Формы контролируемой самостоятельной работы

МИКРОЭКОНОМИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИЙ:

1-25.01.08 – «Бухучёт, аудит и анализ»,

1-25.01.04 «кредит и Финансы»

1-25.01.07 – «управление и Экономика на предприятии»

Гродно 2009

УДК: 338.(072)

Критики:

Зав. кафедрой экономической теории Гродненского национального университета им.Я.Купалы Карев В.Д., д.и.н., доктор наук

Зав. кафедрой бухучёта и АХД Гродненского национального университета им.Я.Купалы Сильванович В.И., к.э.н., доцент

Захорошко, С.С., Адашкевич С.П.,

Микроэкономика:иллюстративный материал. Для студентов профессий: 1-25.01.08 – «Бухучёт, аудит и анализ», 1-25.01.04 «кредит и Финансы», 1-25.01.07 – «управление и Экономика на предприятии» /Под ред. С.С. Захорошко. – Гродно: ГГАУ, 2009. – 149с.

В учебном пособии раскрывается процесс организации контролируемой независимой работы по курсу микроэкономики. Изложен процесс тестирования. Даны тесты по предмету. Призвано оказать методическую помощь при подготовке к сдаче экзамена.

УДК: 338.(072)

Рекомендовано межфакультетской методической рабочей группой экономического факультета и факультет бухучёта, протокол №5 от № 9 ОТ 20.05.09 г.

© УО «Гродненский национальный аграрный университет», 2008

© Адашкевич С.П., Захорошко С.С., 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение….…………………………………………….…
Программа курса………………………………….….
1. Формы контролируемой независимой работы…………………………
1.1. Тестирование………….……..………………………….
1.2. Подготовка рефератов……………………………….…
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМАМ КУРСА МИКРОЭКОНОМИКА..………………………….……..….
2.1. Введение в микроэкономику……………………………
2.2. Теория поведения потребителя .…………………..……
2.3. Рыночное поведение конкурентных компаний.……….….
2.4. Чистая монополия………………………………..……..
2.5. Монополистическая борьба ….……………..….
2.6. Олигополия ……………………………..…………..…..
2.7. Рынок труда ……………..………………………..….…
2.8. Рынок капитала. экономическая прибыль и Предпринимательская способность……….……………………..…..
2.9. Рынок почвы ……………………………………….…….
2.10. общественное благосостояние и Общее равновесие..
2.11. Теория внешних эффектов……………………….…..
2.12. Информация, риск и неопределённость в экономике
2.13. Публичные блага………………………………….
2.14. Теория публичного выбора……………………….
Глоссарий…………………..……………………………
Рекомендуемая литература………………………

ВВЕДЕНИЕ

Микроэкономика изучает закономерности и экономические отношения, складывающиеся на уровне отдельных фирм, компаний, домашних хозяйств, через такие категории, как предложение и рыночный спрос, цена, издержки производства, прибыль, борьба и др.

В ходе изучения дисциплины студенты должны осознать практику и теорию рыночной организации экономики, категории цены, предложения и спроса, издержек производства, прибыли и т.п., обучиться выявлять взаимосвязи и экономические закономерности.

Микроэкономика есть базисной экономической дисциплиной и разглядывает закономерности функционирования малых хозяйственных единиц. Микроэкономика формирует базу для понимания большинства экономических процессов. Знания экономических закономерностей, обрисовываемых в микроэкономических моделях, нужны любому грамотному экономисту. Закономерности, формализованные в моделях микроэкономики, являются основой для понимания большинства экономических процессов нашей жизни.

Цель изучения курса «Микроэкономика» — развитие экономического мышления студентов; изучение процессов принятия ответов субъектами рынка в условиях экономического выбора; формирование умений для анализа состава, процессов и структуры современного рыночного хозяйства, среди них и его социально-ориентированной модели; формирование умений определять границы вмешательства страны в экономику фирм, рынков, отраслей.

В следствии изучения курса «Микроэкономика» студент обязан знать механизмы ценообразования на товарных и факторных рынках, поведение экономических субъектов в рыночной экономике, теоретические базы микроэкономической политики, особенности и содержание микроэкономических моделей, методику микроэкономического анализа. Студент обязан мочь решать задачи и тесты в соответствии с учебным материалом, высказываться по проблемам микроэкономики.

В предлагаемом методическом пособии изложен порядок организации контролируемой независимой работы по микроэкономике. Учебное пособие содержит упражнения и тесты по предмету. В пособии даны кроме этого темы рефератов и рекомендуемая для написания рефератов литература.

упражнения и Тесты охватывают главные темы курса микроэкономики. Перечень рекомендуемой литературы содержит самый распространенные и дешёвые книжки по микроэкономике, словари и периодические издания.

Учебно-методическое пособие направлено на регулирование и стимулирование контролируемой независимой работы студентов в межсессионный период. Методическое пособие призвано оказать методическую помощь для углубления и закрепления знаний, и при подготовке к тестированию, экзамену и зачёту.

Методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной формы обучения экономических факультетов и вузов.

Программа курса

Тематический замысел

для профессий 1-25.01.08 «аудит учет и Бухгалтерский анализ» 1-25.01.04 «кредит и Финансы», 1-25.01.07 – «управление и Экономика на предприятии»

Наименование разделов и тем Всего часов А также
лекц. практ. семин.
1. Введение в микроэкономику
2. Теория поведения потребителя
3. Рыночное поведение конкурентных компаний
4. Чистая монополия
5. Монополистическая борьба
6. Олигополия
7. Рынок труда
8. Рынок капитала. экономическая прибыль и Предпринимательская способность
9. Рынок почвы
10. общественное благосостояние и Общее равновесие
11. Теория внешних эффектов
12. Информация, риск и неопределённость в экономике
13. Публичные блага
14. Теория публичного выбора
Итого

Тематический замысел

для профессий 1-25.01.08 «аудит учет и Бухгалтерский анализ» НИСПО, 1-25.01.07 «управление и Экономика на предприятии АПК» НИСПО

Наименование разделов и тем Всегочасов А также
лекц. практ. семин.
1. Введение в микроэкономику
2. Теория поведения потребителя
3. Рыночное поведение конкурентных компаний
4. Чистая монополия
5. Монополистическая борьба
6. Олигополия
7. Рынок труда
8. Рынок капитала. экономическая прибыль и Предпринимательская способность
9. Рынок почвы
10. общественное благосостояние и Общее равновесие
11. Теория внешних эффектов
12. Информация, риск и неопределённость в экономике
13. Публичные блага
14. Теория публичного выбора
Итого

Тема 1. Введение в микроэкономику

Предмет микроэкономики. Принятие ответов субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль стоимостей в размещении ресурсов.

границы и Применение микроэкономической теории. практика и Микроэкономическая теория.

Способы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к изучению экономических процессов и явлений.

Тема 2. Теория поведения потребителя

Неприятность оценки потребителем неспециализированной полезности потребляемых благ. Количественная и порядковая теории полезности. Теоремы потребительского поведения. Функция полезности. их свойства и Кривые безразличия. Предельная норма замещения.

Бюджетные ограничения. Бюджетная линия. Наклон бюджетной линии.

Графическая интерпретация равновесия потребителя.

сдвиги цены и Изменение товара бюджетной линии. Кривая «цена-потребление» для обычных нейтральных и антиблаг.

сдвиги дохода и Изменение потребителя бюджетной линии. Кривая «доход-потребление» для обычных нейтральных и антиблаг. Кривая личного спроса и ее сдвиги. Кривые Энгеля.

эффект замещения и Эффект дохода. Изменение реального дохода и цены товара. Совокупный эффект цены. Влияние эффекта замещения и эффекта дохода на величину спроса.

построение и Рыночный спрос кривой рыночного спроса.

Тема 3. Рыночное поведение конкурентных компаний

Типы борьбы и главные рыночные структуры современной экономики.

Идеальная борьба и ее главные показатели. Спрос на предельный доход и продукт совершенного соперника. Равновесие компании — совершенного соперника в кратковременном периоде. Минимизация убытков, максимизация прибыли. Принцип сопоставления общих издержек и общего дохода. Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. кривая предложения и Предельные издержки компании в кратковременном периоде. Отраслевое предложение в кратковременном периоде. Равновесие компании — совершенного соперника в долговременном периоде. Долговременное предложение в конкурентной отрасли. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долговременном периоде.

эффективность и Совершенная конкуренция.

Тема 4. Чистая монополия

Главные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии. Монопсония.

Спрос на предельный доход и продукт монополиста. Определение объёма и цены производства в условиях чистой монополии в кратковременном и долговременном периодах.

эффективность и Чистая монополия. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия.

Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

Тема 5. Монополистическая борьба

Главные черты монополистической борьбе. Разделение продукта.

Равновесие компании монополистического соперника в кратковременном периоде. Минимизация убытков, максимизация прибыли.

Равновесие компании монополистического соперника в долговременном периоде. Безубыточность компаний.

эффективность и Монополистическая конкуренция. Избыточные производственные мощности.

Неценовая борьба. усовершенствование и Дифференциация продукта. Реклама. Издержки неценовой борьбе.

Тема 6. Олигополия

Главные показатели олигополии. Стратегическое сотрудничество компаний в условиях олигополии.

Типология моделей олигополии. Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля). Модели, основанные на некооперативной стратегии. Модели с последовательным принятием ответов. Модель лидерства по стоимостям. Модель лидерства по количеству выпуска. Модели с одновременным принятием ответов. Модель с одновременным установлением количества выпуска. Модель с одновременным установлением стоимостей. Ценовые войны.

Неприятность устойчивости стоимостей в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.

Применение теории игр при моделировании стратегического сотрудничества компаний в условиях олигополии.

эффективность и Олигополия.

Рыночная ее источники и власть. Монополизм. Показатели монопольной власти. Неприятность монополизма в Республике Беларусь.

антимонопольное регулирование и Антимонопольное законодательство: всемирный особенности и опыт в Республике Беларусь.

Тема 7. Рынок труда

Рынок ресурсов. Спрос на ресурсы: неспециализированный подход. предельная доходность и Предельный продукт ресурса. Предельные издержки ресурса. Кривая спроса компании на ресурс. Рыночный спрос на ресурс. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы.

Структура рынков ресурсов. Идеальная и несовершенная борьба на рынках ресурсов.

Рынок труда. Функционирование конкурентного рынка труда. Спрос на труд. факторы и Предельный продукт труда его определяющие. Личное и рыночное предложение труда. Равновесие конкурентного рынка труда и его эффективность.

Рынок труда в условиях несовершенной борьбе. Модель монопсонии. Модель с учетом профсоюзов. Двухсторонняя монополия. Равновесие на рынке труда в долговременном периоде.

Зарплата. Номинальная и настоящая зарплата. системы и Формы зарплаты . Разделение заработной платы. Обстоятельства различий в зарплате.

Теория людской капитала.

Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.

Тема 8. Рынок капитала. экономическая прибыль и Предпринимательская способность

его структура и Рынок капитала. Физический и финансовый капитал. Рынок капитальных благ.

Рынок ссудного капитала ссудный процент. предложение и Спрос заемных средств. Ставка ссудного процента. Номинальная и настоящая ставка ссудного процента. Экономические базы разделения ставок процента.

Кратковременный и долговременный спрос на инвестиции. Дисконтирование цены будущих доходов. Чистая принятие и дисконтированная стоимость долговременных инвестиционных ответов.

Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг.

Особенности рынка капитала в Республике Беларусь. Предпринимательская свойство как фактор производства. Экономическая прибыль как разновидность факторного дохода. Нулевая прибыль. Функции экономической прибыли. Источники экономической прибыли. риск и Неопределённость в формировании экономической прибыли.

Тема 9. Рынок почвы

Почва как фактор производства. Ограниченность почвы. Почва как возобновляемый природный ресурс. Естественное и экономическое плодородие земель.

Земельная ее размеры и рента в условиях борьбы. Экономическая рента. Рента и арендная плата. Цена почвы.

Уровень качества земельных участков. Дифференциальная рента по местоположению и плодородию.

Рынок почвы в Республике его особенности и Беларусь.

Тема 10. общественное благосостояние и Общее равновесие.

Частичное и полное равновесие. Трансформации на рынках продуктов и их взаимосвязи и ресурсов.

Эффективность обмена. Диаграмма Эджуорта. Критерий оптимальности по Парето. Кривая контрактов. Кривая потребительских возможностей. справедливость и Эффективность обмена.

Эффективность производства. Производство на диаграмме Эджуорта. Критерий оптимальности производства по Парето. Кривая производственных контрактов. Конкурентное равновесие производителей. Кривая производственных возможностей.

Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето.

Неспециализированное общественное благосостояние и экономическое равновесие. Критерий оценки публичного благосостояния.

Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования.

Тема 11. Теория внешних эффектов

Внешние эффекты. Публичные и выгоды и частные издержки. Хорошие и отрицательные проблема и внешние эффекты действенного размещения ресурсов.

Обстоятельства существования внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза.

Регулирование внешних эффектов. Корректирующие субсидии и налоги.

Теория внешних эффектов и ее применение на практике. Административные способы природоохранного регулирования. Киотский протокол. Регулирование внешних эффектов в Республике Беларусь.

Тема 12. Информация, риск и неопределённость в экономике

Информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. Выбор в условиях неопределенности. Асимметричная информация. Отрицательный отбор. информационная асимметрия и Рыночные сигналы. Моральный риск. Неприятность «принципал-агент». Неприятность нанимателя и нанятого. поручительства и Гарантии. рынок страхования и Моральный риск.

Асимметричность информации как обстоятельство национального микроэкономического регулирования.

Тема 13. Публичные блага

Понятие публичных благ их свойства. Особенности спроса на публичные блага. Личный и публичный спрос на публичные блага.

Производство публичных благ. Частное предложение публичных благ. Неприятность «зайца». Роль страны в обеспечении предложения публичных благ.

Тема 14. Теория публичного выбора.

Понятие публичного выбора. Концепция «экономического человека». Политика как обмен.

Модель избирателей и взаимодействия политиков. Публичный выбор при прямой народовластия. Модель медианного избирателя. Публичный выбор при представительной демократии. Парадокс голосования.

Политическое влияние. Лоббизм. Логроллинг.

Модель бюрократии. Поиск политической ренты.

Политико-экономический цикл.

Неприятность эффективности национального вмешательства в экономику.

ФОРМЫ КОНТРОЛИРУЕМОЙ Независимой РАБОТЫ

ТЕСТИРОВАНИЕ

Одной из форм проверки независимой работы студентов есть компьютерное тестирование. Оно разрешает разнообразить учебный материал и используемые учителем методы и методические приёмы. Практическое занятие делается более живым и увлекательным. Контакт со студенческой аудиторией и обратная сообщение становятся самыми яркими.

Тестирование может проводиться в различных формах. В виде соперничества команд, с участием и без участия учителя, с привлечением специалистов со стороны студентов и пр. Эта форма учебной работы будет более результативной, в случае если наровне с фактически контролем знаний, учитель будет комментировать выбираемые студентами ответы. направляться показывать студентам, из-за чего они дают верные либо неправильные ответы и давать дополнительную данные по вопросу.

Тестирование содействует более глубокому пониманию предмета, приучает студентов к независимой работе с учебной и второй особой литературой. При исполнении тестов студенты совершенствуют и закрепляют полученные знания, формируют экономическое мышление, производят свойство к познанию сущности экономических явлений, взаимосвязей и закономерностей. При тестировании студенты обучаются разбирать и прогнозировать развитие объективных экономических процессов, определять самые эффективные методы ответа хозяйственных неприятностей.

В один момент тестирование рассматривается как форма контроля со стороны кафедры за процессом обучения студентов. Тестирование разрешает скоро и достаточно объективно оценить знания студента, полученные по предмету.

Чтобы удачно выполнить тесты, студенту нужно ознакомиться со всем учебным материалом по этому курсу и обратить особенное внимание на те темы, по которым предстоит решить тесты.

Тесты выполняются на компьютере, исходя из этого студент должен иметь кое-какие навыки работы на нем.

Тесты выполняются в следующей последовательности. Студент входит в программу и выбирает тему из курса микроэкономики, по которой примет решение пройти тестирование. После этого определяет верные ответы по первому тесту и переходит к следующему и без того потом. Пройдя все тесты по теме, студент приобретает итоговый итог в форме диаграммы, которая отражает удельный вес верных ответов. При 60% верных ответов студент приобретает зачет.

В случае если тесты удачно выполнены, студент допускается к экзамену по предмету микроэкономика.

ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТОВ

Второй формой организации контролируемой независимой работы студентов есть подготовка рефератов.

Темы рефератов даны в конце методического материала по теме занятия. Студент самостоятельно выбирает понравившуюся тему и готовит реферат к следующему занятию.

К теме реферата студенту предлагается один, два источника, в которых раскрывается эта тема. Но студент может готовить реферат и по вторым источникам.

Учитель, проверив рефераты, выбирает те, каковые будут заслушаны в аудитории на следующем занятии.

Общепринятые для высших учебных заведений правила оформления реферата следующие.

Реферат выполняется на компьютере либо от руки на страницах формата А4, через 1,5 промежутка. Поля: левое 3,0 см, верхнее и нижнее – 2,0 см, правое – 1,5 см. Количество реферата от трех до пяти страниц, не считая титульного страницы, списка и оглавления литературы.

На титульном странице указывается полное наименование университета, факультет, специальность, по которой студент обучается, инициалы и фамилия студента, номер группы, инициалы и фамилия учителя.

Страницы работы направляться нумеровать арабскими цифрами, выполняя сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце. В тексте работы страницы нумеруются, начиная с третьей, считая титульный лист первой. Другими словами титульный лист включается в неспециализированную нумерацию, но номер страницы не проставляется.

В тексте переход от одной мысли к второй, выделяется абзацем.

Применяемые в реферате таблицы и графики оформлять бережно. Таблицы и графики должны иметь заглавия и нумерацию в порядке возрастания. Номер таблицы указывается в правом верхнем углу, перед ее заглавием. Все графы таблицы должны иметь наименование.

Наименование таблицы, граф и строчков формулируются коротко, совершенно верно и светло. В таблице указываются единицы измерения показателей. Все ячейки таблицы должны быть заполнены, наряду с этим, соблюдаются следующие правила: в случае если цифр в ячейке таблицы по смыслу не может быть, то ставят значок «х»; в то время, когда данных нет, то в ячейку заносят прочерк; в случае если эти имеется, но меньшей точности, чем в таблице, то ставят 0,0.

Таблица может иметь примечание, в котором дается ссылка на источники получения данных либо информации.

Графики, как и таблицы, содействуют лучшему анализу цифрового материала. Но график, в отличие от таблицы, дает обобщающую картину состояния либо развития явления, позволяет без проблем отметить те закономерности, каковые находятся в цифровом материале. В нем становятся более ясными сравнительные характеристики и четче видны тенденции и связь экономических явлений.

График размещается на определенном поле, которое характеризуется пропорциями и размерами. Размер поля зависит от назначения графика. Чаще всего используются графики с неравными сторонами, к примеру, 1 : 1,33 либо 1 : 1,5. Пространственные ориентиры графика задаются в виде совокупности координат. нумерация и Название графиков даются внизу графика.

Не допускается произвольное сокращение обозначений и слов, не принятое в литературе.

В конце реферата студент приводит перечень использованной литературы. В нем указываются все источники, использованные студентом при написании реферата. Названный перечень обязан содержать как минимум несколько наименований.

Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с установленными Гостом нормами. Как пример оформления перечня литературы рекомендуется перечень главной и дополнительной литературы, приведенный в конце настоящего пособия. Пример говорит о том, что перечень литературы оформляется в алфавитном порядке: по первой букве автора либо заглавия книги. Сперва указывается инициалы и фамилия автора, после этого наименование книги и, наконец, год и место издания. Или, в случае если учебник подготовлен коллективом авторов, то сперва указывается наименование книги, после этого в скобках отмечается, под чьей редакцией она издана. В конце, традиционно, идут реквизиты, характеризующие год и место издания.

Взяв реферат по окончании проверки, студент обязан пристально ознакомиться с замечаниями в тексте и узнать у учителя неясные вопросы.

2. Тесты, задачи, упражнения, темы рефератов

по микроэкономике

2.1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

Замысел занятия

1. Предмет микроэкономики.

2. границы и Применение микроэкономической теории. практика и Микроэкономическая теория.

3. Способы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к изучению экономических процессов и явлений.

Вопросы для дискуссии

1. Охарактеризуйте экономическую природу предмета микроэкономики.

2. В чем содержится способ микроэкономики?

3. Назовите и охарактеризуйте инструменты микроэкономики.

4. Из-за чего микроэкономика рассматривается как наука о рациональном применении ресурсов?

5. В чем состоит содержание главных вопросов микроэкономики?

6. Каково назначение микроэкономики?

7. Неизменно ли факты из настоящей судьбы подтверждаются теоретическими положениями? Как это возможно растолковать?

8. Каковы различия между общеэкономическими и своеобразными методами познания в микроэкономике?

9. Неизменно ли человек как субъект экономики поступает рационально? Поясните собственный ответ.

Что то новое от консерна Audi ?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: