Формы научной самостоятельной работы в вузе

Научная независимая работа СТУДЕНТОВ КАК НУЖНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО Преподавателя

Плужникова е.а.

Научная независимая работа есть одним из наиболее значимых средств увеличения уровня подготовки экспертов с высшим опытным образованием через освоение студентами стандарта в ходе самообразования и обучения, исполнения научно-исследовательских работ, коллективной и личной творческой деятельности. Требования к проведению и организации научной независимой работе в вузах, в большинстве случаев, находит собственное отражение в нормативных документах и регламентируется особыми Положениями института.

Научная независимая работа студентов опирается на навыки и умения независимой работы, каковые развиваются у них в ходе учебной деятельности с первого курса.

Научная независимая работа по содержанию и своей организации в педагогическом университете разделяется на учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работы (рис. 1).

Рис. 1.

Структура научной независимой работы студентов в институте

Ведущая роль, в особенности на младших направлениях, в управлении научной независимой работой в собственности учителям. Продвижение студента в научной работе и учёбе увеличивает его степень и долю самостоятельности, в то время, когда от организатора и роли руководителя учитель неспешно переходит к роли консультанта и советчика. Организационно научная независимая работа может проходить по-различному:

а) под управлением учителя (научного руководителя), что соответствует репродуктивному и независимому уровню СРС;

б) в рамках научного студенческого кружка, научной группы и научного студенческого общества и т.д.;

в) индивидуально в сотрудничестве с учителями кафедры, что соответствует переходу студента от независимого уровня к осуществлению и научному уровню организации его познавательной деятельности.

Четко сформулированная задача, неприятность, постоянный интерес начальника к научной независимой работе студента стимулируют качество и интенсивность его работы (участие в работе кружков на кафедрах, в научных конференциях различного уровня, а также в написании курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.).

Потому, что участие в научной независимой работе есть составной частью профобразования студента, то одним из показателей успешности будет являться организованные у него умения и навыки, каковые он развивает в следствии познавательной деятельности и самообразования:

а) умение поиска источников информации, отбор нужной информации в одном (нескольких) источнике, ориентация в отобранных (рекомендуемых) публикациях и др. и смысловой ее переработки, содержащейся в разных источниках – книжках, методических материалах, электронной учебной продукции, ресурсах Интернета и др ;

б) умения и навыки письменной фиксации информации для ее последующего применения посредством разных видов записи (замысел, конспект, реферат, сообщение, аннотация и др.);

в) умение доложить результаты изучения и подготовить их к опубликованию.

В институте сложились определенные формы научной независимой работы студентов, каковые представлены на рисунке 2.

Рис. 2

Формы научной независимой работы в институте

На начальной стадии (в течении первого – второго направлений) студентов знакомят с элементами и основами научных изучений, развивают навыки независимой работы по углубленному изучению фундаментальных наук, воспитывая любовь к избранной профессии. Формами УИРС на этом этапе, смогут быть: написание рефератов по изучаемым направлениям; составление библиографии по определенной теме, среди них и на базе анализа ресурсов Интернета; участие в изготовлении учебно-методических пособий (таблиц, макетов, моделей); изготовление по заданиям кафедр чертежей, схем, плакатов; участие в подготовке лекционного демонстрационного материала, среди них и с применением возможностей компьютерных разработок; разработка компьютерных учебных программ; исполнение заданий на протяжении учебной и производственной практики и т.д.

На втором этапе студенты включаются конкретно в исследовательскую работу. Им поручаются конкретные теоретические либо экспериментальные разработки. В большинстве случаев, эти изучения ведутся при исполнении практических, лабораторных, курсовых иди дипломных работ, и при прохождении производственной практики.

На этом этапе студенты готовят рефераты и научные сообщения по методологическим вопросам, каковые заслушиваются и обсуждаются на занятиях. Необходимым дополнением УИРС на обоих ее этапах нужно считать работу в научных кружках студенческого научного общества во внеучебное время.

Лучшие работы студентов рекомендуются на студенческие научные конференции, конкурсы, выставки.

Реферат, доклад, курсовая и дипломная работы являются главными научными изучениями, каковые студент осуществляет во время обучения в институте. При исполнении этих форм независимой работы студент показывает собственные умения поиска литературы, ее конспектирования, обобщения и анализа подобранного материала, составления замысла, структурирования научного изучения, оформления работы. Разглядим неспециализированные требования к исполнению доклада, реферата, курсовой и дипломной работ.

Реферат – сжатое, письменное изложение научной информации по конкретной теме.

Тема реферата выбирается из рекомендованного перечня либо по предложению студента с согласия учителя той дисциплины, по которой он пишется.

Реферат не редкость монографическим – по одному источнику, к примеру, реферирование монографий, статей, учебных пособий, и обзорным – по нескольким источником, предполагает анализ выбранной темы.

Структура главной части реферата может содержать разделы:

  • сведения об авторе реферируемого материала, в случае если это нужно для полного раскрытия темы;
  • в основной части реферата описание научной информации по теме;
  • обобщения, выводы, замечания, значение выбранной темы.

Реферирование возможно посвящено личной проблеме либо обобщению разных мнений по определенной теме. От простого конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) разные мнения на разбираемую проблему, и наряду с этим составитель реферата определяет собственный отношение к разглядываемым научным позициям, взорам либо определениям, принадлежащим разным авторам. Исследовательский темперамент деятельности по написанию реферата воображает его главную научную сокровище.

Реферат может излагать главное содержание научной статьи либо монографии. Таковой реферат содержит главное содержание источника, и в обязательном порядке указывается точка зрения составителя, с которой он разглядывает проблему.

Как и у любого вида научной независимой работы, реферирование имеет пара необходимых этапов.

1. Выбор темы студентом происходит самостоятельно и определяется тематикой рефератов, которая приводится в каждом УМК по всем изучаемым в университете дисциплинам.

2. Определение целей, проблем и задач, каковые раскрывают сущность выбранной темы.

3. составление и Подбор литературы библиографического перечня главных источников, что образовывает, в большинстве случаев, 15 – 20 источников.

4. Исполнение выписок, конспектов из подобранных статей и учебных пособий. Особенное внимание уделяется определениям, классификациям, анализу разных подходов при раскрытии темы реферата.

5. Составление замысла главной части реферата и написание самого реферата, его оформление. Реферат возможно оформлен в напечатанном либо рукописном виде. Перед защитой реферата нужно продемонстрировать его черновик учителю, после этого уже совсем оформлять.

6. С рефератом студент может выступить на семинарском либо лабораторно-практическом занятии.

Доклад– форма независимой научно-исследовательской работы, где создатель раскрывает сущность исследуемой неприятности, разбирает разные подходы к её изучению, и личные взоры на нее.

Подготовка доклада требует от студента независимой и интеллектуальной работы, потому, что включает в себя такие необходимые элементы, от которых зависит и уровень качества его исполнения и успешность произведенной работы:

1) изучение самые важных работ по выбранной теме, список которых дает либо учитель либо студент предлагает сам;

2) анализ подобранного материала, выделение важнейших фактов, точек зрения, подходов разных ученых и научных положений;

3) логическое построение и обобщение доклада;

4) написание доклада с соблюдением требований научного стиля.

Доклады бывают письменные и устные.

Структура доклада зависит от уровня и вида независимой работы: он рассматривается как форма учебной независимой работы для выступления на семинарском занятии, и форма научной независимой работы для выступления на кружке, конференции и др.

Подготовка доклада для выступления на семинарском занятии включает в себя подбор из перечня литературы, предлагаемого в УМК по дисциплине, ее отбор и просмотр; составление конспекта выступления – подобранный материал анализируется, приводится в совокупность в соответствии с замыслу семинарского занятия, его целям и логике.

Доклад с результатами проделанного изучения, в большинстве случаев, не должен по времени быть больше 10-15 мин..

Особенно занимательны доклады, выстроенные с элементами проблемности, которые содержат интересные факты, примеры, ситуации.

Отличительной изюминкой учебного доклада от научно — исследовательского в том, что студент, в большинстве случаев, пользуется предложенными рекомендациями в определении целей занятия, его замыслом, подбором перечня литературы, что изложен в учебно-методическом комплексе по изучаемой дисциплине.

В случае если доклад готовится как сообщение о итогах научно — исследовательской работы студента в составе творческого коллектива, под управлением учителя, то его структура, оформление и этапы подготовки имеет собственные особенности:

1) выбор темы доклада осуществляется либо учителем либо выбирается самостоятельно в рамках проводимого изучения, и, в большинстве случаев, тема есть актуальной, уникальной и занимательной по собственному содержанию;

2) актуальность изучения показывает, чем оно весьма интересно в данной области, его важность;

3) обоснование темы доклада содержит анализ работ ученых в данной области и выявляет вопросы, которым в рамках проводимых изучений уделялось меньше всего внимания, и растолковывает выбор темы;

4) задачи и цели доклада в общем формулируют и уточняют тему изучения, показывают главные этапы работы на ней;

5) доклад по научно-исследовательской теме, в большинстве случаев, содержит догадку;

6) описание методики проведения изучения, т.е. подробное описание всех этапов работы над темой, которые связаны с получением результатов;

7) утверждение результатов представляет собой краткое изложение новой информации, взятой на протяжении наблюдений, опыта. Для наглядности и демонстрации значимости взятых результатов приводятся обобщающие таблицы, диаграммы, при выступлении с докладом довольно часто употребляются компьютерные презентации.

Любой доклад по окончании письменного изложения сообщается в виде устного выступления, которое отражает содержание выполненной работы. Устный доклад может сопровождаться компьютерной презентацией.

Курсовая работа — научно-исследовательская работа экспериментального, теоретического либо реферативного характера.

Курсовая работа экспериментального характера включает обзор литературы по заданной теме и результаты собственного экспериментального изучения с необходимым их дискуссией.

Теоретическая работа обязана содержать обзор литературы и уникальное исследование с дискуссией взятых результатов.

Реферативная работа представляет собой полный и систематизированный критический обзор литературы по конкретной научной проблеме.

Темы курсовых работ, в большинстве случаев, отражают актуальные теоретические и практические неприятности психолого-педагогических, социальных либо особых дисциплин, утверждены на кафедрах, на которых осуществляется их исполнение. Сама работа характеризует глубиной изложения, системным анализом и научным подходом существующих в отечественной и зарубежной науке точек зрения, содержит четкую формулировку целей, гипотезы и задач, определение объекта и предмета изучения, и программу эмпирического изучения.

Курсовая работа выполняется под управлением учителя — научного руководителя, что назначается кафедрой. В следствии исполнения курсовой работы студент обязан обозначить решимость к владению главными умениями вести исследовательскую деятельность.

Совокупность курсовых работ, делаемых студентами начиная со 2 курса по всем дисциплинам, подготавливает студентов к исполнению более сложной задачи – выпускной квалификационной работы.

Выпускные квалификационные работы в гуманитарных вузах выполняются, в большинстве случаев, в виде дипломной работы либо дипломного проекта, в соответствии с «Положению о ВКР в АГПУ».

Дипломная работа – это независимое изучение, которое должно показать глубокие знания автора по выбранной теме, его подготовленность по профессии в целом, умение разбирать собранный материал, информировать разные наблюдения.

Тема дипломной работы определяется совместно со студентом и его научным руководителем (консультантом) и представляется на кафедру в соответствии с календарным срокам для утверждения.

Дипломная работа есть показателем степени усвоения студентом навыков и умений научной исследовательской работы – разбирать и систематизировать теоретические знания на базе отечественного и зарубежного опыта, накопленного по выбранной теме; умения применять полученные знания на практике; умения изложить результаты собственной работы в тексте.

В дипломной работе возможно выделить теоретическую, методическую и экспериментальную части.

Теоретическая часть включает в себя – обоснование практической значимости и актуальности выбранной темы; выделение неприятности, изучению которой посвящена эта работа; обоснование и формулировку предмета, объекта, задач и целей изучаемой неприятности; постановку исследовательских задач; формулировку рабочих догадок; анализ степени изученности неприятности, обзор литературы, анализ разных подходов к разглядываемой теме; определение главных понятий; выделение классификаций, методов и форм; анализ возможностей и особенностей учебных дисциплин, в рамках которых происходит практическая проверка теоретических положений работы.

Методическая часть работыраскрывает умения и навыки студента проверить и доказать теоретические положения на практике, в рамках учебной дисциплины, определяемой профессией студента.

Экспериментальная частьработы показывает научные умения студентов в проверке и применении главных результатов работы с применением психолого-педагогической диагностики и состоит, в большинстве случаев, в обобщении опыта работы преподавателей посредством наблюдений, опроса, анкетирования во время прохождения производственной практики на 4-5 направлениях.

По окончании выбора темы, составления замысла работы, определения главного перечня литературы студент совместно с начальником образовывает личный график работы над дипломом.

Ответственное значение для студентов опытного образовательного учреждения есть участие в независимой работе, которая связана с постоянной практикой (учебной и производственной).

Так, в АГПУ традиционно сложилась совокупность постоянной с 1 по 5 направления, которая включает в себя учебную практику (1-3 направления), летную (3 курс) и производственную (4-5 направления) педагогические практики.

При прохождении постоянной педагогической практики студентам выдаются личные задания, к примеру:

  • анализ учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, особенности работы директора, помощников, преподавателей-предметников, классных начальников, социального педагога, педагога – психолога и др.;
  • анализ посещаемых воспитательных мероприятий и уроков;
  • разработка воспитательных мероприятий и конспектов уроков;
  • анализ разных видов учебных тематических планов и планов воспитательной работы образовательных учреждений;
  • независимое планирование учебной и воспитательной работы;
  • личные научные задания, делаемые на протяжении практики, в курсовых и дипломных работах;
  • составление чёрта обучающихся, классного коллектива и др.

Самоорганизация, независимая работа студентов,


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: