Флуктуация «первых принципов»: i. идеализм и материализм

IV. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ФАКТАМИ

ИЗ ВТОРЫХ КУЛЬТУР______________________

Разглядываемая сообщение истины веры (и частично истины разума) с низким уровнем и идеализмом естественных наук, а с другой стороны, истины эмоций — с материализмом и высоким уровнем развития науки обнаруживается и в некоторых вторых великих культурах. Мы уже знаем, что господствующей системой истины в индийской культуре есть истина веры и отчасти — идеалистического разума. Ожидание, основанное на единообразии связей в остальных примерах, что идеализм должен быть исходя из этого преобладающей совокупностью в области онтологии вправду всецело подтверждается.

Непременно господствующей метафизикой в Индии, начиная с ведийского периода и вплоть сейчас, несомненно был идеализм того либо иного типа. Подробные эти на этот счет были приведены в главе 1, в которой коротко, но в полной мере подробно была освещена роль материализма в истории индийской мысли. Наряду с этим стало известно, что господство идеализма было столь полным, что удается найти кое-какие следы материализма на верхних уровнях индийской мысли лишь благодаря интенсивным научным изучениям. Действительно, некоторые незначительные его следы имеются в индийской мысли ведийского и постведийского периодов, но само «рассеяние» материализма подтверждает тот факт, что практически он не пользовался влиянием.

Более того; ссылки на материализм находятся практически исключительно в произведениях авторов-идеалистов, стремящихся опровергнуть для того чтобы рода идеи. Две Брихаспати, шксЛа чарва-ков и настиков практически были единственными представителями материализма. Но кроме того и о них упоминания сохранились в основном в произведениях их идеалистических критиков — таких как «Прободхачандродая» Кришна Мишры6, брах-Манистских текстах и в основном идеалистических художественных либо некоторых политических произведениях (к примеру, Веманы, ок. 1400г. н.э.; «Артхашастре»7). Подобные факты красноречиво говорят о явном господстве идеализма в индийской культуре и, помимо этого, подтверждают тезис о том, что идеациональная культура заключает в себе исидеалистическую онтологию и тину веры, каковые, в собственную очередь, связаны со не сильный развитием науки и техники.

Часть 3. знания систем и Флуктуация истины

Все сообщённое об Индии применимо не только к буддизму, джайнизму и т. д., но и к даосской ее метафизике и культуре. Как мы уже знаем, ее истина — это в основном истина веры, и сейчас к этому возможно добавить, что онтология даосизма носит в основном идеалистический темперамент. Кроме того беглое знакомство с даосскими текстами разрешает сделать вывод, что материализм занимает в них скромное место, в случае если вообще занимает какое-нибудь. Помимо этого, и в этом случае четко обнаруживается тесная сообщение идеализма и истины веры с низким уровнем развития естествознания.

16

ФЛУКТУАЦИЯ «ПЕРВЫХ ПРАВИЛ»: II. ФЛУКТУАЦИЯ ЭТЕРНАЛИСТСКОЙ И ТЕМПОРАЛИСТСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ

I. ЭТЕРНАЛИЗМ, ТЕМПОРАЛИЗМ И ТЕОРИИ СМЕШАННОГО ТИПА_________________

Следующим неспециализированным принципом, что очевидно либо неявно лежит в базе многих философских, религиозных и этических теорий и, помимо этого, обусловливает множество более частных идеологий, убеждений и верований, есть этернализм, противостоящий темпорализму.

Возможно выделить три типа вероятных ответов данной неприятности: 1) Идеология Бытия (либо этернализм), подчеркивающая, что подлинная последняя действительность — это неизменное, вневременное, либо вечное Бытие. Всякое изменение, всякое Становление имеется или чистая иллюзия, или что-то вторичное. 2) Идеология Становления (либо темпорализм), утверждающая, что подлинная действительность — это постоянное изменение, ни при каких обстоятельствах не прекращающееся течение, в котором любой момент отличается от другого по таким временным чертям, как «раньше-позже», «до и по окончании» и т. п. 3) Синтез, либо примирение этернализма и темпорализма, в соответствии с которому подлинная действительность включает в себя оба нюанса. Таковы главные теории, предлагающие вероятные ответы данной крайне важной неприятности. Первая из теорий пробовала доказать, что Становление (и эквивалентные ему Понятия) — это или что-то несуществующее либо нереальное, или особенный нюанс Бытия. Главные постулаты философской Мысли Старой Индии (в брахманистский период), даосизма 6 Китае, многие теологические концепции, понятия о «по окончаниидней действительности» в некоторых философских совокупностях, учения Парменида и Зенона о настоящей действительности, знаменитые доказательства Зенона о неосуществимости существования

Реми Майснер о идеализме и материализме хорошей русской литературы


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: