Формы безналичных расчетов

На данный момент употребляются различные формы безналичных расчетов, при которых используются разные банковские расчетные документы:

платежные поручения;

платежные требования;

платежные требования — поручения;

аккредитивы;

расчетные чеки и др.

Банки не вправе отказывать клиентам в приеме платежных требований. Все расчетные документы принимаются банком к выполнению независимо от их суммы.

Разглядим главные формы безналичных расчетов.

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение обладателя счета на списание денег с его счета и зачисление их на счет получателя.

Оно используется по большей части по нетоварным операциям, для перечисления в бюджет налогов, удержанных из зарплаты работников, для оплаты квитанций организаций связи за услуги, для расчетов с органами имущественного, социального и медицинского страхования и в других случаях.

Расчеты посредством платежных поручений осуществляются по договоренности сторон и по товарным операциям, каковые смогут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж совершается в следующих вариантах:

задаток , т.е. до отгрузки товара либо предоставления (оказания) одолжений;

по окончании отгрузки товара либо оказания услуг, т. е. методом прямого акцепта товара либо выполненных одолжений (работ);

частичные платежи при больших сделках.

Ранний и отсроченный платежи смогут иметь место в рамках договорных взаимоотношений без ущерба для денежного положения сторон.

Платежные поручения настоящи в течение 10 дней со дня выписки. Они, как и другие банковские документы, заполняются на компьютере либо пишущей машинке без подчисток и исправлений, печатаются на бланке формы 0401060 числом от 3 до 5 экземпляров в зависимости от того, в каком банке находится расчетный счет. При оформлении платежного поручения направляться верно показывать получателя и его банковские реквизиты (от этого зависит точность и скорость перечисления сумм по назначению). При заполнении поручения в реквизитах получателя и плательщика перед их наименованиями в обязательном порядке должны указываться идентификационные номера плательщиков налогов. Идентификационные номера плательщиков налогов не указываются в тех случаях, в то время, когда получателями либо плательщиками являются учреждения Центробанка России, нерезиденты.

При расчетах платежными поручениями в нижней части бланка нужно четко показывать назначение платежа. В каждом конкретном случае необходимо писать Предоплата либо Товар взят. Наряду с этим направляться показывать: за что, по какому документу, от какого именно числа. Еще ниже ставятся подписи начальника, главбуха и печать предприятия. Работник банка принимает платежное поручение к выполнению, контролирует правильность заполнения, ставит штамп на все экземпляры, а последний возвращает бухгалтеру для отражения данной операции на предприятии по счету 51.

При расчетах платежными поручениями расчеты у поставщиков отражают как реализацию продукции, т.е. с применением квитанций 45 Товары отгруженные, 62 Расчеты с заказчиками и покупателями, 90 Продажи и др. Клиент применяет счета 60 Расчеты с подрядчиками и поставщиками, 51 Расчетные квитанции и др.

Платежное поручение принимается банком от плательщика к выполнению лишь при наличии средств на счете, в случае если иное не оговорено между владельцем счёта и банком.

При расчетах платежными поручениями документооборот значительно сокращается. Одновременно с этим эта форма расчетов не гарантирует поставщику своевременного платежа.

При равномерных и постоянных поставках расчеты между покупателями и поставщиками смогут осуществляться в порядке плановых платежей на основании контрактов (соглашений) с применением платежных поручений, и вторых расчетных банковских документов.

При данной форме расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке, отпуску товаров либо оказанию услуг, а методом периодического перечисления денежных средств в сроки и в размерах, заблаговременно согласованных сторонами. Плановые платежи используются как при направляться, так и при иногородних расчетах и смогут производиться платежными поручениями, платежными требованиями, переводами либо расчетными чеками. Суммы каждого планового платежа устанавливаются сторонами на грядущий месяц (квартал) исходя из объёма закупок и периодичности платежей (поставок) продукции, товаров либо оказания услуг. Перерасчеты производятся в порядке, обусловленном в соглашении (контракте).

Расчетные документы при данной форме расчетов смогут выписываться как получателем (платежные поручения-требования), так и плательщиком (поручения, чеки). Стороны иногда уточняют состояние расчетов и на основании фактического отпуска товаров создают перерасчет. Расчеты уточняют один раз в 5, 10 либо 15 дней, но не реже чем через 30 дней.

Расчеты в порядке плановых платежей разрешают существенно уменьшить количество учетной и денежной работы, потому, что отпадает необходимость контроля за оплатой каждого отдельного платежного документа.

Расчеты в порядке плановых платежей клиенты отражают на счете 60 Расчеты с подрядчиками и поставщиками, поставщики — на счете 62 Расчеты с заказчиками и покупателями.

На цена отпущенной продукции по оптовым стоимостям поставщик делает следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 62 Кредит 90 субсчет 1 Выручка.

Фактическую себестоимость реализованной продукции списывают следующей проводкой:

Дебет 90 субсчет 2 Себестоимость продаж Кредит 43.

Выручку, поступившую в порядке плановых платежей, оформляют следующей записью:

Дебет 51 или других квитанций Кредит 62.

Платежные требования употребляются организациями для расчетов за услуги и продукцию, расчетов с бюджетом, органами социального страхования и др. Их возможно использовать в одногородних и иногородних расчетах.

Платежное требование является распоряжением обладателя счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем в обязательном порядке показывают назначение подлежащих перечислению сумм.

Платежное требование передается в учреждение банка плательщика в порядке последующего акцепта по окончании получения получателем товарно-материальных сокровищ либо оказанных ему одолжений. Вместе с тем оно может выписываться и для предварительной оплаты квитанций поставщиков.

Под предварительной оплатой знают оплату товаров либо сделанных одолжений, готовых к отгрузке (оказанию), получателем срочно по окончании получения платежа и отгружаемых (оказываемых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа.

Платежные требования оформляют, в большинстве случаев, на сумму не меньше предельной величины, установленной для банковских операций по безналу.

Платежи менее данной суммы реализовывают в большинстве случаев почтовыми переводами. Не исчерпывается сумма переводов на имя отдельных граждан причитающихся лично им средств на имя вторых организаций, где нет кредитных учреждений.

При расчетах платежными требованиями операции по расчету у покупателей и поставщиков отражают на квитанциях бухучёта таким же образом, как и при расчетах, платежными поручениями.

Платежное требование-поручение представляет собой письменное требование поставщика к клиенту оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и транспортно-отгрузочных документов цена поставленной согласно соглашению продукции выполненных работ либо сделанных одолжений.

Поставщик, выписав платежное требование-поручение вместе с транспортно-отгрузочными документами (три экземпляра), направляет их в банк клиента. Банк клиента, взяв документы, сообщает плательщику платежные требования-поручения, оставляя транспортно-отгрузочные документы в картотеке № 1 плательщика.

Плательщик обязан возвратить в обслуживающий банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика.

При согласии всецело либо частично произвести оплату главный бухгалтер и руководитель организации-плательщика подписывают и ставят оттиск печати на всех экземплярах платежного требования-поручения и передают их в обслуживающий банк.

Допускается передача платежного требования-поручения поставщиком конкретно клиенту (плательщику). Плательщик (главный бухгалтер и руководитель) подписывает все экземпляры платежного требования-поручения, ставит оттиск печати и передает в собственный отделение банка для оплаты, показывая сумму прописью,

При необходимости телеграфного авизования платежа поставщиком на всех экземплярах требования-поручения проставляется надпись Платеж перевести телеграфом. Об отказе всецело либо частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение трех дней по окончании получения документов. Оплаченное платежное требование-поручение банк плательщика отправляет в банк, обслуживающий поставщика.

Аккредитив — поручение банка клиента иногороднему банку поставщика оплачивать квитанций поставщика за отгруженный товар либо сделанные одолжения на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении клиента.

Финансовые средства в сумме аккредитива перечисляются с расчетного счета клиента на счет аккредитивов либо клиенту выдается ссуда. Это менее предпочтительная форма расчетов для клиента, поскольку, он лишается сумм денежных средств еще до отгрузки материалов поставщиком. Любой аккредитив раскрывается для расчетов лишь с одним поставщиком на срок 15 дней, в отдельных случаях банк может установить другой срок. При частичном применении суммы аккредитива ее остаток перечисляется на расчетный счет. Особенно предпочтительна эта форма расчетов в условиях переходного периода к рыночным отношениям, поскольку формирует возможность скорейшего получения платежа поставщиком по окончании выполнения собственных обязательств.

Аккредитивная форма расчетов используется в двух случаях: в то время, когда она установлена соглашением и в то время, когда поставщик переводит клиента на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставщиках продукции производственного назначения и товаров народного потребления.

Банками смогут раскрываться следующие виды аккредитивов:

покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

отзывные и безотзывные (смогут быть подтвержденными).

При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика либо предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжения выполняющего банка на целый срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет выполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива в порядке, определенном соглашением между банками.

Отзывным есть аккредитив, что возможно поменян либо отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств.

Безотзывный аккредитив возможно отменен лишь с согласия получателя средств.

Аккредитив рекомендован для расчетов с одним получателем средств. Условиями аккредитива возможно предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.

Выплаты по аккредитиву создают в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива либо по частям против представленных поставщиком реестров квитанций и транспортных либо приемо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Реестры квитанций должны сдаваться поставщиком в обслуживающее его учреждение банка, в большинстве случаев, через день после отгрузки (отпуска) товара.

Аккредитив учитывают на счете 55 – Особые квитанции в банках, субсчет 1 Аккредитивы.

Аккредитив возможно выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет 55 субсчет 1 Аккредитивы Кредит 51 .

В то время, когда аккредитив выставляют за счет банковского кредита, составляют следующую запись:

Дебет 55 субсчет 1 Аккредитивы Кредит 66.

Оплату квитанций поставщиков с аккредитивного счета оформляют следующей записью:

Дебет 60 Кредит 55 субсчет 1 Аккредитивы.

Остаток неиспользованного аккредитива возвращают организации-клиенту и зачисляют на расчетный счет, в случае если аккредитив выставлен за счет собственных средств, либо перечисляют в погашение задолженности по ссуде, в случае если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.

К недочётам аккредитивной формы расчетов направляться отнести замораживание средств клиентов на период действия аккредитива до его фактического применения, и возможность задержки отгрузки продукции поставщиком до поступления аккредитива. Вместе с тем она гарантирует немедленную оплату квитанций поставщиков и содействует соблюдению расчетно-платежной дисциплины.

Пример аккредитива представлен в приложении Д.

Расчетный чек содержит письменное поручение обладателя счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление упомянутой в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).

Различают чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов лишь с одним поставщиком либо подрядчиком. срок действия и Сумма лимита книжки должны быть ограничены.

При поступлении товаров (оказании одолжений) плательщик выписывает чек из книжки и передает его представителю поставщика либо подрядчика, что делается чекодержателем. Чекодержатель воображает выписанный чек в собственный учреждение банка, в большинстве случаев, на следующий сутки со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.

Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 Особые квитанции в банках, субсчет 2 Чековые книжки, с кредита квитанций 51 Расчетные квитанции, 66 Расчеты по займам и краткосрочным кредитам и других аналогичных квитанций. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 Расчеты с кредиторами и разными дебиторами и других аналогичных квитанций.

Заключение

Безналичные расчеты — расчеты, осуществляемые между юридическим лицом и физическим лицом без применения наличных денег, путём перевода средств через банк с расчётного (текущего) счёта плательщика на счёт их получателя.

Таковой формат платежей дешёв всем – юридическим лицам, обычным гражданам и предпринимателям.

Безналичная оплата – это один из самые удобных вариантов ведения расчетов по обстоятельству высокой скорости осуществления платежей и фактически полном отсутствии нормативных ограничений в осуществлении платежей.

На протяжении проведения безналичных расчетов происходит списание и зачисление денежных средств в электронном виде.

9.8 Безналичные расчеты


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: