждений.

Обеспечение денежной устойчивости медучреждений – главная задача экономического анализа медучреждений.

Денежный анализ есть составной частью экономического анализа.

Возможно выделить две главные группы факторов, воздействующих на денежное состояние медучреждений.

1) Внешние:

— совокупность финансирования;

— оплата за оказание медицинской услуги;

— уровень тарифов;

— совокупность налогообложения и т.п.

2) Внутренние:

— структура медучреждения;

показатели работы медучреждений и его подразделений;

— совокупности зарплаты и т.п.

При проведении денежного анализа нужно различать понятия «финансовое положение» и «финансовая деятельность».

Денежная деятельность характеризует динамику деятельности учреждения, промежуточные денежные результаты.

Денежное положение характеризует статику, состояние финучреждения на определённый момент, конкретную дату. Универсальным документом, отражающим денежное положение медучреждений и результаты его денежной деятельности, есть бухгалтерский баланс. Но бухгалтерский баланс в медицинском учреждении имеет собственные особенности: нет амортизации, нет собственного имущества, выделяется баланс лишь по предпринимательской деятельности и не делится на другие источники финансирования.

Вследствие этого направляться проводить денежный анализ по источникам доходов – бюджет, ОМС, платные услуги и раздельно по расходам и доходам.

Но полную картину может дать лишь анализ денежного состояния с анализом фрагментов бухгалтерского баланса. И тут практика распознала два главных направления возможности оценить эффективность – наличие задолженности по кредиту и соотношение расходов и доходов.

Изучение результатов хозяйственной деятельности медучреждения направляться проводить в разрезе подразделений и источников финансирования, помимо этого, по фактическим и кассовым расходам.

Кассовыми затратами (КР) считаются все суммы, перечисленные с текущего счета в отделении казначейства в оплату собственных обязательств на квитанции поставщиков за товары, сделанные одолжения, выполненные работы, и на квитанции получателей средств по нетоварным операциям и обязательным расчётам (платежам в бюджет, переводам из заработной платы, погашению задолженности по ссудам), в большинстве случаев, минуя собственный счет. Исключение составляют случаи, в то время, когда деньги приходят на текущий счет в обслуживающем банке учреждения, к примеру, чтобы получить наличные денежных средств, по предъявленным платёжным поручениям и платёжным требованиям, акцептованным банком. Возврат денежных средств на квитанции ведет к восстановлению, другими словами уменьшению кассовых затрат. Но по ним нельзя судить о фактическом применении средств, поскольку отдельные суммы смогут быть начислены, но не выплачены. Кассовые затраты показывают сумму средств, взятых учреждением из бюджета, что разрешает располагать данными о кассовом выполнении смет и об остатках неиспользованных кредитов на каждую конкретную дату.

На величину кассовых затрат влияют следующие факторы: остатки денежных средств учреждения на начало года (О н.г.), сумма взятых средств из бюджета (П), остатки денежных средств учреждения на конец года (О к.г.).

Математическая связь кассовых основных факторов и расходов, под влиянием которых формируется их величина, возможно записана в следующем виде:

КР = О н.г. + П – О к.г.

Фактические затраты (ФР) – это настоящие затраты учреждения, оформленные соответствующими документами, включая затраты по неоплаченным квитанциям кредиторов, по начисленным зарплате и стипендиям. Эти затраты отражают фактическое исполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного выполнения сметы затрат. Величина фактических затрат зависит от следующих факторов: изменение задолженности по кредиту на конец года если сравнивать с началом (ЗК), изменение остатков по квитанциям материалов на конец года если сравнивать с началом (ОМ), изменение дебиторской задолженности на конец года если сравнивать с началом (ЗД), изменение остатков по квитанциям подотчетных лиц на конец года если сравнивать с началом (ПЛ).

Математическая связь фактических основных групп и расходов факторов, под влиянием которых формируется их величина, возможно записана в следующем виде:

ФР = КР – (ЗК + ОМ + ЗД + ПЛ)

либо

Ф = КР – ((ЗК н.г. – ЗК к.г.) +.(ОМ н.г. – ОМ к.г.) + (ЗД н.г. – ЗД к.г.) + (ПЛ н.г. – ПЛ к.г.)),

где изменение всех факторов представлено в виде отличия их величины на начало и конец года.

Следовательно, возможно сделать вывод о том, что кассовые затраты характеризуют перемещение денежных средств, выделенных учреждению, а фактические затраты – полноту их применения.

Наиболее значимым этапом анализа затрат есть изучение соотношения между кассовыми и фактическими затратами. Оно может характеризоваться равенством между ними, превышением кассовых затрат над фактическими либо фактических затрат над кассовыми. Изучение существующей между ними зависимости и объективной взаимосвязи разрешает распознать производственные и денежные обстановки, появившиеся в ходе выполнения сметы.

При характеристике связи между кассовыми и фактическими затратами нужно исходить из того, что перечисление средств из республиканского бюджета осуществляется в соответствии с утвержденной в соответствии с правилами смете затрат. Она предусматривает потребность учреждения в финансовых ресурсах для хозяйственных операций (приобретение товарно-расчётов и материальных ценностей с их поставщиками и т.д.), связанных с его деятельностью в текущем бюджетном (календарном) году. Исходя из этого возможно высказать предположение, что в определенных (совершенных) условиях кассовые и фактические затраты равны и их соотношение в этом случае характеризуется выражением КР = ФР.

Но на практике случаи равенства кассовых и фактических затрат весьма редки. Они вероятно только в том случае, в то время, когда перемещение средств на текущем счете учреждения и списание затрат происходят в один момент, к примеру, при оплате сделанных одолжений по предъявленному счету (взнос абонентской платы за пользование телефоном, электропотребление, воды, за отопление и др.)

В большинстве же случаев кассовые и фактические затраты по времени осуществления и полной величине не совпадают. Это связано с тем, что не все финансовые средства, перечисленные с текущего счета в казначействе либо в обслуживающем банке, смогут быть списаны и отнесены на фактические затраты конкретно в момент их получения. К примеру, сумма начисленной заработной платы за декабрь может не равняться сумме израсходованных денежных средств со счета в банке за данный же месяц, поскольку выплата заработной платы за этот месяц года будет произведена в январе.

Помимо этого, учреждение может оплатить счет за оборудование, устройства, инструменты, но в отчетном году их не взять. Значит, кассовые затраты были произведены, а для отражения фактических затрат основания нет. Оно наступит по окончании получения оплаченных материальных ввода и ценностей их в эксплуатацию. Уплаченная за оборудование сумма бюджетных средств переходит в будущем году и отражается в балансе об выполнении сметы затрат в виде дебиторской задолженности. Характерно, что в обрисованной обстановке остатки расчетов с кредиторами и прочими дебиторами увеличатся если сравнивать с их наличием на начало года.

Оплаченные и полученные в отчетном году материальные сокровища смогут быть использованы только частично. В этом случае часть бюджетных средств списывается в сумме цены израсходованных материальных сокровищ и отражается в фактических расходах. Но фактические затраты по данной хозяйственной операции не равны кассовым, потому, что часть оплаченных материальных сокровищ остается неиспользованной. Она переходит в будущем году и отражается в балансе выполнения сметы затрат в виде остатка по квитанциям материальных сокровищ, увеличивая его если сравнивать с началом года.

Учреждение может взять согласно соглашению от вторых фирм, учреждений либо организаций материальные сокровища и всецело их израсходовать, но не оплатить из-за отсутствия средств на текущем счете в казначействе по соответствующей статье. Это отразится на сумме фактических затрат. Кассовые затраты в этом случае еще не были произведены, исходя из этого неоплаченная сумма поставщикам перейдет на следующий денежный год. В отчётности и учёте она отразится в виде остатка задолженности по кредиту на конец отчетного периода и приведет к ее росту если сравнивать с началом года, что есть показателем превышения фактических затрат над кассовыми на ту же сумму.

Подобные соотношения между кассовыми и фактическими затратами смогут складываться и по вторым хозяйственным операциям. Их изучение разрешает распознать главные направления размещения бюджетных средств, в ходе источников формирования сметы и кассового исполнения расходов фактических затрат.

Для наглядности полученные результаты возможно представить в виде (таблица 8.8):

Таблица 8.8-Анализ денежной деятельности медучреждения за год, тыс.руб.

Подразделения ДОХОДЫ (финансирование)
Бюджет ОМС Платные услуги Другие доходы Всего доходов
Стационар
Поликлиника
Родильный дом
Скорая помощь
Итого
Подразделения Затраты (фактические) Прибыль (+), убыток(-)
Бюджет ОМС Платные услуги Другие доходы Итого затраты
Стационар
Поликлиника
Родильный дом
Скорая помощь
Итого
Подразделения Затраты (кассовые) Превышение доходов над затратами
Бюджет ОМС Платные услуги Другие доходы Итого затраты
Стационар
Поликлиника
Родильный дом
Скорая помощь
Итого

Но эта таблица характеризует лишь денежную деятельность и не отражает наличие задолженностей медучреждения (дебиторской и кредиторской). Полную чёрта финансов учреждения дает анализ денежного состояния.

Здравоохранение, в отличие от вторых отраслей, характеризуется маленьким удельным весом материальных средств и имущественных прав, а в следствии недофинансирования и они сводятся к минимуму. самый эффективным подходом денежного анализа есть анализ денежных средств в разрезе источников финансирования.

Наряду с этим рассмотрение финансов направляться проводить по каждому подразделению в разрезе источников финансирования.

Более всего, для денежного состояния ответственна сумма задолженности по кредиту. Размер задолженности по кредиту зависит от многих факторов:

— от расходов и доходов учреждения;

— от форм собственности фирм – поставщиков (частные предприниматели, муниципальные работы);

— от специфики учреждения и структуры расходов;

— от способа и источника финансирования.

В соответствии с этими факторами и направляться выяснить подходы к анализу, другими словами выяснить цель анализа: узнать соотношение расходов и доходов, перемещение финансирования по источникам финансирования, структуру задолженности по кредиту в разрезе поставщиков; структуру задолженности по кредиту в разрезе статей затрат.

Базисными данными с целью проведения анализа денежного состояния должны помогать эти бухучёта, а при необходимости и первичные бухгалтерские документы. Методика анализа денежно-хозяйственной деятельности – это совокупность аналитических процедур применяемых для определения денежно-хозяйственного состояния предприятия.

Эксперты в области анализа выполняют различные методики определения денежно-хозяйственной состояния предприятия. Но последовательность и основные принципы процедурной стороны анализа являются фактически однообразными с маленькими расхождениями.

Детализация процедурной стороны методики анализа денежно-хозяйственной деятельности зависит от поставленных различных факторов и целей информационного, методического, кадрового и техобеспечения. Так, не существует общепринятой методики анализа денежно-хозяйственной деятельности предприятия, но во всех значительных качествах процедурные стороны похожи.

Серьёзное значение для анализа имеет его информационное обеспечение. Это связано с тем, что в соответствии с Законом РФ «О информатизации и защите информации» предприятие может не предоставлять данные, содержащую коммерческую тайну. Но в большинстве случаев для принятия многих ответов потенциальными партнерами компании, достаточным есть проведение экспресс-анализа денежно-хозяйственной деятельности. Кроме того с целью проведения детализированного анализа денежно-хозяйственной деятельности обычно не нужно информации составляющую коммерческую тайну. С целью проведения неспециализированного детализированного анализа денежно-хозяйственной деятельности предприятия требуются сведения по установленным формам бухгалтерской отчетности. Анализ денежно-хозяйственной деятельности предприятия проводится в три этапа.

На начальной стадии принимается ответ о целесообразности анализа денежной отчетности и проверяется ее готовности к чтению. Задачу о целесообразности анализа разрешает решить ознакомление с аудиторским заключением. Существует два главных типа аудиторских заключений: стандартноеинестандартное.Стандартное аудиторское заключение представляет собой унифицированный коротко изложенный документ, содержащий хорошую оценку аудиторской компании о достоверности представленной в ее соответствии и отчёте информации действующим нормативным документам. В этом случае проведение анализа целесообразно и быть может, так как отчетность во всех значительных качествах объективно отражает денежно-хозяйственную деятельность предприятия.

Нестандартное аудиторское заключение составляется в тех случаях, в то время, когда аудиторская компания не имеет возможности составить стандартное аудиторское заключение в силу последовательности обстоятельств, в частности: кое-какие неточности в бухгалтерской отчетности компании, разные неопределенности денежного и организационного характера и т.п. В этом случае сокровище аналитических выводов составленных по данной отчетности понижается.

Аудит готовности отчетности к чтению носит технический темперамент и связана с визуальной проверкой наличия нужны

анализ и Планирование денежно-хозяйственной деятельности медорганизации


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: