Фирма в системе рыночных отношений. теории фирмы.

Компания- это организация, обладающая одним либо несколькими фирмами и применяющая ресурсы для производства товара либо услуги с целью получения прибыли.

Какая обстоятельство заставляет личных предпринимателей объединяться в компанию? Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем точную данные, которая требует громадных издержек, именуемых трансакционными(лат. traпsactio — сделка).

Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами (поиск информации о стоимостях, ведением переговоров и т.д).

Методом снизить эти затраты есть организация компании, в которой трансакции оказываются дешевле. В сопоставлении рыночных и административных регуляторов решается вопрос об оптимальных размерах компании.Они определяются точкой, где предельные затраты применения рынка становятся равными предельным затратам применения административного контроля. До данной границы удачна административная «иерархия» (компания), по окончании — рынок. Размер компании зависит кроме этого от отрасли, технологии и т.д.

С издержками обращения (трансакции) связана еще одна неприятность — определение границ действия рыночных взаимоотношений.Уровень влияния друг на друга обмена и производства (трансакций) отражен в теореме А. Смита (XVIII в.) и теореме Р. Коуза (ХХ в.). Теорема А. Смита обосновывает, что необязательный обмен приносит пользу обеим сторонам. обеспечение выгоды и Развитие рынка в ходе обмена товарами между компаниями достигается в следствии специализации, основанной на разделении труда. Но расширение обмена (Р. Коуз) сопровождается ростом трансакционных издержек. Появляется несоответствие: за счет специализации издержки уменьшаются, а за счет расширения территориальных границ рыночных взаимоотношений — растут, в следствии чего пользы от разделения труда смогут быть сведены к нулю.

В западной экономической литературе существует множество теорий компании.

1. Классическая теорияобъясняет поведение компании рвением к максимизации прибыли.

2. Менеджеральная теорияфирмы обосновывает, что цель компании — максимизация количества продаж и лишь позже — дохода. Главную роль в этом ходе играются не собственники, а управленцы, менеджеры, каковые заинтересованы в росте торговой выручки, поскольку от нее зависит их жалованье и льготы и другие выплаты.

3. Теория максимизации ростаоснована на идее о том, что растущая компания предпочтительнее, нежели легко крупнаяфирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры. Рост осуществляется за счет поглощений и слияний, т.е. методом горизонтальной, диверсификации и вертикальной интеграции.

Горизонтальная интеграция сопровож-дается приобретением одной компанией вторых, занимающихся одним и тем же бизнесом.

Разновидностью горизонтальной интеграции есть диверсификация, означающая объединение компаний, чьи технологические процессы никак не связаны.

Вертикальная интеграция свидетельствует объединение компаний, занятых на целом последовательности этапов производственного процесса снизу вверх (к примеру, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

4. Теории множественных целейглавный упор делают на характере поведения высшего управления компании. Поведение должно быть таким, дабы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, руководителей и акционеров. Эта теория громаднейшее распр-е взяла в Японии.

В любой теории нужным звеном есть определение стратегии компании. Стратегия — это выбор компанией главных долговременных задач и целей, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, нужных с целью достижения этих целей.

Различают два типа стратегии: оборонительную и наступательную.

Оборонительная стратегиясостоит в выжидательном поведении компании, в то время, когда она смотрит за своими конкурентами и рынком, ожидает появления нового продукта и концентрирует свои силы на производстве его прототипа.

Наступательная стратегияпредусмат-ривает активное обновление производства за счет инноваций, новшеств, заполнения и освоения рыночной ниши.

Институциональная теория, скоро распространяющаяся в Российской Федерации, обрисовывает три типа компаний: в командной экономике, в рыночной и переходной.

Предприятие, действовавшее в командной экономике, было ориентировано не на максимизацию прибыли, а на исполнение замысла с обычной напряженностью. Твёрдая дисциплина исполнения замысла достигалась тремя механизмами контроля: партийным, хозяйственным (через министерства) и советским (через исполнительные органы Советов народных депутатов).

Компания, действующая в рыночной экономике, нацелена на максимизацию прибыли. Эту цель компании задает не плановый орган, а акционеры. Со своей стороны, размер прибыли целиком и полностью зависит от действий наемных менеджеров.

Компания переходной экономики как следует отличается от двух первых. Предприятие ориентировано на выживание, на сохранение трудового коллектива.

Экономическая теория. Лекция 3. собственность и Потребность в совокупности рыночных взаимоотношений


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: