Формирование и развитие памяти

Обратимся сейчас к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех обычных трансформациях, каковые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых,

механическая память неспешно дополняется и замещается логической. Во-вторых, яркое запоминание со временем преобразовывается в опосредствованное, которое связано с активным и осознанным применением для воспроизведения и запоминания разных мнемотехнических средств и приёмов. В-третьих, непроизвольное запоминание, главное в юные годы, у взрослого человека преобразовывается в произвольное.

В развитии памяти в целом возможно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех подряд цивилизованных людей по мере публичного прогресса и ее постепенное улучшение у раздельно забранного индивида в ходе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

Значительный вклад в познание филогенетического развития памяти внес П.П.Блонский. Он высказал и развил идея о том, что разные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются кроме этого различными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П.Блонский высказал и обосновал идея о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно оказались друг за другом.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка достаточно рано и кроме этого в определенной последовательности. Позднее вторых складывается и начинает трудиться логическая память, либо, как ее время от времени именовал П.П.Блонский, «память-рассказ». Она имеется уже у ребенка 3—4-летнего возраста в относительно элементарных формах, но достигает обычного уровня развития только в подростковом и юношеском возрасте. Ее дальнейшее улучшение и совершенствование связаны с обучением человека базам наук.

Начало образной памяти связывается со вторым годом судьбы, и считается, что данный вид памяти достигает собственной высшей точки лишь к юношескому возрасту. Ранее вторых, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени — это моторная, либо двигательная, память. В генетическом замысле она предшествует всем остальным. Так вычислял П.П.Блонский.

Но многие эти, в частности факты, свидетельствующие о очень ранней онтогенетической эмоциональной откли-каемости младенца на обращение матери, показывают, что,

по-видимому, раньше вторых начинает функционировать аффективная, а не двигательная память. В полной мере возможно, что они появляются и развиваются фактически в один момент. По крайней мере окончательного ответа на этот вопрос пока не получено.

Под пара иным углом зрения разглядывал историческое развитие памяти человека Л.С.Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло в основном по линии изменения средств связей и улучшения запоминания мнемической функции с другими состояниями человека и психическими процессами. Исторически развиваясь, обогащая собственную материальную и духовную культуру, человек производил все более идеальные средства запоминания, самоё важным из которых есть письмо. (В течение XX в., уже по окончании ухода Л.С.Выготского из судьбы, к ним добавилось множество вторых, очень хранения информации и эффективных средств запоминания, в особенности в связи с научным прогрессом.) Благодаря разным формам речи — устной, письменной, внешней, внутренней — человек был талантливым подчинить память собственной воле, разумно осуществлять контроль движение запоминания, руководить процессом воспроизведения и сохранения информации.

Память по мере собственного развития все более сближалась с мышлением. «Анализ показывает, — писал Л.С.Выготский, — что мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать… Ни при каких обстоятельствах мышление не обнаруживает таковой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление тут начинается в яркой зависимости от памяти»1. Изучение форм не хватает развитого детского мышления, иначе, обнаруживает, что они являются припоминанием по поводу одного частного случая подобно случаю, имевшему место в прошлом.

Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими его психотерапевтическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по собственному содержанию эти трансформации иногда противоположны тем, каковые существовали между психическими процессами и памятью в ранние годы. К примеру, отношение «мыслить — значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется на отношение, соглас-

1 Выготский Л. С. ее развитие и Память в детском возрасте // Хрестоматия по неспециализированной психологии: Психология памяти. — М., 1979. — С. 161.

но которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить либо отыскать в памяти — значит осознать, осмыслить, сообразить».

Особые изучения яркого и опосредствованного запоминания в детском возрасте совершил А.НЛеон-тьев. Он экспериментально продемонстрировал, как один мнемический процесс — яркое запоминание — с возрастом неспешно замещается вторым, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более воспроизведения материала-средств и совершенных стимулов запоминания. Роль мнемотехниче-ских средств в совершенствовании памяти, согласно точки зрения А.НЛе-онтьева, пребывает в том, что, «обращаясь к потреблению запасных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру отечественного акта запоминания; прежде прямое, яркое отечественное запоминание делается опосредствованным»1.

Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности: сперва они выступают как внешние (к примеру, завязывание узелков на память, применение для запоминания разных предметов, зарубок, пальцев рук и т.п.), а после этого становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, идея).

В формировании внутренних средств запоминания центральная роль в собственности речи. «Возможно предположить, — подмечает А.Н Леонтьев, — что самый переход, совершающийся от снаружи опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю»2.

На базе опытов, совершённых с детьми различного возраста и со студентами в качестве испытуемых, А.Н Леонтьев вывел кривую развития яркого и опосредствованного запоминания, изображенную на рис. 47. Эта кривая, названную «параллелограмм развития памяти», говорит о том, что у дошкольников с возрастом улучшается яркое запоминание, причем его развитие идет стремительнее, чем развитие опосредствованного запоминания. Параллельно с этим возрастает разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.

Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития яркого и опосредствованного запоминания, а после этого и более стремительного совершенствования опос-

‘Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по неспециализированной психологии: Психология памяти. — М., 1979. — С. 166. 2В том месте же. — С. 167.

Рис. 47. Развитие яркого (верхняя кривая) и опосредствованного (нижняя кривая) запоминания у юношей и детей (по А.Н .Леонтьеву)

редствованной памяти. Обе кривые с возрастом выявляют тенденцию к сближению, поскольку опосредствованное запоминание, развиваясь более стремительными темпами, скоро по продуктивности догоняет яркое и, в случае если гипотетически продолжить дальше изображенные на рис. 47 кривые, должно его в конечном итоге обогнать. В пользу последнего предположения говорит тот факт, что взрослые люди, систематически занимающиеся умственным трудом и, следовательно, неизменно упражняющие собственную опосредствованную память, при жажде и при соответствующей умственной работе весьма легко смогут запомнить материал, владея вместе с тем страно не сильный механической памятью.

В случае если у дошкольников запоминание, как об этом свидетельствуют разглядываемые кривые, по большей части яркое, то у взрослого оно в основном (а возможно, кроме того только в силу сделанного выше предположения) опосредствованное .

Значительную роль в развитии памяти играется обращение, исходя из этого процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.

* * *

Подведем итоги того, что было сообщено о памяти в данной главе, и в один момент попытаемся сформулировать на базе изложенного тут материала кое-какие практические советы по улучшению памяти.

Последний из отмеченных нами фактов — об особенной роли, которую играется обращение в процессах воспроизведения и запоминания, — позволяет сделать следующие выводы:

1. То, что мы можем выразить словами, в большинстве случаев запоминается легче и лучше, чем то, что возможно воспринято лишь зрительно либо на слух. В случае если, помимо этого, слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а результат его осмысления, т.е. в случае если слово не наименование, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом значительную идея, то такое запоминание есть самоё продуктивным. Чем больше мы думаем над материалом, чем активнее мы стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается.

2. В случае если предметом запоминания есть текст, то наличие заблаговременно продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на каковые смогут быть отысканы в ходе чтения текста, содействует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится продолжительнее и правильнее воспроизводится, чем тогда, в то время, когда вопросы к нему ставятся уже по окончании его прочтения.

3. припоминание и Сохранение как мнемические процессы имеют собственные особенности. Многие случаи забывания, которые связаны с долгосрочной памятью, разъясняются не столько тем, что воспроизводимый материал не был как направляться запомнен, сколько тем, что при воспоминании к нему был затруднен доступ. Нехорошая память человека возможно больше связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового. Попытки

что-либо отыскать в памяти, извлечь это в необходимый момент из долгосрочной памяти, где в большинстве случаев хранится много информации, подобны поискам маленькой книги в огромной библиотеке либо цитаты в собрании произведений, насчитывающем десятки томов. Неудача в отыскании книги либо цитаты в этом случае может оказаться связанной не с тем, что их вовсе нет в соответствующих хранилищах, а с тем, что мы, возможно, ищем их не в том месте, где необходимо, и не так, как требуется. самые показательные примеры успешного припоминания дает нам обморок. Под его влиянием человек нежданно может припомнить в далеком прошлом забытые события далекого детства, впечатления о которых, казалось бы, окончательно потеряны.

4. В случае если двум группам людей предложить запомнить однообразный перечень слов, каковые возможно сгруппировать по смыслу, и в случае если, помимо этого, обе группы людей снабдить различными обобщающими словами-стимулами, благодаря которым возможно уменьшить припоминание, то окажется, что любая из них в состоянии будет отыскать в памяти больше как раз тех слов, каковые связаны с предложенными ей словами-стимулами.

Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми мы располагаем для запоминания, чем более несложны и дешёвы они для нас в необходимый момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, помимо этого, увеличивают возможность успешного припоминания: верная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психотерапевтических условий, каковые аналогичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала.

5. Чем больше умственных упрочнений мы прилагаем к тому, дабы организовать данные, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она позже припоминается. Один из действенных способов структурирования запоминания — это придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево» (рис. 48). Такие структуры обширно распространены везде, где нужно коротко и компактно представить громадный количество информации.

Организация запоминаемого материала в подобного рода структуры содействует его лучшему воспроизведению вследствие того что существенно облегчает последующий поиск нужной информацим в «кладовых» долгосрочной памяти, а данный поиск требует совокупности продуманных, экономичных действий, точно ведущих к нужному результату. При предварительной структурной организации запоминаемого материала вместе с ним в

Главное СЛОВО, ПЕРЕДАЮЩЕЕ САМЫЙ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ Суть ТЕКСТА

Главные СЛОВА, ПЕРЕДАЮЩИЕ Суть ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА

Главные СЛОВА, ПЕРЕДАЮЩИЕ Суть ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Рис. 48. Смысловая структура организации материала по типу «дерево», самый обширно применяемая в разнообразных «хранилищах» информации

долгосрочную память закладывается и сама схема, благодаря которой материал был организован. При его воспроизведении мы можем воспользоваться данной схемой как готовой. В другом случае ее бы было нужно создавать и конструировать заново, поскольку воспоминание кроме этого происходит по схемам.

На данный момент создано и на практике употребляется большое количество разнообразных методов и систем практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих способов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые — на развитии у человека свойства осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые — на активном использовании и приобретении в процессах воспроизведения и запоминания особых мнемотехнических средств, действий и приёмов. Все эти способы в конечном итоге основаны на установленных в научных изучениях и подтвержденных судьбой фактах связи памяти с другими психологическими процессами человека и его практической деятельностью.

6. Потому, что от внимания к материалу конкретно зависит его запоминание, то каждые приемы, разрешающие руководить вниманием, могут быть нужными и для запоминания. На этом, например, базируется один из способов улучшения за-

поминания младшими школьниками и дошкольниками учебного материала, что стараются сделать таким, дабы он вызывал к себе непроизвольный внимание обучающихся, завлекал их внимание.

7. На вспоминание материала воздействуют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-различному. О обстановках, покинувших в отечественной памяти броский, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в собственной памяти, больше и чаще соотносим с другими. Хорошие чувства, в большинстве случаев, содействуют припоминанию, а отрицательные мешают.

8. Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти обстановки; исходя из этого, в то время, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся обстановка, припоминание облегчается. Умелым методом было доказано, что в случае если в момент запоминания человек находится в немного поднятом либо подавленном настроении, то неестественное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании усиливает память.

9. На технике улучшения восприятия материала базируются разные приемы обучения так именуемому «ускоренному» чтению. Человека тут учат скоро обнаруживать в тексте самоё важное и принимать в основном это, сознательно пропуская все другое. В большой степени такому обучению, а следовательно, и совершенствованию запоминания смогут оказать помощь психолингвистические знания о смысловой структуре текстов.

10. Продемонстрировано, что воображением возможно руководить. При наличии продуманных и систематических упражнений человеку делается легче воображать видимое в собственном воображении. А так как свойство что-либо зрительно представить положительно воздействует на запоминание, то приемы, направленные на развитие воображения у детей, в один момент помогают совершенствованию их образной памяти, и ускорению процесса перевода информации из краткосрочной и оперативной памяти в долгосрочную.

11. Привычка к осмысленному восприятию материала кроме этого связана с улучшением памяти. Особенно громадную пользу в совершенствовании памяти учашихся оказывают задания и упражнения по пониманию разных текстов, составлению к ним

замыслов. Применение записей (к примеру, стенографирование), составление схем разных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки — все это примеры потребления разных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен личностными возможностями и индивидуальными особенностями человека. оптимальнее человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, перемещения и т.п.

Разглядим кое-какие конкретные приемы улучшения памяти, которыми имел возможность бы воспользоваться любой человек независимо от того, как развиты у него отдельные способности и психические функции. Один из них основан на более активном применении при воспроизведении и запоминании материала воображения и образного мышления. Дабы что-либо запомнить скоро и на долгое время, рекомендуется в отношении материала выполнить следующую последовательность действий:

A. В мыслях связать запоминаемое с каким-либо прекрасно известным и легкопредставимым в воображении предметом. Данный предмет потом связать с каким-нибудь вторым, что окажется под рукой как раз тогда, в то время, когда необходимо будет отыскать в памяти запоминаемое.

Б. Оба предмета в воображении соединить каким-либо причудливым образом между собой в единый, фантастический предмет.

B. В мыслях представить себе, как будет смотреться данный предмет. Данных трех действий фактически достаточно для того, чтобы

в необходимый момент времени отыскать в памяти запоминаемое, причем благодаря обрисованным выше действиям оно сразу же переводится из краткосрочной памяти в долгосрочную и остается в том месте на долгое время.

К примеру, нам нужно запомнить (не забыть выполнить) следующий последовательность дел: позвонить кому-либо, послать написанное письмо, забрать в библиотеке книгу, зайти в прачечную, приобрести на поезд билет (данный последовательность возможно большим — до 20— 30 и более единиц). Предположим кроме этого, нужно сделать так, дабы очередное дело мы отыскали в памяти сразу после того, как выполнено предыдущее. Дабы это случилось, поступим следующим образом. Придумаем для каждого дела какой-либо приятель, легко представимый, который связан с ним по смыслу предмет, что в обязательном порядке в необходимое время и в нужном месте попадется нам на глаза. В соответствии с обозначенным выше рядом дел такими предметами смогут быть следующие: телефонная трубка, почтовый ящик, книга, пакет с бельем, деньги.

Сейчас действуем в соответствии со вторым и с третьим из сформулированных выше правил: попарно связываем между собой перечисленные предметы в необыкновенные ассоциации и в мыслях воображаем придуманное. Первым таким предметом может стать, к примеру, почтовый ящик, изготовленный в виде телефонной трубки; вторым — набитый книгами громадный почтовый ящик; третьим — завернутая в белье долгая рука; четвертым — огромные финансовые купюры, уложенные и связанные в форме бельевой пачки. По окончании данной процедуры достаточно последовательно представить, как будут смотреться придуманные нами предметы, дабы в необходимый момент, в то время, когда эти предметы попадутся на глаза, отыскать в памяти о связанных с ними делах.

направляться иметь в виду один прием, основанный на формировании ассоциаций. В случае если, к примеру, нужно как возможно лучше запомнить текст, либо подтверждение теоремы, либо какие-либо зарубежные слова, то возможно поступить следующим образом. Поставить перед собой дополнительную задачу нахождения ответа на вопросы: «Что это мне напоминает? На что это похоже?»

Просматривая потом текст либо подтверждение теоремы, мы должны будем ответить на следующие конкретные вопросы: «Какой второй текст либо эпизод из судьбы мне напоминает этот текст? Какое второе подтверждение напоминает метод доказательства данной теоремы?» Знакомясь с новым словом, мы тут же должны в мыслях отвечать на таковой, к примеру, вопрос: «Какое иное слово либо событие напоминает мне данное слово?»

Тут действует следующая закономерность: чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним приводит к материалу и чем больше времени мы уделяем мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается и сам материал.

Фундаментальный принцип, лежащий в базе многих мнемотехни-ческих приемов, пребывает в применении образов, связывающих между собой запоминаемый материал со знаком, либо формирование для того чтобы рода связей в самого запоминаемого материала. Чтобы прекрасно запомнить последовательность не связанных между собой слов, достаточно не редкость выполнить следующее. Представим себе путь, что проходим каждый день, идя на учебу либо на работу. Последовательно проходя его в уме, «расставим» по пути то, что необходимо запомнить в виде предметов, которые связаны с запоминаемым по смыслу. в один раз проделав такую работу, мы позже, идя по этому пути, сможем отыскать в памяти все что необходимо. Достаточно будет для этого кроме того себе соответствующий путь.

Ответственным средством улучшения памяти, как продемонстрировали изучения отечественных психологов, может стать формирование особых мнемических действий, в следствии освоения которых человек оказывается талантливым лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особенной, сознательной организации самого процесса его познания с целью запоминания. Развитие аналогичных действий у ребенка, как продемонстрировали особые изучения, проходит через три главных этапа. На первом из них (младшие дошкольники) мнемические познавательные действия ребенка организуются у него взрослым человеком во всех значительных подробностях. На втором этапе старшие дошкольники уже могут сами классифицировать, распределять предметы на основании неспециализированных показателей по группам, причем соответствующие действия выполняются еще во внешней развернутой форме. На третьем этапе (младшие школьники) отмечается полное овладение выполнением и структурой познавательного мнемического действия в уме.

Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до обычного времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, потому, что не будет смешиваться с другими впечатлениями, каковые в большинстве случаев в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая отечественное внимание.

Но в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению памяти, среди них и теми, о которых обращение шла выше, направляться не забывать, что каждые приемы хороши только тогда, в то время, когда они подходят данному человеку, в то время, когда он сам их для себя выбрал, придумал либо приспособил, исходя из жизненного опыта и собственных вкусов.

Эффективность запоминания время от времени снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Значительно чаще интерференция появляется тогда, в то время, когда одинаковые воспоминания ассоциируются в памяти с однообразными событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание соперничающих (интерферирующих) событий. Интерференция часто имеет место и тогда, в то время, когда вместо одного материала заучивается другой, в особенности на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй плохо усвоен, к примеру в то время, когда запоминаются слова зарубежного языка, одни из которых еще не отложились в долгосрочной памяти, а другие одвременно с этим лишь начинают изучаться.

Темы и вопросы для дискуссии на семинарах Тема 1. Неспециализированное представление о памяти.

1. Значение памяти в жизни человека.

2. Развернутое определение памяти.

3. Главные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.

Т е ма 2. Виды памяти иих особенности.

1. Основания для классификации видов памяти.

2. Разновидности памяти.

3. Краткосрочная память человека.

4. Долгосрочная память человека.

5. взаимодействие и Взаимосвязь краткосрочной и долгосрочной памяти.

Т е ма 3. Личные различия памятиу людей.

1. Количественные личные изюминки памяти.

2. Качественные характеристики личной памяти.

3. Сообщение памяти с личностью человека.

4. Нарушения памяти (амнезии).

5. мотивация и Память (объяснение забывания).

Детские книги: новогодняя сказка, виммельбух, книги картины. Игры на речи и развитие памяти


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: