Формы научного произведения

Научная деятельность, как и каждая творческая деятельность, – процесс, с большим трудом поддающийся формализации. Но для обретения общественной значимости и научной ценности результаты научной деятельности должны быть определённым образом изложены.

Результаты научного изучения смогут быть представлены в разной форме. Форма научного произведения зависит от содержанияполученных материалов и их целевой направленности. В определённой степени форма научного произведения зависит от стиля научного изложения, обусловленного изюминками мышления автора. Различают следующие функциональные стили научного изложения: фактически научный, научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный и научно-популярный.

Определённому функциональному стилю научного изложения соответствуют определённые жанры научного произведения.

Так, фактически научному стилю соответствуют такие жанры, как монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, дессертация.

Научно-информативный стиль изложения предполагает иные формы (жанры) научных произведений – это: реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание.

Научно-справочный стиль изложения приобретает собственное воплощение в форме словаря, справочника, каталога.

Учебно-научному стилю изложения соответствуют следующие жанры: учебник, методическое пособие, лекция, словарь и др.

Очерк, статья, лекция – формы произведений научно-популярного жанра.

Текст научной работы отличают:

– формально-логический метод изложения. Текст научной работы состоит в основном из суждений, целью которых есть подтверждение истин, распознанных в следствии изучения;

– смысловая законченность, связность и целостность. Средством связывания текста являются предложения и вводные слова; речевые клише, применяемые в качестве средства связи в научном тексте; определения оценочного характера, сочетающиеся с главными научными понятиями;

– прагматическая установка и целенаправленность;

– терминологичность. Научный термин высказывает сущность явления, его применение в тексте работы разрешает в краткой и экономичной форме давать развёрнутые определения и характеристики научных фактов, понятий, явлений и процессов.

Стилистическими изюминками письменной научной речи являются: объективность изложения, выражением которой становятся словосочетания и вводные слова, говорящие о степени достоверности сообщения, авторство – при цитирования высказываний либо ссылки на вывод; сугубо рабочий и конкретный темперамент описаний, что исключает эмоциональность, изобразительность, личные изюминки слога; безличный монолог (изложение ведётся от третьего лица) автора изучения [23, с. 5–7].

Остановимся коротко на чёрте некоторых форм научного произведения: доклада на научную тему, тезисов доклада, научного отчёта, научной статьи, брошюры, монографии, диссертации, автореферата и др. Особенный статус имеет таковой жанр, как эссе. С него и начнём знакомство с характерными изюминками разных форм научных произведений.

Эссе(от фр. Essai – попытка) –это маленькое произведение научного либо критического характера, посвящённое какому-либо вопросу . структура и Содержание эссе определяются автором, что, излагая собственный взор на разглядываемую проблему, пытается убедить читателя принять (поделить с ним) его позицию. Произведение в жанре эссе – итог анализа (размышления, рефлексии) автора по определённой теме, воображающей научный интерес. Так, объект эссе – это научный объект. Тематика эссе может иметь междисциплинарный темперамент. Из этого уникальность, оригинальность трактовки предмета эссе. Как раз тематика эссе сближает его с другими жанрами (формами) научной литературы. Но эссе имеет свободную структуру (в том смысле, что создатель сам определяет её) и категориями лица, времени, места и т. д. Эссе балансирует между научностью (по аналитичности и тематике), публицистичностью (по стилю) и художественностью (по структурным изюминкам).

Научный доклад– этопубличное сообщение, развёрнутое изложение какой-либо темы, значительно чаще рассчитанное на экспертов в данной области.

В большинстве случаев, научный доклад складывается из следующих частей:

1) краткого введения в виде вводных практического значения и замечаний разглядываемой темы;

2) основной части, раскрывающей главные и сущность темы её научные положения;

3) предложений и выводов.

В связи с тем, что на изложение доклада либо научного сообщения в большинстве случаев отводят ограниченное время (10, 15, 20, 30 мин.), отдельные части его содержания должны быть прекрасно проработаны и соизмеримы.

Тезисы доклада – это положения, коротко излагающие какую-либо идею либо главные мысли доклада. Их предоставляют для предварительного ознакомления с главными положениями доклада и для опубликования. В большинстве случаев, тезисы излагают в 5–7 пунктах на 1,5–2 страницах машинописного текста.

Научный отчёт– это сообщение, доклад о действиях, совершённых исследователем. В большинстве случаев он содержит:

1) программы и краткое изложение плана пройденных этапов научной работы;

2) детальную чёрта использовавшихся способов изучения;

3) сущность новых научных результатов;

4) заключение, в котором подводятся итоги изучения и отмечаются вопросы, оставшиеся нерешёнными;

5) предложения и выводы.

К научному отчёту в качестве приложения даются материалы, служащие научной аргументацией отчёта (таблицы и пр.). Основное назначение научного отчёта – исчерпывающе осветить выполненную работу по окончании её завершения либо за определённый период времени.

Структурными элементами отчёта о научно-исследовательской работе являются:

1. Титульный лист.[1]

2. Перечень исполнителей.

3. Реферат(краткое содержание с главными выводами, не более одного печатного страницы).

4. Содержание.

5. Список сокращений, условных обозначений, знаков, терминов и единиц, применяемых в отчёте.

6. Введение.

7. Главная часть.

8. Заключение.

9. Перечень использованной других источников и литературы.

10. Приложения с графиками, схемами и др.

Научные отчеты по итогам прикладного социологического изучения с учётом степени их аналитичности возможно поделить на следующие жанры [9, с. 208]:

– данные, коротко излагающую результаты изучения (краткое изложение неприятности; перечисление задач и целей изучения; описание социально-демографических черт выборочной совокупности; результаты изучения, в большинстве случаев в процентах);

– информационную записку (это информация с добавлением некоторых комментариев к итогам, внутригрупповых сопоставлений и группировок);

– аналитическую записку (добавляются обстоятельства обращения к изучению; обоснование способов, задач и цели, предмета и объекта, репрезентативности выборки; черта неприятности; детальный анализ собранной информации; обнаружение изюминок функционирования изучаемого предмета; обоснование дорог решения проблем);

– отчёт(черта дана выше).

Содержание отчёта имеет суть дробить на две части: 1) «неприятности и результаты»; 2) «выводы (и предложения – в прикладном изучении)».

Изложение результатов и проблем целесообразно строить в соответствии с поставленными задачами; неточность – обрисовывать решаемые в изучении теоретические неприятности в соответствии с логикой сбора данных либо драматургией и логикой построения вопросников. Но связность текста отчёта обеспечивается не только последовательным переходом от задачи к задаче, но и внутренней логикой изложения, которая задаётся подробным оглавлением.

Отчёт по итогам прикладного изучения имеет последовательность изюминок (как и само прикладное изучение): большое количество цифр, таблиц и перечней и др., что требует тщательности в редактировании текста отчёта. Помимо этого, отчёт о прикладном изучении, обращённый к клиенту изучения, отличается от научного отчёта, ориентированного на читателя, «опытного, в чём дело», т. е. сотрудника, владеющего неспециализированными с автором представлениями о границах и возможностях применения результатов изучения. Исходя из этого, фактически, научные отчёты отражают научные нюансы изучения. Отчёт клиенту отличается и тоном, и стилем (языком), и характером, поскольку клиент чаще не принадлежит к научной среде и ожидает практических советов. Более детально о научном отчёте: [9, с. 207–217].

Итоговые документы по итогам анализа разрешённых могут быть представлены не только в форме отчёта, но и в иных формах. Это смогут быть публикации и научные публикации в средствах массовой информации.В этом случае предполагается, что научный отчёт предназначается клиенту, научная статья – экспертам, а публикация в прессе – широкой публике.

Научная статья– научное сообщение маленького количества (около 8–10 страниц печатного текста с минимальным числом графического материала), публикуемое в издании либо сборнике трудов, в котором излагаются материалы о состоянии научно-исследовательской работы. Эта форма представления результатов и научного произведения изучения разрешает вовлечь громадный массив эмпирических данных в научный оборот, имеет громадное значение для практики и развития теории социальной работы, методики социологических изучений. (О статье как научном произведении и работе над ней более детально – тема 13 данного пособия.)

Монография(от греч. monos – один, единственный + qrafo – пишу) – научный труд, в котором детально и всесторонне исследуется и освещается одна неприятность, тема либо вопрос.

Брошюра– печатное издание маленького количества, в большинстве случаев издаваемое без переплёта.

Диссертация(от лат. dissertation – рассуждение, изучение) – особая форма научного изучения, которая подготовлена соискателем (диссертантом) для публичной защиты на совещании специального Совета определённого высшего учебного заведения либо научно-получения и исследовательского учреждения учёной степени.

Диссертация есть квалификационной научной работой в определённой области науки, которая имеет внутреннее единство, содержит совокупность научных результатов, научных положений, выдвигаемых диссертантом для публичной защиты, и она говорит о личном вкладе диссертанта в науку и его качествах как учёного.

Так, диссертация на соискание учёной степени кандидата наук должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится ответ задачи, имеющей значительное значение для соответствующей отрасли знаний, или изложены научно обоснованные разработки, снабжающие ответ ответственных прикладных задач.

Диссертация на соискание учёной степени профессор представляет собой научно-квалификационную работу, в которой на основании выполненных автором изучений созданы теоретические положения, совокупность которых возможно квалифицировать как новое большое достижение в развитии соответствующего научного направления.

Параллельно с завершением диссертационной работы соискатель обязан написать автореферат.

Автореферат – содержит краткое изложение автором собственного научного произведения. В нём даётся обоснование структуры диссертационной работы, излагаются выводы диссертации и основные идеи, показывается вклад автора в совершённое изучение, и практическая значимость и степень новизны результатов изучения.

Для студента в качестве автореферата выступает предельно сжатое изложение текста курсовой либо дипломной работы, представленной к защите (текст выступления на защите курсовой либо дипломной работы). В нём студент проводит самоанализ собственной работы: коротко излагает стратегию и тактику изучения (научный аппарат), пути ответа поставленной неприятности и полученный итог.

Дипломная работа – это выпускнаяисследовательского характера работа. Дипломная работа – это опытная проверка, в то время как диссертация – проверка отвлечённая. Диссертация должна быть уникальна; в диссертации кандидат обосновывает, что как учёный он может поспособствовать формированию науки, которой собирается заниматься. Диссертация есть уникальной работой, т. е. в ней направляться «открыть» что-то собственное, чего другие учёные не говорили. Дипломы лучших студентов, не редкость, не уступают диссертациям. В последствии (при наличии способностей и желания его автора) такие работы переходят в более широкое изучение, т. е. в диссертацию. Но значительно чаще дипломная работа является формой учебного изучения.

Правила научного анализа литературного произведения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: