Формы правления и их эволюция по платону и аристотелю.

Платон в собственном произведении «Государство» показывает круговорот разных форм правления.

O Он осознаёт, что совершенное государство, кроме того в один раз появившись, неизбежно может деградировать и выродиться в что-то менее значимое, менее хорошее. Но резкого перехода от идеала к деградации не происходит. В большинстве случаев это идет волнами.

O В случае если совершенное государство начинает хиреть, на его месте должно появиться что-то иное. В какой-то момент распределение граждан по сословиям будет происходить не в соответствии с их природой, а по каким-то иным показателям. По причине того, что человек – существо несовершенное. Сословия перемешиваются, появляется смута, раздоры, эгоистическое чувство проявляет себя. Это ведет к столкновениям. Побеждают храбрейшие и сильнейшие. Гармония нарушается. Они подчиняют себе всех остальных и устанавливают некоторый порядок. Основной добродетелью делается честолюбие, армейские подвиги. Армейские качества преобладают, начинается тщеславие, которое ведет к рвению к власти.

O Появляется первая извращенная форма – тимократия. Это Спарта. В тимократии по мере развития рвения к власти, в один момент начинается рвение к достатку. Правители аккумулируют богатства, пользуясь собственной силой. Деньги становятся мерилом влияния в таком обществе. Появляется имущественное расслоение, появляются бедные, каковые исключаются из управления. Устанавливается имущественный ценз. Тимократия деградирует.

O На месте ее рождается вторая извращенная форма – олигархия. Тут господствуют низменные устремления, правят богатые. Правление плохое, по причине того, что они будут править в собственных заинтересованностях, а не в интересах всего населения в целом. В обществе появляется рвение к стяжательству, все желают стать богатыми, это ведет к бесконтрольному распоряжению имуществом. Имущество переходит из рук в руки, меняет собственников. Нарушается имущественная стабильность. И социальная стратификация еще больше смешивается. Классы богатых и бедных легко изменяются местами. В итоге достаток концентрируется в руках маленькой группы людей, все остальные – нищие. Появляется классовая борьба богатых и бедных. В ходе борьбы одна часть населения еще больше беднее, появляются люмпены, каковые требуют лишь зрелищ и хлеба. Олигархия гибнет.

O На ее месте появляется народовластие. Это третья извращенная форма. Тут господствует принцип неограниченной свободы. Это не самая нехорошая форма, но одна из самые худших. По причине того, что тут при господстве для того чтобы принципа страсти более не сдерживаются, в стране царит распутство, в нравах – нахальство. Правителями оказываются люди, каковые сумели завоевать размещение толпы посредством демагогии, исчезает всякое уважение к власти. Люди начинают ощущать любой сам себя царем. Исчезает уважение к законам. Исчезает социальная иерархия. Дети равняют себя к родителям, рабы равняют себя к господам, ученики – наставникам. Постоянные раздоры усиливаются, богатые пробуют защититься, бедные ищут вождя. Он нужен в обязательном порядке, в противном случае никто не позволит направление толпе. Он находится в обязательном порядке, свято место пусто не бывает.

Данный строй характеризуется изменчивой и активной политической судьбой, и нехорошим управлением. Главные недочёты народовластия — уравнивание людей различного преимущества, отсутствие компетенции, пренебрежение к знанию, к заслугам, все дано на откуп случаю, используется жеребьевка при замещении должностей.

O И, наконец, воспользовавшись избыточной беспорядками и свободой, к власти приходит тиран, выдающий себя за ставленника народа. Тирания, по Платону, — нехорошая из форм правления, в том месте царит бесправие, доносы уничтожение всех людей и противников, имеющих собственный вывод, а, следовательно, талантливых, хотя бы возможно, к сопротивлению.

O Но Платон говорит о круговороте. По окончании последней стадии круг обязан замкнуться и обстановка обязана возвратиться к совершенному стране. Это происходит необычным образом у Платона. Может так произойти, что тиран окажется ожесточённым и ужасным, но любящим правду. И тогда он отберет всех детей младше 10 лет, поместит их в отдельное помещение и воспитает как граждан отдельного нового совершенного страны. И по окончании тирании покажется внось совершенное государство. Тут кроме этого громадное влияние имеет воспитание.

их форм характеристика и Классификация правления у Аристотеля. Гос-во венчает собой как бы всю соц эволюцию. И потом А переходит к различению верных и неправильных форм гос-ва. Критерием для различие верных и неправильных форм гос-ва есть, во-первых, кол-во властвующих лиц, а во-вторых, то, осущ ли правление на базе з-на либо на базе личного либо группового произвола. Аристотель первым поставил задачу заменить правление людей правлением з-на, дабы все, включая правителей, подчинялись з-ну. Итак, А тут не пионер, он не первым внес предложение классификацию политических форм на верные и неправильные. В первый раз мы встречаем такую классификацию в усеченном виде у греческого историка Геродота, встречаем ее у платоновского Сократа, как персонажа платоновских диалогов. Но, само собой разумеется, Аристотель перерабатывает данный у него уже имеющийся материал. Итак, он различает верные и неправильные формы страны. К верным относится монархия. Тут правит один во имя неспециализированного блага, соответственно на базе з-в. Монархии он противопоставляет тиранов. Тирания неверная форма. Тут также правят одни, но преследует индивидуальные интересы, не заботясь об неспециализированном благе и попирая з-ны. К верным относится аристократия. Тут правит несколько лиц на базе з-в. Аристократии противостоит такая неверная форма, как олигархия. Тут также правит несколько лиц, но они во имя наживы попирают з-ы. Довольно часто по А разновидностью олигархии явл геронтократия, правление старцев. Не смотря на то, что считается, что правят старцы, но эти старцы еще больше в погоне за достатками, лишь не считая достатков их еще интересуют награды, разные почести. Они в погоне за призами, богатствами и почестями. К верным формам относится полития. На протяжении древней классики политией именовали, в случае если применять современную терминологию, конституцию страны, любого страны, другими словами политическая совокупность. Но Аристотель применяет данный термин для обозначения наилучшего страны. Полития — наилучшее госво, такое, где его мысль наилучшим образом претворяется в судьбу. Полития — это умеренная народовластие. В политии правит большая часть. Политии противостоят неправильные гос-ва. Это охлократия от слова охлос — масса людей. Это неверная, распущенная народовластие. И Аристотель говорит о постоянных обоюдных превращениях в истории охлократии в тиранию и напротив. Таковой анархии достигают отношения людей при охлократии, что больше всего они грезят о порядке и оказываются во власти тиранов. А тираны сперва всем льстят, раздают почвы, а позже начинают истреблять все лучшее, все выдающееся, и А первым таковой сюжет приводит. Позже он начнёт повторяться др и станет хорошим. Встреча 2 тиранов, 1 др задаёт вопросы, как необходимо руководить гос-м. Второй отв: Представь себе поле пшеницы, и в случае если к-то колосья выше других, то их нужно срезать. Вот так нужно руководить гос. Тиран пытается к тому, дабы народ стал трусливым, отнять у него политической энергии. Для него оптимальнее пассивный народ. И все время эти обоюдные превращения охлократию в тиранию, а тиранию в охлократию актуализируют это произведение Аристотеля. Итак, критерием различения верных и неправильных форм есть з-н, осущ ли правление на базе з-а, т.е во имя неспециализированного блага, либо царит произвол, как в неправильных формах гос-ва. По сути (данный вывод делают и др мыслители) неправильные формы явл неполитическими, по причине того, что этика и политика неразрывны. Политика неизменно этична, т.е преследует интересы неспециализированного блага. В древности, во времена древней классики, Аристотель политику вычислял неотъемлемой от этики. А вот эти, неправильные формы, неизменно деспотичны, т.е по сути собственной они кроме того и не политические формы — вывод, кот уже средневековые юристы сделают за Аристотелем, ориентируясь на громадный его авторитет в средневековье.

(Нерсесянц В.С. Политические учения Старой Греции)

ЕГЭ по обществознанию. Формы правления


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: