Физиогномические стереотипы и стереотипы внешности

Социальные стереотипы – одна из баз формирования первого впечатления. Социальный стереотип – устойчивое представление о каких-либо явлениях либо людях, характерное представителям той либо другой группы. Любой социальный стереотип есть порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им только в том случае, если относит себя к данной группе.

Везде, где возможно выделить разные группы, существуют и стереотипы, определяющие представления этих групп приятель о приятеле, и адекватно они смогут употребляться лишь в межгрупповых отношениях для стремительной ориентировки в определении и ситуации людей как представителей разных групп. определение и Ориентировка происходят мгновенно – по символам групповой принадлежности срабатывает механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий социальный стереотип. Наряду с этим совсем не имеет значение, что происходит в конечном итоге, каков персональный опыт обладателя стереотипа, – основное, не совершить ошибку в определении.

Ситуации первого знакомства относятся как раз к межгрупповому уровню общения, потому, что для людей как социальных существ основное – решить вопрос о групповой принадлежности партнера. Исходя из этого самые важными чертями партнера в данной обстановке являются те, каковые разрешают отнести его к какой-то категории, группе. Эти характеристики воспринимаются самый совершенно верно. Все особенности и остальные черты, появлявшиеся не в фокусе, попросту достраиваются по определенным схемам.

Один из переработки информации и способов усвоения – сличение снова поступающей информации с стереотипами и социальными эталонами, каковые вырабатываются обществом, являются частью данной культуры, усваиваются человеком с детства. В то время, когда восьмиклассникам внесли предложение написать, как они себе воображают доктора, учителя, лесоруба, то в чертей всех трех профессий вошли стереотипные суждения: «лесоруб должен быть сильным, загорелым», «преподаватель должен быть строгим, требовательным, одет в чёрный скромный костюм». Эти суждения более всего были выражены в описании доктора: «Доктор должен быть в белом халате, чистом колпаке, постоянно иметь при себе трубку, мочь успокоить больного, отвлечь от тяжелых мыслей» и т. д.

Процесс образования стереотипов неизбежен и направляется как разными видами мастерства, так и (в той либо другой степени) группами, в сфере влияния которых находится этот человек. Влияние литературы прослеживается в отборе тех показателей, которыми наделяют дети хороших, умных, злых, рассеянных людей. Злые как словно бы пришли из народных сказок, где зло воплощается в образе бабы-яги, колдуньи: с крючковатым носом, морщинистым лицом, всклокоченными волосами и т. п.

В подтверждение сообщённого возможно привести описание злого человека учеником 8 класса: «Не добрый человек маленького роста, шнобель с горбинкой, громадный рот с узкими губами. Все лицо в морщинах. Перемещения угловатые, фигура сутулая, пальцы скрючены, с громадными ногтями».

Стереотипы, зафиксировавшие в себе связи между чертами чертами личности и физическими внешности и характера, очень бессчётны. Достаточно напомнить обширно распространенное убеждение, что люди с громадным лбом умны (в американской критической литературе кроме того узаконен последовательность особых терминов – «литература для высоколобых», «книги для низколобых» и т. п.).

В научно-популярной литературе 1970-х годов приводилось описание одного хитроумного опыта. Были отобраны 155 человек, которым назвали семнадцать имен и попросили отметить, к каким именам они отнесли бы внешности и такие черты характера, как миловидность, общительность, любезность, сварливость. Самым радостным выяснилось имя Джон: 93 процента опрошенных сделали вывод, что человек, носящий это имя, любезен и общителен. (Ответы людей, опытных хоть одного настоящего человека с именем Джон, исключались.) Имя «Энн» взяло первое место среди хороших женских имен, а «Матильда» была признана большинством ветхой и некрасивой.

Как довольно часто оперируют юноши и подростки социальными стереотипами?

Оценивая абстрактных людей («хороший», «умный» и т. д.) или литературных персонажей, они применяют стереотипы, действительно, достаточно неуверено и не всегда умело и совершенно верно. Но при оценивании конкретно принимаемого человека стереотипы подобного рода у ребёнка «не трудятся» и смогут привлекаться для оценки только позднее, в юношеском возрасте.

Часто употребляются аналогии-стереотипы: «рот пара старушечий», «шнобель из тех, что у обывателей именуется римским», «губы как у врубелевской Тамары».

Часть догадок, базирующаяся на показателях физического склада, относится к попыткам выяснить национальность, происхождение, другими словами принимаемое лицо без сомнений сличается с какими-то стереотипами. Примеры: «Румянец щёк свидетельствует, что она из центральной полосы России», «смуглая, возможно, южанка», «чем-то напоминает горянку, быть может, из Армении».

Наблюдения за экспрессией принимаемого человека, ранее незнакомого, помогают для выводов о более глубинных, личностных особенностях человека: «В действиях не чувствуется горячности, поспешности, действия размеренные и спокойные»; «думается, что человек способен к размышлению, и имеется какая-то внутренняя скромность».

Сложившаяся самооценка, самообраз начинают регулировать, определять процесс восприятия другого человека. Самооценка получает необычный установочный темперамент. Кое-какие дети при восприятии другого человека отталкиваются от тех линия физического склада, личности, характера, которыми владеют сами. Так, к примеру, большой, большой мальчик-спортсмен пишет о взрослом мужчине: «Ив. Ив. – богатырского сложения». Скромная, опрятная, пышноволосая девочка пишет о даме: «Волосы пышные, яркие. Держалась робко. Культурная дама, поскольку одета опрятно».

НАРУЖНОСТЬ не Основное?РАЗБЕЙ СТЕРЕОТИПЫ!


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: